Конспект НОД "Что мы знаем о птицах?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД в страшей группе "Что мы знаем о птицах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_chto_my_znaem_o_ptitsah.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД с детьми старшей группы

«Что мы знаем о птицах?»

Программное содержание:

- уточнить  представления детей о  знакомых птицах (зимующих , перелетных, домашних);

- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять сходства и различия между ними;

- вызвать у детей активное сочувствие к зимующим птицам, желание оказывать им посильную помощь;

- развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение;

- стимулировать применение полных предложений;

- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:  Иллюстрации птиц, наборы разрезных картинок; запись пения птиц в лесу; дидактические игры.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах;  загадывание загадок; рассматривание книжных иллюстраций.

Звучит запись голосов птиц.

Воспитатель: Что за песенные переливы мы с вами услышали, каких птиц вы узнали по голосу?

 - В какое время года можно услышать веселые  голоса птиц,  такое чудесное птичье пение? (весной, летом).

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать веселые птичьи трели;

когда поют птицы? (когда им тепло, они сыты);  почему нельзя услышать их зимой  (птицы улетели на юг);  

- Как называют птиц, которые осенью улетают в дальние края,  туда,  где тепло и сытно?  (перелетные).

Отгадайте загадки про перелетных птиц:

1.Он - певец лесной,
И солист ночной;
Горлышко трясется 
Песенка несется. 
(Соловей)

2.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. 
(Скворец)

3.Прилетает к нам с теплом, 
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. 
(Ласточка)

4.В синем небе голосок 
Будто крохотный звонок,
Он взовьётся в высоту,
И поёт там на лету. 
(Жаворонок)

5.Он на вид высок и сер - 
Сухопарый землемер:
Поле гречки, за лугами
Всё промерил он шагами. 
(Журавль)

6. Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила. 
(Кукушка)

Динамическая пауза:

Летели птички,
Собой невелички (летают по группе)
Как они летели,
Все люди глядели  (посмотреть вверх, ладонь к глазам)
Как они садились
Все люди дивились (присесть)
Сели, посидели,
Взвились, полетели  (летают по группе)
Песенки запели  (имитация чирик-чик-чик).

Дидактическая игра:  «Опиши и назови».

Воспитатель предлагает детям карточки с изображениемперелетных птиц. Дети  описывают отличительные особенности и называют птиц.

Воспитатель: А что происходит с птицами, которые остались на  зимовку?

( не хватает корма, холодно). Правильно, ребята, голодно зимой в лесу не только  зверям, но  и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

 Послушайте стихотворение:

 Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

 Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

 И если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

 Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

(К. Мухаммади)

Воспитатель: А каких зимующих птиц мы с вами, ребята, знаем? (на доску вывешиваются картинки с птицами изображением вниз; дети подходят к доске, переворачивают и отвечают).

Дидактическая игра:  «Узнай  птицу по описанию»  (дети встают в круг; подготовленные  заранее  дети описывают птиц):

Синица:

Спинкою я зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дятел:

Я в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На людей я не гляжу,

Все стучу, стучу, стучу.

Снегирь:

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найду приют:

Не боюсь я простуды-

С первым снегом

Тут как тут!

Клест:

Я прыгаю, шуршу,

Клювом шишки потрошу?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Пою со свистом.

Сорока:

Непоседа я пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут меня ...

Воспитатель: Молодцы, знаете много зимующих птиц. А еще мы с вами знаем, что нашим друзьям, птицам, обязательно нужно помогать пережить трудное для них, холодное время  года - зиму. Подкармливать птиц можно разными семенами  (тыква, арбуз, семечки подсолнуха); подойдут и крупа и  хлебные крошки, кусочки сала и мяса. Не забывайте о птицах зимой!  (дети садятся на стульчики).

Игровое задание «Найди ошибку»:

1. Прилетели птицы:

Вороны и синицы,

Голуби и спицы. 

2. Прилетели птицы:

Вороны и синицы,

Галки и стрижи,

Кукушки и ножи. 

3. Прилетели птицы:

Вороны и синицы,

Голуби, чижи,

Сойки и стрижи,

Чайки, пеликаны,

Чайники, тюльпаны.

4. Прилетели птицы:

Вороны и синицы,

Голуби, чижи,

Сойки и стрижи,

Чайки, пеликаны,

Чибисы, ножи, 

Галки и ужи. 

Дидактическая игра  «Собери и назови»: детям предлагается  встать, разделиться на три подгруппы для работы над разрезной картинкой – собрать изображение птицы и назвать ее.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

В деревне есть часы такие,
Не мертвые они,   живые.
Ходят без завода.
Они  птичьего  рода.   
(Петух)

А что это за птица, петух? (домашняя). Каких домашних птиц вы  еще знаете? Почему этих птиц называют домашними? Зачем человек занимается их разведением?

Дидактическая игра  «Кто  где  живет»:  детям предлагается набор карточек с изображением лесных птиц, домашних, городских, которых нужно расселить по местам обитания   (схемы – иллюстрации).

Рефлексия:

Воспитатель задает детям вопросы:

- О каких птицах мы сегодня вспомнили?

- Почему зимующим птицам нужна наша помощь?

- Как мы можем им помочь?

- Что вам больше всего понравилось, а что было выполнить трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуального конкурса "Знай-ка"

Интегрированное  КВН - занятие для детей подготовительной группы. Все задания в занятии направлены на развитие интеллектуального потенциала детей в игровой форме....

Конспект "Что мы знаем о рыбах?"

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР...

Конспект "Что мы знаем о рыбах?"

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР...

конспект интеллектуального конкурса "Знай-ка о спорте"

в конспекте подобраны различные задания для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!"в средней группе

Разработка интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!" в средней группе. Включает в себя различные задания согласно по возрасту детей....

Конспект занятия «Я знаю, что надо придумать…»

Цель: развитие творческих способностей детей и их сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости и взаимопомощи....

Конспект "Что мы знаем о воде"

Конспект по познавательному развитию с детьми средней группы на тему : "Что мы знаем о воде"....