Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_medvedevoy.docx | 57.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида»
Авиастроительного района г. Казани
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ № 14
___Хисматуллина Л.Н. ______О.А. Байбулатова
План по самообразованию на тему:
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
на межаттестационный период 2015-2020года
Подготовила воспитатель:
Медведева Р.М.
Актуальность.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
Опыты, самостоятельно проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения знания по вопросу «детское экспериментирование».
Задачи:
- Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать эффективные способы взаимодействия с воспитанниками.
- Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме эффективного взаимодействия с детьми.
- Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс технологии педагогического проектирования.
- Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.
Предполагаемые результаты:
1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
4.Готовность к логическому познанию.
Основные направления реализации программы:
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической и психологической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Этапы работы по саморазвитию:
1.Формирование потребности в саморазвитии, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
2. Планирование работы по саморазвитию.
3. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)
5. Подведение итогов саморазвития
План мероприятий по реализации программы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы по данной проблеме, педагогического опыта. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов. | Сентябрь 2015 – май 2016г. | Знакомство с теоретическими знаниями по данной теме. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки |
Работа с детьми | Сентябрь 2015г. | Знакомство с экспериментами | Картотека экспериментов для детей 3-4 лет |
Октябрь 2015г. | 1.«Какая бывает вода» Цель: Узнать о свойствах воды(прозрачная, без запаха, растворяются вещества) 2.»Игры с султанчиками» Цель: Познакомить со свойством воздуха-движение. 3. «Мутная водица» Цель: Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. | Экспериментирование | |
Ноябрь 2015г. | 1.«Узнай по запаху» Цель: Дать представление об органах чувств (нос) 2.«Поиграем с ветерком» Цель: Учить умению обнаруживать движение воздуха. 3.«Разноцветная вода» Цель: Закрепить свойства воды и как ее можно покрасить. | Экспериментирование | |
Декабрь 2015г. | 1.«Поиграем с песком» Цель: Дать представление о свойствах песка. 2. «Тяжелый-легкий» Цель: Учить определять и группировать предметы по весу» 3. «Узнай по звуку» Цель: Определять и называть издаваемые звуки. | Экспериментирование | |
Январь 2016г. | 1.«Холодный горячий» Цель: Учить определять температуру воды. 2.«Чудесный мешочек» Цель: Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. 3. «Откуда сосулька» Цель: Познакомить детей с образованием льда. | Экспериментирование | |
Февраль 2016г. | 1.«Какой это снег» Цель: познакомить со свойствами снега (белый, пушистый) 2. «Как превратить снег в воду» Цель: Формировать простейшие представления о свойствах снега. 3. «Свойства льда» Цель: Закреплять знания о свойствах льда. | Экспериментирование | |
Март 2016г. | 1.«Плывет или тонет» Цель: Учить определять тяжелые и легкие предметы. 2.»Свойства бумаги» Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о ее свойствах. 3. «Посадим лук» Цель: Предложить посадить лук, дать понятие | Экспериментирование | |
Апрель 2016г. | 1.«Веточки» Цель: Наблюдать за появлением листочков на веточках. 2. «Поиграть с солнечным зайчиком» Цель: Дать представление о том, что такое луч солнечного света 3. «Свойства бумаги» Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знание о ее свойствах. | Экспериментирование |
Работа с семьёй | Сентябрь 2015г. | «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста» | Анкетирование |
Октябрь 2015г. | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования | Анкетирование | |
Ноябрь 2015г. | « Что нельзя и что нужно делать для поддержания детей к познавательному экспериментированию» | Памятка | |
Декабрь 2015г. | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Консультация | |
Январь 2016г. | «Игры с водой и песком. Это интересно!» | Папка-передвижка | |
Май 2016г. | «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно исследовательской деятельности). | Фотовыставка | |
Самореализация | Апрель 2016г. | Самоанализ плана самообразования | |
Май 2016г. | Отчёт по теме самообразования. | Доклад |
Изучение и анализ результативности своей работы
Мероприятия | Цель | Сроки | |
Аналитический семинар по проблемам активизации словаря детей второй группы раннего возраста. Подготовка к выступлению по итогам работы и обмен опытом. |
| 2015г.
2016 г. |
План работы по самообразованию на 2016 – 2017 г.г.
ЦЕЛЬ:
1. Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу «Детское экспериментирование».
2. Повышение профессионального мастерства.
3. Повышение собственного общекультурного уровня развития.
4. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Актуальность:
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Месяц | Содержание работы | Область применения |
Сентябрь 2016г. | 1.Создание плана работы. 2. Подбор материала по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»; 3. Постановка целей и задач по данной теме. | 1.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность» 2.Анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье». 2.Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. |
Октябрь 2016г. | 1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования. 3. Изучение статьи Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». . | 1. Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» 2. «Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» 3. Практические опыты с детьми с бумагой. 4. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений» |
Ноябрь 2016г. | 1. Проработать пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. | 1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. 2.Консультация для родителей на тему: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей» 3.Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо. 4. Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко» |
Декабрь 2016г. | 1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой) 2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | 1.Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) 2.Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 3.Пополнение «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. |
Январь 2017г. | 1. Работа с Интернетом (nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов. 2. Изучение статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
| 1. Подборка материала для консультаций родителям по теме. 2.Формирование картотеки опытов и экспериментов. 3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами. 4. Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка» |
Февраль 2017г. | 1. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007. | 1. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом. 2. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент» |
Март 2017г. | 1. Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». 2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана) | 1.Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». 2.Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) 3.Практическое экспериментирование с детьми (очищение воды) |
Апрель 2017г. | Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | 1. Проведение с детьми опытов и экспериментов. 2.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях» |
Май 2017г. | Самоанализ плана самообразования | Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег. |
Примечания:
Регулярно пополнять и видоизменять развивающую среду в группе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
2017г. – 2018г.
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1. организационно - ознакомительный | Изучение методической литературы | Октябрь, ноябрь, декабрь. | Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов. |
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Октябрь. | Перспективное планирование экспериментальной деятельности . | |
Консультация для родителей. «Ребенок - исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Октябрь ноябрь | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. | |
2. практический | Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. | С октября месяца. | Подготовка презентации по экспериментированию. |
Работа с родителями. | В течение года. | Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение. | |
Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» Посадка лука, укропа, в группе. | декабрь апрель апрель | По мере роста лука, укропа, петрушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда. | |
3.заключительный. | Вторая половина мая. | Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. |
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе
Октябрь – ноябрь.
Экспериментирование с песком
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. | Рисование
|
Ноябрь – декабрь.
Экспериментирование с воздухом
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины. | Рисование Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Ручной труд Тема: «Новогодние Ёлочки» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью заготовленной формы.) |
Январь – февраль
Экспериментирование с водой
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
- Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). | Рисование:
|
Апрель - Май
Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. | Рисование
|
План работы по самообразованию 2019 — 2020 г.
Сроки работы | Формы работы | Практический выход | |
В течении года | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки книг, статей из журналов | |
Август | Разработка плана по теме самообразования. | План самообразования | |
Сентябрь-октябрь | Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки. | |
Ноябрь-декабрь | Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. | |
Декабрь-май | Разработка конспектов с элементами экспериментирования. Семейный проект «Опыты на кухне» | НОД с использованием разработанных конспектов. Оформление презентации проекта | |
Январь-Февраль | Создание «копилки опытов и экспериментов». | Проведение опытов в свободное время. | |
Март | НОД | Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | |
Апрель-май | Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) | Оформление презентации проекта | |
Май-сентябрь | Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев) | Презентация «Маленькие огородники» | |
В течении года | Работа с родителями | Консультации, участие в проектах. |
Примерный перспективный план работы с детьми на 2019-2020уч.год:
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1. «Какая бывает вода». | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
| 2. «Игры с султанчиками». | Познакомить со свойством воздуха – движение. |
| 3. «Мутная водица». | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. |
| 4. «Сладкая водичка». | Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар. |
Октябрь | 1. «Узнай по запаху». | Дать представление об органах чувств (нос). |
| 2. «Поиграем с ветерком». | Учить умению обнаруживать движение воздуха. |
| 3. «Разноцветная водица». | Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить. |
| 4. «Почва». | Познакомить со свойствами почвы. |
Ноябрь | 1. «Поиграем с песком». | Дать представление о свойствах песка. |
| 2. «Тяжелый – легкий». | Учить определять и группировать предметы по весу. |
| 3. «Узнай по звуку». | Определять и называть издаваемые звуки. |
| 4. «Свойства глины». | Учить определять качество глины (мягкая, пластичная). |
Декабрь | 1. «Холодный – горячий». | Учить определять температуру воды. |
| 2. «Чудесный мешочек». | Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. |
| 3. «Водичка – водичка». | Закрепить свойства воды. |
| 4. «Откуда сосулька». | Познакомить детей об образовании льда. |
Январь | 1. «Какой это снег». | Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). |
| 2. «Как превратить снег в воду». | Формировать простейшие представления о свойствах снега. |
| 3. «Превращение воды». | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). |
| 4. «Воздух невидимка». | Дать представление о воздухе невидимке и где его найти. |
Февраль | 1. «Цветные льдинки» | Познакомить с одним из свойств воды. |
| 2. «Ветер, ветер ты могуч» | Познакомить с природным явлением – ветер. |
| 3. «Свойство льда» | Закрепить знания о свойстве льда». |
| 4. «Игры с соломинкой» | Дать представление о том, что воздухом дышат. |
Март | 1. «Плавает или тонет» | Учить определять тяжелые и легкие предметы. |
| 2. «Свойство бумаги» | Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства. |
| 3. «Посадим лук» | Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. |
| 4. «Что тонет, а что плавает» | Познакомить со свойствами предметов |
Апрель | 1. «Веточки» | Наблюдать за появлением листочков на веточках. |
| 2. «Поиграем с солнечным зайчиком» | Дать представление о том, что это луч солнечного света. |
| 3. «Деревянные предметы и их свойства» | Учить определять свойства деревянных предметов. |
| 4. «Где воздух» | Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас. |
Май | 1. «Ткань, её свойства и качества» | Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства. |
| 2. «Мы печём пироги» | Расширять знания о свойствах песка. |
| 3. «Сравнить песок, почву, глину» | Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства. |
| 4. «Отчего вода имеет вкус» | Дать детям представление о сладкой и соленой воде. |
Примерный перспективный план работы с родителями на 2019-2020уч.год
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь | Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» | Анкетирование |
Октябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования | Беседы с родителями |
Ноябрь | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Памятка |
Декабрь | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Родительское собрание |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. |
Февраль | Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно! ». | Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ». |
Март | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Консультация |
Апрель | «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) | Фотовыставка |
Май | Фотовыставка «Семейная лаборатория» | Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта |
Список литературы, рекомендуемой для изучения данной темы.
1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
2. Э. Г. Пилюгина
«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)
6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)
7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
10. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод. рекомендации» издательство Арки 2005 год.
13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...
Игры - экспериментирования как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
laquo;Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагог...
ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опытно-исследовательская деятельность в детском саду играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Педагогическую деятельность нужно организов...
« Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5«Солнышко» городского округа Навашинский « Экспериментирование как средство развития познаватель...
Педагогический проект "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...