Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_medvedevoy.docx57.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида»

Авиастроительного района г. Казани

«Согласовано»                                                                       «Утверждаю»

Старший воспитатель                                                 Заведующий МБДОУ № 14

___Хисматуллина Л.Н.                                        ______О.А. Байбулатова

План  по самообразованию на тему:

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

на межаттестационный период 2015-2020года

Подготовила воспитатель:

 Медведева Р.М.

Актуальность.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Опыты, самостоятельно проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель:    Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью  расширения знания по вопросу «детское экспериментирование».                                    

 Задачи:

  1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать  эффективные способы взаимодействия с  воспитанниками.
  2. Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме эффективного взаимодействия с детьми.
  3. Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс технологии педагогического проектирования.
  4. Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.

Предполагаемые результаты:

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2.Умение использовать разные способы и приемы познания.

3.Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.

4.Готовность к логическому познанию.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
  3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Этапы работы по саморазвитию:

1.Формирование потребности в саморазвитии, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

2. Планирование работы по саморазвитию.

3. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)

5. Подведение итогов саморазвития

План  мероприятий по реализации программы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы по данной проблеме,

педагогического опыта.

 Изучение статей в журналах, интернет ресурсов.

Сентябрь 2015 – май

2016г.

Знакомство с теоретическими знаниями по данной теме. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки

Работа с детьми

Сентябрь

2015г.

Знакомство

с экспериментами

Картотека экспериментов для детей 3-4 лет

Октябрь

2015г.

1.«Какая бывает вода»

Цель: Узнать о свойствах воды(прозрачная, без запаха, растворяются вещества)

2.»Игры с султанчиками»

Цель: Познакомить со свойством воздуха-движение.

3. «Мутная водица»

Цель: Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

Экспериментирование

Ноябрь

2015г.

1.«Узнай по запаху»

Цель: Дать представление об органах чувств (нос)

2.«Поиграем с ветерком»

Цель: Учить умению обнаруживать движение воздуха.

3.«Разноцветная вода»

Цель: Закрепить свойства воды и как ее можно покрасить.

Экспериментирование

Декабрь

2015г.

1.«Поиграем с песком»

Цель: Дать представление о свойствах песка.

2. «Тяжелый-легкий»

Цель: Учить определять и группировать предметы по весу»

3. «Узнай по звуку»

Цель: Определять и называть издаваемые звуки.

Экспериментирование

Январь

2016г.

1.«Холодный горячий»

Цель: Учить определять температуру воды.

2.«Чудесный мешочек»

Цель: Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

3. «Откуда сосулька»

Цель: Познакомить детей с образованием льда.

Экспериментирование

Февраль

2016г.

1.«Какой это снег»

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, пушистый)

2. «Как превратить снег в воду»

Цель: Формировать простейшие представления о свойствах снега.

3. «Свойства льда»

Цель: Закреплять знания о свойствах льда.

Экспериментирование

Март 2016г.

1.«Плывет или тонет»

Цель: Учить определять тяжелые и легкие предметы.

2.»Свойства бумаги»

Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о ее свойствах.

3. «Посадим лук»

Цель: Предложить посадить лук, дать понятие

Экспериментирование

Апрель

2016г.

1.«Веточки»

Цель: Наблюдать за появлением листочков на веточках.

2. «Поиграть с солнечным зайчиком»

Цель: Дать представление о том, что такое луч солнечного света

3. «Свойства бумаги»

Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знание о ее свойствах.

Экспериментирование

         

Работа с семьёй

Сентябрь

         2015г.

«Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Анкетирование

Октябрь

         2015г.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

Анкетирование

Ноябрь

          2015г.

« Что нельзя и что нужно делать для поддержания детей к познавательному экспериментированию»

Памятка

Декабрь

2015г.

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация

Январь

2016г.

«Игры с водой и песком. Это интересно!»

Папка-передвижка

 Май

      2016г.

«Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно исследовательской деятельности).

Фотовыставка

Самореализация

Апрель

      2016г.

Самоанализ плана самообразования

Май

       2016г.

Отчёт по теме самообразования.

Доклад

                

               Изучение и анализ результативности своей работы

Мероприятия

Цель

Сроки

Аналитический семинар по проблемам активизации словаря детей второй группы раннего возраста.

Подготовка к выступлению по итогам работы и обмен опытом.

  • анализ сложившейся системы взаимодействия детьми ДОУ;
  • выявление положительных и отрицательных моментов;
  • внесение поправок в случае нерешённых проблем;
  • поиск перспективы.

  • Систематизировать продуктивность и результативность совместной деятельности;
  • обсуждение конечных результатов;
  • обобщение опыта
  • -разработка стратегии дальнейшего взаимодействия.

     2015г.

     

      2016 г.

План работы по самообразованию на 2016 – 2017 г.г.

ЦЕЛЬ:

1. Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу «Детское экспериментирование».

2. Повышение профессионального мастерства.

3. Повышение собственного общекультурного уровня развития.

4. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Актуальность:

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Месяц

Содержание работы

Область применения

Сентябрь

2016г.

1.Создание плана работы.

2.  Подбор материала  по теме:

 «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»;

3.  Постановка целей и задач по данной теме.

1.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность»

2.Анкетирование родителей на тему:

«Детское экспериментирование в семье».

2.Дополнение  развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

Октябрь

2016г.

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования.

3. Изучение статьи  Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет».

.

1. Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми  дома»

2. «Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

3. Практические опыты с детьми с бумагой.

4. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений»

Ноябрь

2016г.

1.  Проработать  пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

2.Консультация для родителей на тему:

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей» 3.Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо.

4. Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко»

Декабрь

2016г.

1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)

2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

1.Консультация для родителей на                            

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

2.Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

3.Пополнение  «Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

Январь

2017г.

1. Работа с Интернетом

(nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов.

2. Изучение  статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»

 

1. Подборка материала для консультаций родителям по теме.

2.Формирование картотеки опытов и экспериментов.

3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами.

4. Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка»

Февраль

2017г.

1. Изучение пособия Тугушевой  Г. П., Чистяковой  А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.

1. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом.

2. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент»

Март

2017г.

1. Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана)

1.Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

2.Памятка для родителей на тему:

«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

3.Практическое экспериментирование с детьми (очищение воды)

Апрель

2017г.

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

1. Проведение с детьми опытов и экспериментов.

2.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях»

Май

2017г.

Самоанализ плана самообразования

Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег.

Примечания:

Регулярно пополнять и видоизменять развивающую среду в группе.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                                   2017г. – 2018г.

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы

Октябрь, ноябрь, декабрь.

Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Октябрь.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности .

 Консультация для родителей. «Ребенок -  исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Октябрь

ноябрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

2. практический

Проведение экспериментирования с детьми  в непосредственно образовательной деятельности.

С октября месяца.

Подготовка презентации по экспериментированию.

Работа с родителями.

В течение года.

Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение.

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Посадка лука, укропа, в группе.

декабрь

апрель

апрель

По мере роста лука, укропа, петрушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

3.заключительный.

Вторая половина мая.

Выступление  по теме самообразования на педагогическом совете.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе

Октябрь – ноябрь.

Экспериментирование с песком

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Песчаный конус
  • Свойства мокрого песка
  • Волшебный материал
  • Где вода?
  • Ветер – ветерок
  • Песчаная буря
  • Своды и тоннели

Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Рисование

  1. Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)
  2. Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).
  3. Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Ноябрь – декабрь.

Экспериментирование с воздухом

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

 и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Можно ли поймать воздух
  • буря в стакане воды
  • Попробуем взвесить воздух
  • Реактивный шарик
  • Сухой из воды
  • Чем пахнет воздух

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Рисование

Тема: «Забавная клякса»

(раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Новогодние Ёлочки»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью заготовленной формы.)

Январь – февраль

Экспериментирование с водой

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  • Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
  • Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Откуда берётся вода?
  • Какая бывает вода?
  • Есть ли у воды форма?
  • Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
  • Спрячем игрушку в воде.
  • Изменение объёма воды.
  • Изготовление цветных льдинок.

Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Рисование:

  1. Тема: «Волшебная вода» (колорит).
  2. Тема: «Чудесный букет» (монотипия).
  3. Тема: «Путешествие капельки» (рисование набрызгом).

Апрель - Май

Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов. Воспитывать правильные взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Мы волшебники.
  • Земля- магнит
  • Быстрые кораблики
  • Притягивает - не притягивает

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Рисование

  1. Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)
  2. Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

План работы по самообразованию 2019 — 2020 г.

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

В течении года

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг, статей из журналов

Август

Разработка плана по теме самообразования.

План самообразования

Сентябрь-октябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Ноябрь-декабрь

Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Декабрь-май

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Семейный проект «Опыты на кухне»

НОД с использованием разработанных конспектов.

Оформление презентации проекта

Январь-Февраль

Создание «копилки опытов и экспериментов».

Проведение опытов в свободное время.

Март

НОД

Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Апрель-май

Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца)

Оформление презентации проекта

Май-сентябрь

Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев)

Презентация «Маленькие огородники»

В течении года

Работа с родителями

Консультации, участие в проектах.

Примерный перспективный план работы с детьми на 2019-2020уч.год:

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1. «Какая бывает вода».

Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

 

2. «Игры с султанчиками».

Познакомить со свойством воздуха – движение.

 

3. «Мутная водица».

Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

 

4. «Сладкая водичка».

Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

Октябрь

1. «Узнай по запаху».

Дать представление об органах чувств (нос).

 

2. «Поиграем с ветерком».

Учить умению обнаруживать движение воздуха.

 

3. «Разноцветная водица».

Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

 

4. «Почва».

Познакомить со свойствами почвы.

Ноябрь

1. «Поиграем с песком».

Дать представление о свойствах песка.

 

2. «Тяжелый – легкий».

Учить определять и группировать предметы по весу.

 

3. «Узнай по звуку».

Определять и называть издаваемые звуки.

 

4. «Свойства глины».

Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

Декабрь

1. «Холодный – горячий».

Учить определять температуру воды.

 

2. «Чудесный мешочек».

Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

 

3. «Водичка – водичка».

Закрепить свойства воды.

 

4. «Откуда сосулька».

Познакомить детей об образовании льда.

Январь

1. «Какой это снег».

Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

 

2. «Как превратить снег в воду».

Формировать простейшие представления о свойствах снега.

 

3. «Превращение воды».

Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

 

4. «Воздух невидимка».

Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Февраль

1. «Цветные льдинки»

Познакомить с одним из свойств воды.

 

2. «Ветер, ветер ты могуч»

Познакомить с природным явлением – ветер.

 

3. «Свойство льда»

Закрепить знания о свойстве льда».

 

4. «Игры с соломинкой»

Дать представление о том, что воздухом дышат.

Март

1. «Плавает или тонет»

Учить определять тяжелые и легкие предметы.

 

2. «Свойство бумаги»

Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

 

3. «Посадим лук»

Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

 

4. «Что тонет, а что плавает»

Познакомить со свойствами предметов

Апрель

1. «Веточки»

Наблюдать за появлением листочков на веточках.

 

2. «Поиграем с солнечным зайчиком»

Дать представление о том, что это луч солнечного света.

 

3. «Деревянные предметы и их свойства»

Учить определять свойства деревянных предметов.

 

4. «Где воздух»

Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май

1. «Ткань, её свойства и качества»

Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

 

2. «Мы печём пироги»

Расширять знания о свойствах песка.

 

3. «Сравнить песок, почву, глину»

Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

 

4. «Отчего вода имеет вкус»

Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

Примерный перспективный план работы с родителями на 2019-2020уч.год

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»

Анкетирование

Октябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

Беседы с родителями

Ноябрь

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Памятка

Декабрь

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Родительское собрание

Январь

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

День открытых дверей.

Февраль

Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно! ».

Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ».

Март

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Консультация

Апрель

«Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.)

Фотовыставка

Май

Фотовыставка «Семейная лаборатория»

Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта

Список литературы,   рекомендуемой для изучения данной темы.

1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

2. Э. Г. Пилюгина

«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез»,  2003 год.

3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)

6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)

7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.

9. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

10. «Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности  дошкольников» («Метод.  рекомендации» издательство Арки 2005 год.

13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Игры - экспериментирования как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

laquo;Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагог...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Педагогическую деятельность нужно организов...

« Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5«Солнышко» городского округа Навашинский « Экспериментирование как средство развития познаватель...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...