Главные вкладки

    Экспериментированию в подготовительной группе.Опыты с водой.
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

    Никулина Екатерина Владимировна

    Задачи:

    1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

    2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

    3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

    4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

    5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

    6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

    7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksperimentirovaniyu_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx17.88 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Экспериментированию в подготовительной группе.

                                                 Опыты с водой.

    Цель:

    1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

    2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

    3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

    4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

    5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

    6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

    7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

    ОПЫТЫ С ВОДОЙ

    На заметку педагогу: купить оборудование для проведения опытов в детском саду можно в специализированном магазине «Детский сад» detsad-shop.ru

    Опыт № 1. «Окрашивание воды».

    Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

    Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

    Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

    Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

    Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

    Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

    Опыт № 3. «Играем с красками».

    Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

    Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

    Ход:

    Краски, словно радуга,

    Красотой своей детей радуют

    Оранжевые, жёлтые, красные,

    Синие, зелёные – разные!

    В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

    В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

    Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

    Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

    Опыт № 4. «Вода нужна всем».

    Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

    Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

    Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

    Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

    Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

    Опыт № 6. «Тёплая и холодная вода».

    Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

    Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

    Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

    Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

    Вывод: Вода – добрый помощник человека.

    Опыт № 7. «Когда льётся, когда капает?».

    Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

    Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

    Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

    Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

    Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

    Опыт № 8. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

    Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

    Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

    Ход: Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль).

    Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

    Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

    Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

    Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

    Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».

    Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

    Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

    Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

    Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

    Опыт № 10. «Друзья».

    Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

    Материал: Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

    Ход: Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

    Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

    Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

    Опыт № 11. «Куда делась вода?».

    Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

    Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

    Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

    В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

    Опыт № 12. «Откуда берётся вода?».

    Цель: Познакомить с процессом конденсации.

    Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

    Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по экспериментированию в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

    Подробное описание открытого занятия для подготовительной группы на тему «Круговорот воды в природе»....

    Занятие по экспериментированию в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

    Подробное описание открытого занятия для подготовительной группы на тему «Круговорот воды в природе»....

    Исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы "Опыты с водой"

    Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития ребенка...

    НОД. Экспериментирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе.

    НОД. Эксперементирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе. Волшебные капельки воды....

    НОД в подготовительной группе. Опыты с водой.

    НОД в подготовительной группе. «Опыты с водой» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах         воды.Задачи:  Закрепить знания детей о св...

    Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе №8 «Свойства воды

    Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

    Конспект экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Опыты с водой и воздухом»

    Как с помощью опытов  можно углублять представления о существенных характеристиках предметов,  о свойствах и качествах различных материалов, как можно побуждать детей применять разнообразные...