Методическая разработка по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответсвии с ФГОС ( из опыта работы воспитателя)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Беспалова Татьяна Владимировна

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающем миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                       Беспалова Т.В., воспитатель

                                                                         ГБДОУ детский сад № 40 Приморского района

                                                                                                                        Санкт-Петербурга

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста

 подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром

 в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

       Дошкольное детство – период активного познания ребёнком окружающего мира. Основная цель по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Это достигается лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять  взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Федеральный государственный стандарт (ФГОС пункт 1.4.7) считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

—  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

—  развитие воображения и творческой активности;

—  формирование познавательных действий, становление сознания;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах мира, их свойствах и отношениях;

— о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

       Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека.

Мы, педагоги, ставим перед собой цель: выстроить систему работы для познавательной активности детей, старшего дошкольного возраста с помощью различных форм, методов и приёмов.

Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды. Поэтому для развития познавательной активности детей  старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром  я наполняла развивающую среду группы, создавала условия  для самостоятельной познавательной активности детей и расширения  детского кругозора, вовлекала   в этот процесс родителей.  Организовала развивающие центры разных видов деятельности (художественно-эстетический, экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный, ОБЖ, речевого развития. и т. п.) составила картотеки дидактических игр.

 - Дидактические игры («Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов), блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, и др.), мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры.

 -   Предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии), картинки с изображением последовательности событий и иллюстрации к сказкам, развивающие игры и иллюстративный материал по знакомству детей с Санкт-Петербургом.

-   Глобус, физическая карта; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группе имеются полочки умных книг, которые постоянно пополняем новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).

-   Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. я стараюсь  показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.

-  В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз. 

-  С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).

- При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм).  

       В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Осуществляем ее в основном во второй половине дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся развивающую педагогическую среду. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.

       Таким образом, предметно - развивающая среда не только дает информацию об окружающих предметах, но является средством передачи социального опыта, и способствует формированию способностей, познавательной и практической активности дошкольников.

       Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля.

Конечно, окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.

Развивая познавательную активность у детей, необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям.

        Работу в группе необходимо проводить непосредственно в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей нужно помещать информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направлять свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром  - одно из приоритетных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста. Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной среди воспитателей и детей  в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, самостоятельности, активности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами в...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

 В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...