Занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гудкова Лариса Александровна

Занятие по экологии средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологическому воспитанию для детей средней группы.

Цель: совершенствование  и углубление знаний детей об особенностях жизни животных зимой в лесу.

                       

Задачи: углубить представления детей об особенностях жизни зайца, лисы, волка и медведя в зимнем лесу. Формировать умение выделять характерные особенности животных, воспитывать чувство доброты, сопереживания к нелегкой жизни диких животных зимой. Активизировать речь детей. Развивать воображение, умение высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение  ко  всему живому на Земле.

Словарная работа:  стая (собрание некоторого количества животных)

Методическое обеспечение:  колобок- игрушка, картины:  «Лиса», «Зайцы», «Волки»,  макет «сугроба», «берлоги медведя»,  материал для аппликации.

                                       Методика проведения

1.Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам кто-то захотел прийти в гости. Воспитатель вносит  Колобка. Гость здоровается.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый, румяный Колобок к нам пришел в гости.

Колобок: Девочки и мальчики, вы, конечно, знаете, что меня много раз ела лиса. Мне это уже надоело, и я решил стать умным - больше не сажусь к ней на нос. Оказалось, что от нее можно укатиться так же, как и от других – стоит только спеть песенку до конца. Давайте вместе споем:

                      Я Колобок, Колобок,

                      По амбару метен, по сусекам скребен.  

                      Я от бабушки ушел и от дедушки ушел,

                      Я от зайца ушел и от волка ушел,

                     Я от медведя ушел и  от тебя,  лиса, я тоже уйду!

Я покатился и покатился, лиса меня только и видела! Вот так стал я умным и начал задумываться: как там все в лесу живут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот  и пришел к вам. Знаю, что воспитатель маленьким ребятам про все рассказывает.

2. Воспитатель: Ребята, давайте поможем Колобку. Мы сейчас с вами закроем глаза и окажемся в зимнем лесу. Открывайте глаза. А вот и лес. Лес- это для многих жильцов: здесь много деревьев, кустарников, животных, птиц. А вы знаете, как надо вести себя в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в лесу нельзя кричать, если вы хотите кого- то из животных увидеть, ведите себя тихо, а то они испугаются и убегу. Давайте подойдем поближе, посмотрите - ка, да здесь лиса идет! Какая она?(ответы детей).

Воспитатель:  А кто знает загадку про лису?

Дети загадывают загадки.

Воспитатель: Колобок, как ты думаешь, где живет лиса?

Колобок: В лесу.

Воспитатель: А где в лесу, скажите,  ребята?

Воспитатель: Да, дети, - это - хищный зверь, она охотится за маленькими животными. Вспомните, как она охотится за мышами?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, а зачем лисе такой пушистый хвост? (Ответы детей)

Воспитатель: Она хвостом следы заметает, чтобы зайцы не почувствовали запах лисы. (Воспитатель рассказывает о лисе).

Вот, видишь,  Колобок, теперь ты знаешь, как живет лиса, нелегко ей зимой. Пусть  лиса идет своей дорогой, а мы пойдем дальше!

Воспитатель: Через поле напрямик

                       Скачет белый воротник. Кто это?

Воспитатель: Правильно. Дети, в какой шубке зайцы?

 (Воспитатель показывает иллюстрацию).

Колобок: У меня в сказке зайчик серый. Почему же здесь зайцы надели белые шубки?

Дети: Чтобы их не заметили на снегу.

Воспитатель: Дети, вы знаете, чем зайцы питаются зимой?

Колобок: А зачем они прискакали к стогу сена? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, пусть они поедят сена, им голодно и холодно зимой, а мы пойдем дальше.

(Подходят к макету берлоги медведя.)

Воспитатель: Как интересно, да это какой- то большой сугроб, а та что- то выглядывает, да это же шерсть. На что же этот сугроб похож?

Колобок: А что же медведь делает в берлоге? (ответы детей)

Колобок: Почему он спит?

Колобок: А чем же медведь питается? (ответы детей)

Воспитатель: А поскольку сейчас зима, все под снегом замерзло, вот и медведь лег спать. Пусть он спит до весны. А теперь пойдемте тихонько.

Ой! Как много здесь волков, давайте присядем и посмотрим, что они делают.

(Дети подходят к картине « Волки»)

Воспитатель: Что делают волки?

Воспитатель: Какие они?

Воспитатель: Когда волков много, их называют стаей. Зимой волки ходят стаей, они охотятся по ночам за зайцами, а днем спят в укромном месте.

Послушайте, я вам расскажу про волка.

                         Волк зимой очень злой,

                         В одиночку не ходит он.

                         Волки стаями бродят-

                        Серые, худые, голодные и злые.

                        Воют сильно по ночам,

                        Даже страшно всем зверям!

                        Лучше им не попадаться,

                        Надо их остерегаться.

Но и волку зимой  трудно. Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, давайте все вместе вернемся в группу. Закройте глаза и скажите волшебные слова: Раз, два, три в группу нас верни!»

3. Воспитатель: Вот мы и  очутились в группе. Колобок, хочешь, мы сделаем тебе  подарок на память о том, как мы были в лесу и что видели?

У нас есть картина, но пустая, на ней  одни сугробы. Давайте, дети, изобразим  на ней лес: посадим деревья и поселим диких животных, которых мы видели в настоящем лесу.

 Дети изготавливают коллективную аппликацию из готовых форм диких животных и деревьев.

Воспитатель: Колобок, тебе понравился наш подарок?

Колобок: Да, спасибо, ребята! Мне пора домой в свою сказку.  До свидания!

Дети прощаются, занятие заканчивается.

    Диагностика экологической воспитанности детей старшего                                      дошкольного возраста

  1. Что такое лес?
  2. Кто живет в лесу?   (Какие  растения, животные)
  3. Чем питаются животные леса (звери, птицы, насекомые)?
  4. Почему они живут в лесу?
  5. Где можно встретить в лесу муравья, паучка, бабочку, стрекозу?
  6. Почему их можно там встретить?
  7. Что происходит в лесу осенью?
  8. Почему?
  9. Заботятся ли люди о лесе?
  10. Что по- твоему красиво?
  11.  Задание: разложи на группы картинки (деревья, кустарники, травы) и объясни.  (Если не сделает, то предложить выбрать из картинок деревья, кустарники, травы)

Ситуация 1. «Мальчик пошел гулять в лес. Ему было очень весело, поэтому он громко кричал, воевал с крапивой своей большой палкой и качался на нижних ветвях деревьев. Вдруг на тропинке он увидел ползущую гусеницу, поиграв с ней немножко, он раздавил ее ногой».

Как вел себя мальчик в лесу? Как бы ты повел себя в лесу?

Ситуация 2. «Ребята пошли на экскурсию в лес. Идя по узкой тропинке, они увидели, что через всю дорожку паучок сплел свою воздушную сеть. Они остановились и задумались: «Как же пройти дальше?»

Помоги ребятам

Ситуация 3. Какую из трех книг ты бы хотел, чтобы тебе прочитали:

  • стихи о животных;
  • сказку о животных;
  • рассказы о животных.