« Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Уткина Наталья Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №5«Солнышко»

 городского округа Навашинский

« Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Воспитатель :Уткина Наталья Владимировна.

2 слайд

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что

в процессе эксперимента:

-дети получают реальные представления о различных

сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

-идет обогащение памяти ребенка, активизируются его

мыслительные процессы.

-развивается речь.

-формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления  для достижения определенного результата. развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

3 слайд

Цель: обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через детскую экспериментальную деятельность и детское экспериментирование.

Задачи :

-Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,

удовлетворять детскую любознательность.

-Развивать у детей познавательные способности.

-Развивать мышление, речь.

-Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный

мир, следовать доступным экологическим правилам в

 деятельности и поведении.

-Формировать опыт выполнения правил техники

безопасности при проведении опытов и экспериментов .

4слайд

Для реализации поставленных задач созданы условия для экспериментирования :

-лаборатория: разнообразные сосуды, природный и

бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар,

свечи, совочки т.д.

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-сотрудничество и целенаправленная работа с родителями;

5 слайд

Этапы работы

1 Этап- организационный.

2 Этап- обучающий

3 Этап- итоговый

6 слайд

1 этап работы- организационный

-Изучение литературы по проблеме.

-Создание условий в группе.

-Планирование работы.

-Первичный мониторинг .

7 слайд

Структура проведения игры-

экспериментирования

-Постановка проблемы.

-Предположения, отбор способов их проверки .

-Проверка гипотез.

-Подведение итогов, вывод.

-Фиксация результатов.

-Вопросы детей.

8 слайд

2 этап- обучающий

-Обогащение представлений детей об окружающем

мире.

 -Работа с приборами – помощниками.

-Учить сравнивать, наблюдать, делать выводы.

-Учить строить предположения и проверять их

практически.

9 слайд

Для положительной мотивации дошкольников

использую различные стимулы: 

-Новизна, необычность объекта

-Тайна, сюрприз.

 -Мотив помощи.

 -Познавательный мотив (почему так?)

-Ситуация выбора.

10 слайд

Фото лаборатории

11 слайд

Демонстрационные опыты,

реализуемые педагогом совместно с детьми

ОПЫТ «Тонет- плавает»

12 слайд

Опыт волшебная радуга

13 слайд

Опыт «Вода не имеет запах, вода имеет запах»

14 слайд

Опыт «Волшебный фокус  -цветная вода»

15 слайд

Опыт «Убегающие зубочистки»

16 слайд

Опыт « Вода ползет вверх»

17 слайд

Опыт « Что растворяется , не растворяется в воде»

18 слайд

Опыт «Магия магнита»

19 слайд

Опыт «Перемещение воды из стакана в стакан»

20 слайд

Опыт «Цветок Лотоса»

21 слайд

Опыт «Волшебный дырявый пакет»

22 слайд

Эксперимент  «В какой воде (соленой или простой) утонет яйцо?»

23 слайд

Опыт«Выдуваем пузыри различными трубочками»

24 слайд

Эксперимент – «сажаем лук»

25 слайд

Экспериментирование –с микроскопом  «Как же выглядит кожеца лука?»

26 слайд

Опыт«Выдуваем пузыри различными трубочками»

27 слайд

Эксперимент со льдом и солью «Спасение щенка»

28 слайд

Эксперимент со льдом – где быстрее растает ,

под теплой водой или холодной ?»

29 слайд

Опыт «Свойства камня»

30 слайд

«Опыты с воздухом внутри нас и вокруг»

31 слайд

«Опыт –Воздух имеет вес»

32 слайд

Опыты с песком

33 слайд

Опыты с цветной крупой

34 слайд

Вывод

В результате деятельности у детей повысилась:

-познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями;

-дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи;

-у детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения;

-дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты

и эксперименты.

35 слайд

Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Игры - экспериментирования как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

laquo;Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагог...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Педагогическую деятельность нужно организов...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...