Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие в Тундру»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ильченко Ольга Сергеевна

обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует формированию представлений о природной зоне Земли - тундра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру на тему

 «Путешествие в Тундру»

Подготовила Ильченко Ольга Сергеевна

Цель: обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует формированию представлений о природной зоне Земли - тундра.
Задачи:
1.познакомить детей с климатом , природой, животным и растительным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах;
2. развивать представления об окружающем мире ; развивать умение сравнивать, мыслить логически, память, внимание, связную речь, словарный запас;
3. воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.
Словарная работа: пурга, вечная мерзлота, климат, убаюкать, лемминг, овцебык.
Предварительная работа: беседа о животных тундры, проведение опытов, проведении занятий о Антарктиде, изучение животных и особенностей климатических зон, работа с картой, заучивание согревающего массажа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Приоритетные виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты: наличие представлений у детей о климате, разнообразии и особенностях животных тундры.
Ход занятия

1.Вводная часть 
Воспитатель:

-Здравствуйте ,ребята. А что это за коробки вы сегодня принесли? ( дети отвечают, что коробки не их)

-А чьи же это коробки? Давайте быстрее их откроем и посмотрим, как вы думаете можно? (дети высказывают мнение, что коробки нельзя брать: вдруг они чужие, их кто-то потерял или там что-то опасное).

- Ой, а здесь подпись :« Для любознательных детишек». Значит для вас!
2. Активизация внимания.
Воспитатель:

-Давайте посмотрим, что там? (просит кого то из детей помочь, в одной фотография морского слона, а в другой - лемминга).

- Кто же это? И где он живет? (обращает внимание на морского слона, выслушивает ответы детей) Мы в прошлый раз путешествовали на его Родину.

- А это что за необычный зверек? И почему он такой грустный? (достает фотографию лемминга, дети высказывают свои предположения).

- Хотите узнать кто это? Тогда давайте отправимся на его Родину и узнаем? А где же он живет? 
3.Основная часть. 
Воспитатель:

- Ребята, а в коробке ещё что- то есть (достает светло-зеленые квадраты небольшого размера) Какого они цвета и зачем они нам нужны?
( В это время воспитатель обыгрывает ситуацию, как будто лемминг, ей что- то говорит)
Воспитатель:

- Ах, вот оно что! Этот милашка подсказывает нам, что, на карте все природные зоны обозначены разным цветом. Наш зверек живет в природной зоне, которая обозначена светло- зеленым цветом, я предлагаю вам подойти к карте и найти его местообитание (подходят к карте и прикладывают квадраты к карте)

-Как же называется эта природная зона?

-Ну что отправимся туда? Узнаем, что же это за природная зона- тундра и сделаем хорошее дело, отвезем этого зверька на его Родину.
Воспитатель:

В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает вас – 
И опять в экспедицию отправляется нас!
Воспитатель: Вот мы и на месте.
Рассказ воспитателя:

-Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, убаюканную метелями, она покажется Спящей царевной. В тундре холодно, пустынно и просторно. Метель и вьюги поют животным и людям песни, которые навевают белые сны. Климат в тундре мягче и теплее, чем в Антарктиде. Снег не очень глубокий (около 0.5 метра), сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в снежной круговерти можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах и лыжах. Как средство передвижения люди используют оленьи упряжки. Поверхность тундры напоминает волны.

Воспитатель:

- Это, ребята, лемминг ( рассказ воспитателя о нем)Небольшое млекопитающее, принадлежащее к роду грызунов, размеры лемминга 10 — 15 см, а вес достигает 70-ти грамм, имеют упитанное туловище на коротких ногах, покрытое мягкой шерстью однородного серо–коричневого или пестрого цвета. Эти небольшие животные устраивают себе гнезда и питаются корнями растений, осоками и мхами, съедая за сутки в два раза больше своего собственного веса.
4.Согревающий массаж.
Воспитатель:

- Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Ребята, я предлагаю вам выйти из ледокола и немного пройтись по тундре. Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надевают лыжи и держаться рядом) 
Нам мороз не страшен,
Лишь ленивым он опасен. (идут друг за другом)
Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)
И про нос не забываем (трут нос)
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее (уши сгибают, разгибают)
И ладошки прижимаем 
Сильно- сильно растираем. (трут ладошки друг об друга)
Вот на лыжах проезжаем, (имитируют скольжение на лыжах)
Санки мы не забываем. (присаживаются и встают)
Тра-та-та, тра-та-та,
Постучимся в ворота (стучат по спине, впереди идущего, ребенка)
Солнышко, выходи,
Нам согреться помоги!!!( гладят спину, впереди идущего, ребенка)
5.Продолжение основной части.
Воспитатель:

- А как вы думаете, в тундре всегда так холодно?

-А здесь бывает лето? (ответы детей) Да действительно, лето в тундре, конечно же, бывает!!! И сейчас в тундре произойдет чудо и мы попадем в лето!!!

-Давайте закроем глаза и повернемся 3 раза!!!
Рассказ воспитателя: 

-Как только стает снег, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать короткое тёплое лето . Летом поверхность тундры покрыта болотами. В июле тундра покрывается ковром цветущих растений — полярных маков, одуванчиков, незабудок и др. Тундра богата ягодными кустарничками — , клюквой, морошкой, голубикой.
-Ребята, а чем летом покрыта земля в тундре? (болотами). А почему же летом становится много болот, ведь здесь не выпадает много дождей??? (ответы детей) А почему вода не просачивается в землю???

-За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля- её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуются болото.
Воспитатель:

- А теперь пришла пора возвращаться нам в детский сад.
Вот мы и в детском саду!!! (прикрепляют животных нашей местности к макету)А это что прилетело вместе с нами? (показывает детям корзинку)
-В какой же природной зоне Земли мы сегодня побывали?

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (выслушивает эмоциональные отклики детей)
-Ребята, на этом наши путешествия не заканчиваются, в следующий раз мы отправимся с вами на родину животного, которого называют пушистым рекордсменом, у него уши похожи на крылья бабочки, а хвост в два раза длиннее его тела (показывает фотографию тушканчика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

План-конспект занятия по окружающему миру на тему "Путешествие капельки"

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе....

Конспект НОД по окружающему миру на тему:"Путешествие в мир игрушек"

Формировать у детей представление об игрушках....

Конспект занятия по окружающему миру на тему: " Путешествие в мир комнатных растений

Цель: Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказывать о профессиях связанных с выращиванием цветов. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений. Воспитывать бере...

Онлайн занятие по окружающему миру на тему "Путешествие по нашей Родине и её столицы"

Предлагаю вашему вниманию вариант проведения занятия онлайн для подготовительной группы. Необходимо составить презентацию по описанию слайдов, красочные и познавательные картинки позволят детям нагляд...

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие во Францию» для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно используются звуковые эффекты.

Цель: это формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Задачи: Обучающая: познакомить детей с Францией и элементами её культуры. Учить понимать значение слов &laq...