ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
проект

Алеева Айгуль Асановна

Цель проекта: Формировать представления у старших дошкольников о разнообразии растительного мира края, его пользе для здоровья в совместной деятельности с взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelenaya_apteka.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»

 

Автор: Алеева А.А.

2016

Цель проекта: Формировать представления у старших дошкольников о разнообразии растительного мира края, его пользе для здоровья в совместной деятельности с взрослыми.

Задачи проекта:

  • Формировать представления детей о разнообразии растительного мира родного края, с его значимостью для сохранения собственного здоровья.
  • Познакомить детей с полезными свойствами лекарственных растений.
  • Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  • Научить детей взаимодействовать с объектами природы посредством органов чувств.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  • Развивать умения и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
  • Воспитывать экологическую культуру детей.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
  • Воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.

Продукт проектной деятельности: Альбом о лекарственных растениях.

Актуальность.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

      В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

      Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, т.к. они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

     Воспитанники группы, узнав, как могут лекарственные травы и ягоды, произрастающие на территории края помочь в оздоровлении организма, проявили к ним интерес. Мы предположили, что расширив знания детей о растениях родного края, мы будем способствовать их практическому применению в оздоровлении организма и бережному отношению к природе. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, самовыражении, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками.

     В Ступинском районе мы можем встретить такие растения как: крапива, лопух, одуванчик, подорожник, мать-и- мачеха и др. Часть растений занесена в Красную книгу. Поэтому надо приучать детей беречь и охранять природу, растения, рационально использовать ее богатства.

Участники проекта: педагоги, воспитанники ДОО и  их родители.

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий. Срок реализации проекта: 3 месяца (май-июль).

Предполагаемые результаты проекта: В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают названия лекарственных растений, их полезные свойства, научатся различать их по внешнему виду. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей.

    Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и бережное отношение к природе в целом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для формирования экологической культуры и личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к миру растений. Уголок природы детского сада пополнится альбомом «Зеленая аптека», фотографиями и книгами.

Разработка проекта.

На подготовительном  этапе до всех участников проекта была доведена важность данной проблемы.  Подобрана литература, энциклопедия, фото, тематические картинки. Подбор материально-технического оснащения: компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности; баночки для посадки растений, табличка для посаженного растения, муляжи ягод, «Модель растения». Проведена работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Выполнение проекта.

       На одном из занятий, гуляя по экологической тропе с детьми старшей группы, была пройдена тема: «Зеленая аптека». Использована интересная форма - сказочное путешествие. Дети заинтересовались, когда я им показала цветик - семицветик. Ребята тут же принялись вспоминать любимую всеми одноименную сказку В.Катаева. Они тоже попросили цветок исполнить их желание: чтобы он помог им оказаться на станции «Зеленая аптека».

      Все так и произошло после того, как были произнесены волшебные слова. И тут же ребята оказались в самой настоящей сказке.

      А навстречу им вышел доктор Айболит. Он с грустью поведал, что в Африке у него заболели пациенты. А доктор забыл, забыл, забыл… Хотя он не договорил фразу, сообразительные детишки сразу догадались, что речь идет  о лекарствах. Они согласились помочь Айболиту разыскать целебные травы. Одна из девочек тут же сорвала подорожник, вспомнив, как мама прикладывала ей его к сбитой коленке. А мальчики принесли доктору несколько одуванчиков. Я им рассказала, что одуванчики содержат много витаминов и других полезных веществ, поэтому их добавляют в салаты. Из желтых цветочков одуванчика некоторые хозяйки варят варенье. Так что они доктору тоже пригодятся.

    А девочки даже станцевали танец, изображая, как распускается этот цветок.

     Таким образом, прогулка по экологической тропинке помогла  детям собрать лекарственные растения для доктора Айболита, которые растут прямо под ногами, стоит лишь протянуть руку.  Но некоторые  ребята затруднились назвать их, но проявили большой интерес к лекарственным растениям и пришли к выводу, что необходимо узнать о них больше. Решили сделать альбом о  лекарственных растениях, чтобы показать детям других групп и родителям. Придумали название альбома. Пришли к решению: называться он будет «Зеленая аптека», а чтобы было интересно его смотреть, решили добавить в него стихи, загадки. Распределили между собой кто, какую страницу будет оформлять.

    В процессе реализации проекта просматривали с детьми книги, искали необходимую информацию, рассматривали картинки, читали легенды, сказки, стихи и загадки о растениях. Раскрашивали картинки из серии «Лесные ягоды». Рисовали на тему «Растения – витамины». На мультимедийном экране просмотрели презентацию «Зеленая аптека».

    Проведена  исследовательно – поисковая деятельность «Какая на вкус ягода?», пробуют ягоды, варенье, обсуждают вкусовые качества, рассказывают о полезных свойствах. Вспоминают, какие растения обладают полезными витаминами.

     Также проведена исследовательско - поисковая деятельность «Условия, необходимые для жизни растений. Почему завял цветок?». Обсудили с детьми, правильно ли расположены цветы, благоприятны ли условия для жизни растений. Познакомились с названиями растений. Выполняли практические действия по уходу за цветком. Нарисовали рисунки на тему: «Что нужно цветку для жизни».

     Дома дети с родителями и в группе высадили растения - цветы для клумбы детского сада. Наблюдали за его ростом: как растет, его строение, условия, необходимые для роста растения. Составляли рассказы из личного опыта «Как я выращивал цветок».

    Дети играли в сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Чаепитие с вареньем».

     Проведены беседы с детьми «Осторожно, ядовитые ягоды!», «Как правильно собирать лекарственные травы». Решались проблемные ситуации: «Путешествие на луг», «Что будет, если…», «Почему так случилось?», «Что ты будешь делать в этом случае?». Подобрали  музыкальные произведения из домашней фонотеки о ягодах, о лесе. Разучили песню «По малину в сад пойдем». Разгадывали кроссворды о растениях. Составили кроссворд «Лукошко с загадками».

      Для родителей дана консультация «Прогулки с родителями в лес».  Они составляли рассказы и сказки вместе со своими детьми про лекарственные растения для альбома. На прогулках  старались определить лекарственные растения по полученным знаниям.

      Обсудили с детьми, как организовать презентацию. Были распределены обязанности. Рассмотрели альбом «Зеленая аптека», обсудили, все ли получилось, что еще можно добавить, исправить. Заучили стихотворения к празднику День Земли.

 

Подведение итогов:

-дети больше узнали о лекарственных растениях, об их полезных свойствах в оздоровлении организма;

-научились различать их по внешнему виду;

-получили навыки исследовательской деятельности;

-научились передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;

-сформировалась экологическая культура детей;

- обогатился словарный запас детей;

-развивалась наблюдательность и любознательность ко всему живому;

-получили умения и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;

-созданы условия для дальнейшего ознакомления с лекарственными растениями.

Презентация проекта. 

1. Презентация альбома «Зеленая аптека».
2. Отчет о реализации проекта на педагогическом совете.
3. Статья о занятии «Путешествие по экологической тропинке» на детской страничке «Цветик – семицветик»  в районной газете «Ступинская панорама».

4. Размещение  занятия «Путешествие по экологической тропинке» в социальной сети работников образования.

 5. Выставка детских рисунков на тему: «Растения -  витамины».

Развитие проекта.
1. Продолжать ознакомление с лекарственными растениями родного края.
2. Расширять предметно-развивающую среду  для развития детской инициативы, для формирования экологической культуры.
3.  Привлекать родителей  воспитанников к проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание. "Наблюдаем, играя на прогулке через экспериментально-исследовательскую деятельность"

Разработка в помощь педагогам по экологическому воспитанию дошкольников....

"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.

Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....

Воспитание экологической культуры дошкольников через реализацию экспериментально-исследовательского проекта "Охрана природы".

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формир...

Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры ...

Презентация среднесрочный проект по экспериментально - исследовательской работе в старшей группе ДОУ (экологическое воспитание) "Вода - источник жизни на Земле"

Презентация среднесрочный проект по экспериментально - исследовательской работе в старшей группе ДОУ (экологическое воспитание) "Вода - источник жизни на Земле" Часть 1. "Свойства воды...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...