Конспект занятия по окружающему миру на тему: " Путешествие в мир комнатных растений
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Старкова Ирина Анатольевна

Цель: Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказывать о профессиях связанных с выращиванием цветов. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

на тему: «Путешествие в мир комнатных растений»

в старшей группе № 5

Цель: Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказывать о профессиях связанных с выращиванием цветов. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход занятия

В.: Дети, давайте посмотрим в окно, и подумаем какое время года сейчас на улице? А кто скажет, какой месяц?

Д.: Зима. Февраль

В.: Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе?

Д.: люди, животные, растения 

В.: А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? 

Д.: Растут, питаются, дышат

В.: Посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения?

Д.: Чтобы было красиво.

В.: Все мы любим цветы, и вы знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Как вы думаете, чем полезны растения?

Д.: они очищают плохой воздух

В.: Правильно! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут. Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название.

В.: Какие названия комнатных растений вы знаете? 

Д.: Кактус, фиалка

В.: Сл.2 Знаете ли вы название этого растения? (Показывает герань.) Это растение называется «герань», или «пеларгония». Еще его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда (после опыления) разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани?

Д.: У герани есть стебель, листья (цветки, если растение цветет) и корни

В.: Правильно! Молодцы.  А вот, цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик.

В.: А где корни герани? Как вы думаете, зачем растению нужны корни?

Д.: Корни растения находятся в земле.

В.: За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Сопровождается рассказ показом.) Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать.

В.: Сл.3 А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка узумбарская». Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья?»

Д.: Листья круглые, зеленые

В.: Сл.4 У фиалки есть листья (цветки, если растение цветет), стебель и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушенные  (у некоторых растений край ровный, а у других волнистый), у листьев есть черешок. Длинными черешками листья крепятся к корню. Стебель у фиалки очень короткий.

В.: С каким растением мы познакомились?

Д.: С фиалкой

В.: Сл. 5 Цветки фиалки бывают разных цветов.

В.: Теперь давайте немного поиграем.
Воспитатель сажает детей за столы, там приготовлена игра «Путешествие божьей коровки». Напоминает детям ход игры. Дети берут нить с божьей коровкой и водят ею по цветку. «Насекомое» ползет по стеблю (дети показывают стебель), по листу, по цветку.
В.: Сл. 6 Это - «Алоэ», а в народе его называют просто «Домашним доктором» или «Столетник». А почему это растение так называют?

Д.: (ответы детей)

В.: Сл. 7 А хотите узнать почему? Потому что, это растение очень долго живет, и самое главное может лечить людей. Сок «Алоэ» помогает и при насморке, и боле в горле, и ранах, и ожогах. А цветов у «Алоэ» нет.

В.: А как же получить сок? Надо взять листик и выжать сок (показ воспитателя) 

В.: Ребята, что же общего у всех этих растений? 

Д.: стебель, лист, цветок, корень

В.: Сл. 8 Можно сказать, что у них общее строение. А что разного 

Д.: окраска, форма  листьев

В.: Сл. 9- Что общего у герани и алоэ?

Д.: - Есть стебель, листья,  

В.: - Хорошо, но вы забыли назвать очень важную часть растения. Какую?

Д.: - Корни. Они находятся в земле.

В.: - Для чего нужны растению корни?

(ответы детей)

В.: Чем отличаются эти растения?

Д.: стебли разной толщины, листочки разной формы и окраски

Д/игра «Подбери каждому цветку горшок» Сл.10

В.: А сейчас я хочу вас познакомить с цветами, которые растут у нас в детском саду.

В.: Сл. 11Колеус. Это растение крупное. В народе его называют «крапивка». Похож этот цветок на кустик. Стебли прямые и светло-зеленые, сочные. Листья овальной формы, пестро окрашенные, по краю каемочка, зубчатые. А как вы думаете, это растение цветет? Я вам подскажу. Цветет в том случае, если ухудшаются условия его содержания. Цветки некрасивые, сероватого цвета, липкие, собранные в кисть. Их надо обязательно удалять, чтобы растение не истощалось. Колеус любит свет, а если ему не хватает влаги и света, то он бледнеет и вытягивается.

В.: Сл. 12 Традесканция.  На что она похожа? Да, тоже на кустик. Какой же стебель у нее? У традесканции не один стебель, а их много, и они свисают с краев горшка. Значить это растение вьющееся. На стеблях есть листочки, зеленого цвета, гладкие, сочные, овальной формы.

Показ сл. 13-20

В.: Сл. 21Мы много сегодня говорили о комнатных растениях. Какое значение имеют комнатные растения в нашей жизни?

В.: А, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли?

Д.: Вода, свет, тепло, питательная почва.

В.: Сл. 22 Правильно, ему необходимы благоприятные условия, (земля, свет, тепло, вода).  Без этого растения расти - не смогут. А для чего нужно растения поливать?

Д.: Чтобы оно не засохло.

В.: Зачем растению нужен корень?

Д.: чтобы растение дышало, пить воду

В.: Для чего растению нужны стебель и листья? 

Д.: Что бы растение дышало воздухом

В.: Сл. 23 Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету.

В.: Ребята, сегодня я нашла у себя в подъезде цветок в горшке. Кто то, наверно не захотел больше за ним ухаживать. Мне кажется, оно нуждается в нашей помощи. Кто узнал этот цветок?

Д.: Фиалка

В.: Давайте,  посмотрим на наше растение и определим, надо ли его полить и помыть.

Воспитатель показывает детям, как поливать цветок: поливает растение так, что через землю вода проходит в поддон. «Из поддона воду нужно вылить. Растениям, которые цветут, воды требуется больше. Гладкие листья протирают мокрой тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль щеточкой».

Поливать надо аккуратно по краю горшка, в корешок нельзя. А  поливать водой  только комнатной температуры.

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? 

Д.: пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки

Д/игра «Собери цветок» (проводится индивидуально за столами)

                   

Итог занятия в форме беседы с детьми.

Воспитатель: О чем говорили, что делали, что больше всего понравилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Конспект занятия в младшей группе на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

Конспект НОД   для  детей младшей группы  по обобщению представлений о комнатных растениях....

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие в Тундру»

обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует формированию представлений о природной зоне Земли - тундра...

План-конспект занятия по окружающему миру на тему "Путешествие капельки"

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе....

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие во Францию» для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно используются звуковые эффекты.

Цель: это формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Задачи: Обучающая: познакомить детей с Францией и элементами её культуры. Учить понимать значение слов &laq...