Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "Я и мое тело"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Андриенко Марина Евгеньевна

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по теме:

"Я и мое тело"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по теме:

"Я и мое тело"

                                          Подготовила

                                           Воспитатель:

                                                                          МДОУ ЦРР – детский сад №12

Андриенко Марина Евгеньевна

«Я и мое тело»

Цели деятельности педагога:

- формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей состоит мое тело);

-продолжать учить детей беречь себя и свое тело, бережно относиться к своему организму;

-продолжать прививать гигиенические навыки;

- расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки, ходить, бегать, брать, держать.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы: стаканы  с водой разной температуры, банан, яблоко,  огурец, помидор, палочки кюизенера,  листы бумаги  квадратной формы, ножницы, карандаши, линейка, дидактическая игра "Наши помощники", мультимедийная презентация.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Цель: формирование мотивации к участию в занятии.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Как настроение, покажите свои улыбочки и веселые глазки! Давайте, скажем добрый день нашему телу.

«С добрым утром!»

– Добрый день, глазки! (поглаживают веки глаз)

– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)

– Добрый день, ручки! (поглаживаем)

– Вы проснулись? (хлопаем)

– Добрый день, ножки!

– Вы проснулись? (топают)

– Добрый день, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу)

2. Основная часть.

Вводная беседа

Воспитатель:

Ребята, какие природные изменения происходят поздней осенью.

Дети отвечают:(дни стали короче, а ночи длиннее; и глядят уныло голые кусты, солнце светит мало, белый снег пушистый в воздухе кружиться, дует холодный ветер; стоят морозные дни)

Воспитатель:

К сожалению осенью, люди часто болеют, потому что начинаются резкие перепады температур, влажности. Поэтому осенью нужно продолжать закаливающие процедуры.

Ребята, что еще полезно делать, чтобы избежать простудных заболеваний. (витаминами питаться, зарядкой заниматься, больше спать и гулять на свежем воздухе)

Ребята сегодня мы познакомимся с интересной темой «Я и мое тело».

На нашей планете живут более 6-ти миллиардов человек. Люди отличаются друг от друга цветом глаз, волос, бывают люди высокие и низкие, полные и худые, светлокожие и темнокожие. Присмотритесь к себе и друзьям и вы убедитесь, что каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи, наши тела построены и функционируют по общим законам.

Воспитатель: Ребята, внимание на экран. Давайте мы с вами вспомним части нашего тела. Подскажите, как ласково назвать каждую часть.

Игра «Назови ласково»

Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с суффиксами -ик, -к.

Воспитатель: голова

Дети: головка

Воспитатель: шея

Дети: шейка

Воспитатель: рука

Дети: ручка

Воспитатель: палец

Дети: пальчик

Воспитатель: живот

Дети: животик

Воспитатель: нога

Дети: ножка и т. д.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

-Правильно, все верно, а если вот так:

Игра «Закончи предложение»:

Быть у каждого должна очень умной (голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе (туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился (живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра (грудь)

Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться. (Руки)

На руке сидят мальчики, очень дружные (пальчики)

Бегут по дорожке, резвые (ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе (коленку)

Воспитатель:

- Какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела? (дети перемещаются на ковер)

Игра «Найди на ощупь названную часть тела». 

Дети закрывают глаза, и они должны найти названную педагогом часть тела.

Воспитатель:

-  Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. (дети садятся на коврик, воспитатель следит за осанкой детей).

- Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

- Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце -очень важный орган)

- Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце? Посмотрите (Ребёнок показывает на схеме сердце).

- Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём, и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха. (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких). Расскажите нам, как зависит наш организм от работы сердца и легких. (составление рассказов детьми)

-Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества. 

«Что умеют уши? », «Для чего они нам? ». Как мы защищаем наши уши?

 «Для чего нужен нос?» Чтобы ваши носы хорошо дышали.

Отгадаете загадку: «Два соседа непоседы, день на работе, ночь на отдыхе? »

– глаза.

Мы много знаем о глазах.

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

Для чего людям нужны глаза?

(Ответы детей.) Что защищает глаза?

Ответы детей: Ресницы, брови, веки.

Воспитатель: Как реснички защищают наши глаза? (задерживают пыль)

Веки – закрываются при опасности.

Брови – задерживают пот, влагу.

Воспитатель: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Ответы детей.

1. Нельзя тереть глаза грязными руками.

2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Еще одна загадка. «Всегда во рту, а не проглотишь? ».

Ответ детей: «Язык».

Что может язык?

- А сейчас мы с вами отдохнём.

Физ. минутка.

Воспитатель: ребята, а что такое наше тело?

Что такое наше тело? (показывают на туловище)

Что оно умеет делать? (удивляются, пожимают плечами)

Улыбаться и смеяться, (по тексту)

Прыгать, бегать, баловаться (по тексту)

Ножки могут быстро бегать (по тексту)

Ручки все умеют делать. («фонарики»)

Пальчики хватают цепко (по тексту)

И сжимают крепко- крепко. (по тексту)

Чтобы стать здоровым телу,

Надо нам зарядку делать. (имитация зарядки)

Много спать и заниматься, (по тексту)

Витаминами питаться. (по тексту)

Так владеем мы умело (наклоны)

Нашим стройным, сильным телом. (показывают мышцы)

- Но, а сейчас, я прошу вас распределиться по центрам. Сегодня работают 4 центра (центр науки, центр кулинарии, центр экспериментирования,  центр конструирования)

Центр кулинарии.

Проводится опыт

Цель. Определить с закрытыми глазами.

Содержание.

Воспитатель предлагает  детям определить  на вкус огурец,  помидор, банан и яблоко  с завязанными глазами. Целесообразно по окончании опыта побеседовать с детьми о том, по каким особенностям он определил, и какие помощники умной головы при этом у нас работают.

Центр конструирования

Цели:

- Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению человека (с использованием палочек).

- Развивать мелкую моторику рук.

- Закреплять понятия детей о цвете. Закреплять представление о частях тела; развивать тактильные ощущения.

Материалы: палочки кюизенера и план-схемы.

Перед ребенком на столе лежат схемы. Дети должны выложить из палочек кюизенера двух человечков.

Целесообразно по окончании опыта побеседовать с детьми о том,  по каким особенностям он определи,  и какие  помощники умной головы при этом у нас работают.

Центр науки.

Игровое упражнение на развитие глазомера

Цели. Развивать глазомер детей, учить их соотносить величину предметов, длину отрезков и т. п.

И всем этим в организме управляет мозг.

Содержание

Детям предлагается выполнить ряд заданий. Одновременно одно и то же задание выполняют оба ребенка

  • раздели прямоугольник пополам.
  • найди центр фигуры.
  • проведи линию такой же длины
  • вырежи такую же фигуру

Затем воспитатель помогает проверить, насколько точно выполнены задания, и по необходимости дает рекомендации.

Целесообразно по окончании опыта побеседовать с детьми о том,  по каким особенностям он определи,  и какие  помощники умной головы при этом у нас работают.

Центр экспериментирования.

Опыт с водой

Цель. Сравнить температуру воды в четырех стаканах.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку определить на ощупь температуру воды в каждой банке и расставить их по порядку (от самой холодной до самой теплой). Дошкольников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.

Целесообразно по окончании опыта побеседовать с детьми о том,  по каким особенностям он определи,  и какие  помощники умной головы при этом у нас работают.

Воспитатель: Давайте мы немножко отдохнем и поиграем.

Малоподвижная игра «Угадай, чей голосок»

Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

Воспитание желания активно участвовать в играх.

Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как, скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

Целесообразно по окончании игры побеседовать с детьми о том, какие  помощники умной головы при этом у нас работают.

Воспитатель: Молодцы ребята! Справиться со всеми поручениями и заданиями вам помогли наши помощники. Давайте еще раз напомним какие.

Ответы детей.

Д/И. «Наши помощники» (ТРИЗ)

Цель: сформировать у ребенка понятие о том, что наши органы чувств (помощники, анализаторы), не только смотрят, трогают, слушают, нюхают и пробуют на вкус, а различают признаки объекта, которые окружают нас.

Педагог предлагает ребенку элемент с символом анализатора и маленькие элементы с символами признаков объекта. Ребенок  должен правильно соединить символы анализатора с символами признаков, объясняя, что умеет данный  анализатор. Например, язык умеет различать вкус, температуру и качество поверхности.

Воспитатель: Дети давайте вместе со мной присядем на подушки, успокоимся, немного подумаем. Посмотрите, ребята, сколько  объектов окружающего мира помогают нам различать наши помощники. А давайте представим, что было бы, если у нас не было бы одного из помощников.

Делается вывод: Надо охранять и беречь свое тело.

3. Рефлексия.

- О чем мы беседовали?

- Что нового вы узнали?

- Перечислите части тела, которые вы запомнили.

- Какая игра вам больше всего понравилась?

а сейчас я предлагаю вам, дорисовав улыбки смайликам, отразить ваши эмоции по отношению к нашей сегодняшней встрече.  

Предварительная работа

Дать элементарные представления об органах слуха, дать понятия об основных функциях уха, уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных, учить через опытно-экспериментальную деятельность различать силу, высоту тембр звуков, закрепить знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины

Формировать сознательное отношение к собственному здоровью, вос-питывать желание заботиться о своем здоровье, вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе развлечения, желание участвовать в нем.

Предварительная работа

1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины.

2 Рассматривание схемы-плаката «Строение уха».

3. Дидактические и подвижные игры; «Поиск сокровищ»; «Птичьи песни», «Что

это за звук?», «Испорченный телефон», «Кто позвал?», «Угадай, где можно услышать такие звуки?», «Угадай по звуку, что в баночке лежит?», «Определи по звуку» и др.

4. Беседа «Телевизор хорошо или плохо?».

5. Сюжетно-ролевая игра «Больницу» — «Принимает врач-отола-ринголог».

Правила ухода за ушами

1. Не ковырять в ушах разными предметами.

2. Не допускать попадания воды в уши.

3. Защищать уши от сильного ветра.

4. Защищать уши от сильного шума.

5. Не сморкаться очень сильно.

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, закрепить правила ухода за зубами и полостью рта. Рассказать об истории зубной щетки, закрепить знания о пользе употребления кисломолочных продуктов (употребление кальция). Профилактика кариеса. Формировать познавательный интерес к человеку.

Словарная работа.

Расширять пассивный и активный словарь дошкольников зубная эмаль, пульпа, кровеносные сосуды, нервы, резцы, клыки, коренные зубы, стоматолог

Предварительная работа.

1. Разучивание массажа десен.

2. Конкурс рисунков «Праздник здоровой улыбки» с рассказами (творческими и из личного и коллективного опыта).

3. Формирование КГН уход за полостью рта, умение пользоваться зубной щеткой.

4. Беседы по теме «Зубы».

5. Дидактические и подвижные игры:

УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПАЛЬЦЕВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Это оригинальный способ сохранения и укрепления здоровья, основанный на трехтысячелетнем опыте китайской медицины. Проанализировав имеющуюся на русском языке литературу, составители сочли полезным включение следующих упражнений:

* Ежедневные упражнения для активизации мыслительных процессов

Цели деятельности педагога:

- формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей состоит мое тело);

-продолжать учить детей беречь себя и свое тело, бережно относиться к своему организму;

Оформили дидактический по «Валеологии».

Провели мастер класс с родителями на тему

УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПАЛЬЦЕВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Это оригинальный способ сохранения и укрепления здоровья, основанный на трехтысячелетнем опыте китайской медицины.

* Ежедневные упражнения для активизации мыслительных процессов

«Я расту». Формировать навыки экспериментирования. Развивать связную речь. 1) Беседа по теме «Как ты растешь?»

2) Заучивание стихотворения А. Барто «Я расту».

3) Опыт. Измерение роста и веса.

4) Д/и «Ребенок и взрослый».

5) Рисование «Как быстро я расту?» (рисование ладони и стопы).

-Закаливание

-Утренняя гимнастика

-Подвижные игры во 2 половине дня

-Беседы при проведении режимных моментах

-Навыки самообслуживания

-Помощь взрослого

-Расстановка инвентаря

-Формирование навыков безопасного поведения во время проведения режимных моментов

«Изучаем свой организм». Дать детям элементарные сведения об их организме. Учить различать понятия «часть тела» и «орган». Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы.

Развивать воображение и творческие способности детей. 1) Беседа по теме.

2) Проведение опытов.

3) Оздоровительная минутка.

4) Заучивание слов: «В здоровом теле - здоровый дух».

5) Рисование «Придумай значок».

6) Вывод.

-Закаливание

-Утренняя гимнастика

-Подвижные игры во 2 половине дня

-Беседы при проведении режимных моментах

-Навыки самообслуживания

-Помощь взрослого

-Расстановка инвентаря

-Формирование навыков безопасного поведения во время проведения режимных моментов

Обладает элементарными знаниями об организме и некоторыми способами экспериментирования.

«Пять помощников моих». Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, ушей, носа, рта. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые ощущения.

1) Беседа «Мозг и органы чувств».

2) Разгадывание загадок по теме.

3) Правила ухода за органами чувств.

4) Оздоровительная минутка.

5) Вывод. -Закаливание

-Утренняя гимнастика

-Подвижные игры во 2 половине дня

-Беседы при проведении режимных моментах

-Навыки самообслуживания

-Помощь взрослого

-Расстановка инвентаря

-Формирование навыков безопасного поведения во время проведения режимных моментов

Имеет понятия о строении и функционировании глаз, ушей, носа и рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Я и мое тело».

Сказочный персонаж кошка Муся, которая не может отличить  мальчика от девочки, обращается за разъяснеием к детям.  В процессе игры происходит знакомство детей с отличаями между полами. Испол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Я и мое тело».

Сказочный персонаж кошка Муся, которая не может отличить  мальчика от девочки, обращается за разъяснеием к детям.  В процессе игры происходит знакомство детей с отличаями между полами. Испол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Я и мое тело».

Сказочный персонаж кошка Муся, которая не может отличить  мальчика от девочки, обращается за разъяснеием к детям.  В процессе игры происходит знакомство детей с отличаями между полами. Испол...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Я и моё тело» во 2 младшей группе

Цель:1.     Дать детям понятие о частях тела.2.     Развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учить детей координировать речь с движением, развивать чув...

Совместная партнёрская образовательная деятельность с детьми младшей группы (от 3 до 4 лет) по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Я и мое тело»

- Данное занятие поможет познакомить  малышей со строением тела,  активизировать мыслительную деятельность через решение проблемных ситуаций, бесед; закрепить: понятие «один...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По теме: «Геометрические тела». ( образовательная область «Познавательное развитие») для средней группы

Задачи:Закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане-карте. Закреплять навыки счета в пределах 5. Формировать ум...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...