Экспериментально-исследовательский проект « Опавшие листья - мусор или нет?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сердюкова Юлия Геннадьевна

Экспериментально-исследовательский проект

 

« Опавшие листья - мусор или нет?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opavshie_listya_musor_ili_net.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад           с.Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области»

 Экспериментально-исследовательский проект

« Опавшие листья - мусор или нет?»

Составили воспитатели:

                                                                                 Сердюкова Ю.Г

                                                                                   Брухальская О.В

2018 год

Проект: « Опавшие листья - мусор или нет?»

Участники проекта:  воспитатели; дети подготовительной к школе группы, родители.

Вид проектаСреднесрочный, экспериментально-исследовательский.

Сроки реализациис 9.09.17г. по 4.10.18г.

Автор проекта  воспитатели первой кв. категории  :Сердюкова Ю.Г. , Брухальская О.В

ПроблемаВо время прогулки на игровой площадки детского сада , у Кати и Макара возник спор «для чего нужны листья?», «опавшие листья мусор или нет?»

Актуальность темы: 

         Через проект, возможно, показать на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе, дать представление о связи растений и почвы, о  том, как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания

Знакомя ребенка с природой Родного края, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Человек давно уже решил, что он – покоритель природы и может вмешиваться в действие её законов, искусственно создавая блага для себя: мы едим мясо искусственно выращенных животных, носим ткани из искусственно созданных волокон, на заводах создаём искусственные удобрения. Но ведь естественное должно быть лучше! Сейчас экологи всего мира бьют тревогу по поводу нарушения экологического баланса в мире. Каждый из нас в ответе за сохранение уникальной природы родного края!

В процессе исследований мы узнали, что опавшие листья действительно имеют огромное значение в природе.

А также, что опавшие листья являются мусором где – то.

И все это через исследовательскую деятельность доказали Катя и Макар.

.Листья растут на деревьях.

Листья растут на цветочках.

Листья появляются из почек.

Под листвой деревьев мы прячемся от солнышка.

Птички любят сидеть на листьях.

Деревья красивые с листочками летом.

Когда дует ветер, листья шумят.

Осенью листья окрашиваются красивые разные цвета.

Радостно становится играть с опавшими листьями.

Бегать по опавшей листве.

Шуршать листочками.

Для чего нужны листья?

Чем листья питаются?

Как они распускаются?

Какую пользу приносят опавшие листья?

Почему они желтеют осенью?

Сколько весит лист?

Почему листья опадают осенью?

Какую пользу приносят опавшие листья?

Опавшие листья мусор или нет?

Что можно сделать из листьев?

Спрошу у мамы.

Спрошу у папы.

Спрошу у бабушки.

Спрошу у воспитателя.

Расскажет воспитатель.

Прочитаем в энциклопедии.

Прочитаем в книге.


Цель проекта

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. 

Задачи:

  • Дать детям знания о листьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения, пользе для человека, животных, насекомых.
  • Научить детей пользоваться простейшими способами обследования листьев.
  • Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
  • Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
  • Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.


Гипотезы Кати Сердюковой:

На улице , во дворе , а также в огородах и садах я  и моя семья собирали    опавшие листья в большие кучи, а потом поджигают. Мне не давал покоя вопрос: «А правильно ли мы  делали?» Листья - это часть природы, а в природе нет ничего лишнего, ненужного. Я думаю, что и листья лесам, паркам, скверам, огородам зачем-то нужны. И, наверно, взрослые не совсем правы, сжигая опавшую листву. (Катя .С.)

В процессе исследования я узнала, что опавшие листья действительно имеют огромное значение в природе.

1. Я заметила, что листья под действием солнца высыхают, начинают рассыпаться, превращаясь в труху. Под действием дождей, снега, а также благодаря работе определённых микроорганизмов они гниют, постепенно смешиваясь с землёй, образуют перегной. Получается, что опавшие листья - это ценное органическое и минеральное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели!

2. Листья вместе с толстым слоем снега на протяжении всей зимы утепляет корни деревьев, защищая их от мороза, сохраняет семена растений. Служит для дерева одеялом. Осенью я под охапкой листьев оставила семена различных растений: петрушки, клёна, цветов. Весной с наступлением тепла многие из них проросли. Значит, не замёрзли, не погибли от мороза. Зимой жизнь растений продолжается. Если раскопать снег, то можно увидеть сквозь слежавшуюся листву небольшие ростки. И в каждом ростке различаются будущие листья, слившиеся со стеблем и даже бутоны цветов.

3. Весной в толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустарников, питая их, снабжая ценной для их роста влагой и минеральными солями. Питательные вещества из перепревших листьев вновь поглощаются корнями. Заметила, что земля, лишенная лесной подстилки, более сухая. Почва после дождя быстро высыхает на открытых участках. А под листьями долго остаётся влажной.

4. Летом подстилка из листьев спасает почву от опасного уплотнения. Ведь почва должна быть рыхлой, богатой воздухом и влагой. Только тогда на ней будут расти растения. Если уничтожить листья – почва быстро уплотняется, истощается. Я заметила, что участки почвы в парке лишенные листьев, растений, более плотные, почва утрамбована. Землю на этих участках тяжелее перекапывать.

5. Когда листва долго лежит, то выделяет физиологически активные вещества, которые способствуют выздоровлению больных. Деревья и кустарники, не накрытые лесной подстилкой, ослабевают и болеют.

6. В опавших листьях прячутся насекомые: божьи коровки, муравьи, жужелицы, дождевые черви. Они поедают вредителей растений и разрыхляют почву.

7. Не могут обойтись без опавших листьев и ежи. Зимой ежи впадают в спячку. Осенью они строят для будущей зимовки избушку, которую сооружают часто между выпирающими из земли корнями деревьев, в дуплах пней, иногда в норах или в небольших ямах, или просто на ровном месте – среди массы принесённых побегов и листьев растений. Так ежи утепляют будущую зимнюю квартиру, ежи натаскивают туда осенью побольше опавших листьев, стебли растений, сухую траву и рыхлый мох.

8. Не смогут обойтись без лесной подстилки грибы. Ведь грибница, которая оказалась под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. Листва и мох защищают её от высыхания. Собирая грибы, нельзя раскидывать в стороны листву, под которой они прячутся. Нужно лишь аккуратно выкручивать гриб или срезать ножичком.

9. Опавшая листва нужна многим лесным животным. Под ней долго хранятся жёлуди и побеги растений, которыми питаются кабаны.

10. Лесная подстилка нужна и птицам. Они разгребают листья, чтобы отыскать в них мелких насекомых и личинки, семена растений.

11. Нам, детям, листопад тоже приносит много радости. Из листиков можно сделать красивую картину, наклеить их по своему желанию на картон, можно сплести прекрасные венки, сделать поделки – это очень интересно и забавно. Я очень люблю фантазировать.

А ещё опавшие листья здорово шуршат под ногами. А как весело собрать листья в кучу и потом прыгать в неё! Эта игра приносит радость, развивает ловкость и быстроту.

Запах прелой листвы снимает у меня усталость. Я люблю осень за её краски и особенный аромат!

Гипотезы Макара Журбина:

1.Когда я возвращаюсь с детского сада домой, или с родителями идем в магазин, на дорогах, тротуарах, на детских площадках – повсюду лежит опавшая листва. Я думаю, что листья на дорогах, тротуарах нужно подметать, собирать.

2.Считаю, что листья здесь являются мусором. Это не красиво и город будет выглядеть грязным.

3.Везде в листве писают и какают собаки и кошки. Дети играются на детской площадке и могут заболеть. В листву кидают мусор, пакеты, которые выделяют вредные вещества.

4.Когда я играюсь, могу поранить руки, пальцы, в листву люди кидают бутылки. (Макар Ж.)

Разработка проекта

  • Поставить вопрос
  • Подобрать методическую  литературу, иллюстрации, аудио и видеозаписи.
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности детей
  • Составить перспективный план

Формы работы:

Индивидуальная, парная

Формы и методы реализации проекта

Познавательная деятельность

Занятия

Беседы

Игротека

Читальный зал

Музыкальная гостиная

Художественная мастерская

Познавательная деятельность.

НОД

«Лист – часть растения» (воспитатель),

«Прогулка в городской парк» (воспитатели)

«Осень» (воспитатель)

«Осенний пейзаж» (воспитатель)

 Заучивание стихотворения   Е. Трутневой  “Осень” (воспитатель)

Беседы: «Беседа с рассматриванием альбома «Листья лечат»

 Экскурсия в осенний парк  

Опыты:

«Распускание листьев».

«Почему листья желтеют?»

«Как листья опадают?»

«Сколько весит листочек?»

Дидактические игры:

«Угадай лист по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок», «Такой листок, лети ко мне!», Найди листок, «Найди, о чем расскажу», «Найди свой дом», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»

Дидактическое упражнение «Составьте изображение из прозрачных картинок»,   «Найди, что неверно»,«Подбери к дереву листья».

  Подвижные игры:

«Найди дерево», «Найди такой же лист», «Гуляй, да присматривайся»

Читальный зал.

 (Альбом «Поэты о листьях» Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о листьях

 Разучивание стихов, загадок о листьях. Обсуждение пословиц и поговорок.

Музыкальная гостиная.

 Слушание:

- «Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко

- «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» ПЧайковского).

-   «Октябрь», из альбома «Времена года» П.Чайковского

Художественная мастерская.

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий  в альбомах

«Художники о листьях»

«Фотографы о красоте осенних листьев»

 Выставка детских работ «Наш вернисаж»

Работа с родителями

1Консультации:

-«Воспитание у детей любви к родной природе» 
-«Листья лекарственных растений в помощь зрению»

-«Как правильно составить гербарий»

2 -Приглашение родителей на занятия, на выставку детских работ «Наш вернисаж»

3- Участие родителей в развлечениях.

 Ресурсное обеспечение проекта

1 Кадры и социальные партнеры:

  • Дети
  • Взрослые – воспитатели, родители, музыкальный руководитель, заведующая детского сада

2.Материальная база:

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, интернет.
  • Программное обеспечение:  
  • MicrosoftOfficeWord

 MicrosoftOffice   Excel

 MicrosoftOffice    Publisher

MicrosoftOffice    PowerPoint

  • Дидактические игры
  • Иллюстрации
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
  • Конспекты занятий, сценариев, развлечений
  • Подборка художественной литературы
  • Материал для художественного творчества
  • Интернет ресурсы

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстраций, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

 Составление плана проекта  

Определение видов работ по проекту

Определение детских задач в рамках проектной деятельности

Основной

Реализация всех видов работ по проекту

Итоговый

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

-Создание и показ мультимедийной презентации

-Тематический праздник «Осенняя ярмарка»

- Презентация выставки «Наш вернисаж»

 

Предполагаемые результаты проекта.

Долгосрочные:

  • станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;
  • возникнет потребность у воспитателей  в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми.
  • появится возможность представить данный проект  в  профессиональных конкурсах педагогического мастерства.


Рабочий план реализации проекта

Первая неделя (9.09. – 13.09.2018)

Понедельник

Первая половина дня

Групповая комната

Приглашение на выставку репродукций картин (постановка вопроса проекта перед детьми)

воспитатель

 Диагностика по теме: «Какие листья ты знаешь?»

воспитатели

Вторая половина дня

Групповая комната

Чтение «Рябина покраснела» М. Пришвин

воспитатели

Работа с родителями: приглашение к участию в проекте. ( анкета, поиск материала по теме проекта)

Дидактическая игра:

«От какого дерева листок?»

Воспитатели

Вторник

Первая половина дня

Экскурсия в осенний парк

Воспитатель , младший воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Беседа с детьми:

«Кто спрятался под листьями?»

Консультация для родителей: Воспитание у детей любви к родной природе

Воспитатель , заведующая д/с

Воспитатель

Среда

первая половина дня

Групповая комната

Занятие: Рисование

«Осенний пейзаж»  

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Опыт: «Сколько весит лист» Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Групповая комната

Занятие: «Лист – часть растения»

Наблюдение на прогулке за листьями в теплый период

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию»;

Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Групповая комната

Рассматривание альбома «Художники о листьях».

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Составление загадок с использованием символов 

« Отгадай лист по описанию»

Воспитатель

Вторая неделя (16.09 -20.09.2018)

Понедельник

Первая половина дня

Групповая комната

 - Изготовление макета почвы

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра «Чем отличаются и чем похожи листья?»

Воспитатель

Вторник

Первая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «Осенний вальс»;

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Изготовление поделок для выставки «Наш вернисаж»

Воспитатель

Среда

Первая половина дня

Наблюдение на прогулке

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Чтение   «Осинке холодно» М. Пришвин

Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Групповая комната

Занятие

Заучивание стихотворения

Е.Трутневой “Осень” 

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Рассматривание макета:

«Из чего состоит почва?»

Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Групповая комната

Рассматривание альбома «Листья лечат»

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Как правильно составить гербарий»

Воспитатель

Третья неделя(23.09 -27.09.2018)

Понедельник

Первая половина дня

Групповая комната

Занятие по логоритмике

«Прогулка в осенний лес»

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Изготовление макета «Листья служат укрытием!

Воспитатель

Вторник

Первая половина дня

Групповая комната

  Опыт: «Распускание листьев».

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «От какого дерева листок»;  

Воспитатель

Среда

Первая половина дня

Групповая комната

Опыт: «Почему желтеют листья?»

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Изготовление поделок для выставки «Наш вернисаж»

Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Групповая комната

Наблюдение на прогулке

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «Четвёртый лишний»;

Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Групповая комната

Беседа с показом папки – передвижки «От почки до почвы»

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «Времена года».

Воспитатель

Четвертая неделя (30.09 -4.10.2018)

Понедельник

Первая половина дня

Групповая комната

Загадки по теме проекта

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Опыт: «Как листья опадают?»

Воспитатель

Вторник

Первая половина дня

Групповая комната

Наблюдение на прогулке за листьями в   холодный период.

Воспитатель

Вторая половина дня

Групповая комната

Дидактическая игра:

 «Бывает – не бывает»; Организация выставки детских работ «Наш вернисаж»

Воспитатель

Среда

Первая половина дня

Групповая комната

Занятие по ориентировке в пространстве «Осень»

Учитель- логопед

Вторая половина дня

Групповая комната

Чтение «Осень»

Г. Скребицкий

Воспитатель

Четверг

Первая половина дня

Групповая комната

Консультация в родительский уголок:

«Листья лекарственных растений в помощь зрению».

 

Воспитатель

Вторая половина дня

Дидактическая игра:

«Собери букет» .Воспитатель

Пятница

Первая половина дня

Тематический праздник «Что нам осень принесла?»

Воспитатель

Вторая половина дня

Опыт «Почему лист зеленый?»

Воспитатель


Эффективность реализации проекта

В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

  • Дети узнали много интересного о листьях, их пользе для природы, о значении листьев для жизни растений, и пришли к выводу, что действительно, листья являются важной частью растений и приносят пользу человеку и животным.
  • А также о вреде опавших листьев.
  • Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех

предложенных мероприятиях:

  • рисование листьев вместе с детьми;
  • создание гербария;
  • придумывание рассказов и сказок о листьях;
  • посещение открытого занятия;
  • чтение предложенной им литературы и поиск новой.
  1. Были созданы:
  • новые пособия для дидактических игр;
  • альбомы «Листья лечат», «Художники о листьях», «Поэты о      

  листьях», «Фотографы о листьях»;

   4. По окончании проекта повысился уровень знаний детей о листьях.          

      Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о  

       природе, повышению у них познавательного интереса.

   5.Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод - очень    

      интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея  

      для разработки и реализации нового педагогического проекта.

Выводы, заключение.

Выводы Кати Сердюковой:

В лесу, в жизнь которого не вмешивается человек, всё происходит так, как задумано природой. Там много больших деревьев. Корой деревьев, семенами и плодами кормится много животных. Умирают и растения, и животные. Тогда насекомые: черви, личинки, грибы и бактерии постепенно превращают тела животных и погибшие деревья, а также опавшие листья в плодородный перегной. На этой богатой питательными веществами почве появляются новые растения, и круговорот начинается снова. Из почвы - в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Почва в лесу более плодородная, чем на полях, в огородах, в тех местах, которые обрабатывает человек. Если почвы вдруг не станет, то круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди?!

Опавшие листья, я считаю, это не мусор, они приносят огромную пользу лесу, животным, насекомым, людям. Ведь мы – часть природы, и об этом никогда не должны забывать. Нужно беречь природу.

Для растительных остатков в огороде можно найти полезное применение: закопать листву в яме для удобрения или перекопать, оставить листья в земле. Тогда почвенные организмы сами переработают листья в плодородный гумус.

Сжигать листья и сухую траву, я считаю, нельзя. Огонь погубит насекомых, которые спрятались в листве; может повредить корни молодых побегов в земле. Земли превратиться в чёрное пепелище. А ещё, когда листва горит, в воздух становится грязным и человеку становится трудно дышать. Если бы в селе жители не сжигали осенью листья, я думаю, что дышать нам было бы легче, и гулять на улице было бы хорошо.

Листья принесут больше пользы, если превратятся в перегной, который удобряет землю.

Из-за опытов, которые проводили вместе с воспитателем, я думаю, что опавшие листья – не мусор. (Катя С.)


Выводы Макара Журбина:

Опавшие листья забивают стоки, засоряют дороги и делают скользкими тротуары.

Опавшую листву и мусор вдоль дороги и на пешеходных зонах нужно собирать.

Городские зеленые насаждения загрязняются из воздуха, которые проникают в листья из загрязненных почв и вод.

Из-за машин листва загрязняется нефтепродуктами и тяжелыми металлами, которые испаряются в воздухе и впитываются в землю, если не подметать в городе листву.

Соль, которой город щедро засыпает в зимнее время на дороги, тоже поступает в землю, если не убирать листву.

Что же будут весной с листьями, которые пролежали зимой на газонах? Спрессованную под снегом корку, если прикоснешься голыми руками, может вызвать ожог кожи! Оставлять такую подстилку нельзя – это больше вред, чем польза для растений. Тяжелые металлы и многие другие загрязнители убивают деревья и кустарники, деревья тогда погибают.

Опавшая листва очень быстро становится смесью листьев и разнообразного бытового мусора, многие люди бросают под деревья и кустарники мусор. Пластиковые пакеты, собачьи какашки – все это зимой накапливается, смешивается с листвой и создает среду обитания для крыс и опасных инфекций, которые крысы разносят.

Из наблюдений, из рассказов воспитателя, бабушки, мамы, папы я сделал свои выводы, что опавшие листья – это мусор. (Макар Ж.)

Источники:

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» 1 класс.

А.А.Плешаков «Великан на поляне»

Р.Витт, Х. Нинке «Энциклопедия родной природы»

Тимирязевская Академия советует Почва и компост»

Детская энциклопедия «Махаон» Мир леса

Современная энциклопедия начальной школы «Окружающий мир»

Школьный путеводитель серия «Узнай мир» Природа. «Деревья»

Г Огуреева Большая детская энциклопедия «Ботаника»

Лемеза Н.А.  Более 200 вопросов и ответов. – М.: «Айрис». – 2007 г.

 Малафеева Н.Н.  //Энциклопедия дошкольника. – М.: ООО

«Издательство АСТ – ЛТД». – 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Опавшие листья" в подготовительной группе.

Данный проект был запланирован после экскурсии с детьми в осенний лес. У детей возникло много вопросов в результате наблюдения за окружающей природой. Разнообразие красок осеннего леса радовало детей,...

Проект "Зачем нужны опавшие листья"

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необх...

Семейный экологический проект "Опавшие листья"

Совместная деятельность детей и родителей в проекте "Опавшие листья" объединила всех участников. Экспериментируя, дети узнали много интересного об обыкновенном листочке с дерева........

Экспериментально – исследовательской образовательный проект «УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»

    Дети дошкольного возраста- это пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игры, занятия, прогулки, сон. В процессе иг...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Цель проекта: Формировать представления у старших дошкольников о разнообразии растительного мира края, его пользе для здоровья в совместной деятельности с взрослыми....

Экспериментально- исследовательский проект "Природа- наш дом. Мусор не нужен в нем!"

Земля- наш единственный дом,Давайте не мусорить в нем!Пусть каждый это поймет,Если себе не враг:Земля и без нас проживет,А мы без нее никак!...

Реализованный экспериментально- исследовательский проект для 2 младшей группы «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!»

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сло...