Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности "Волшебные превращения воды"
план-конспект занятия по окружающему миру

Микова Юлия Валерьевна

Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы в выборе партнеров экспериментальной деятельности, используя личный опыт и представление об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                     С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Тема: "Волшебные превращения воды".

Возрастная группа: дети 6-го года жизни  (старшая группа).

Форма НОД: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.  

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

2. УМК программы  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.А. Комаровой, М.А. Васильевой.

3. Парциальная программа О.В. Дыбиной "Ребенок в мире поиска": - М.: Творческий Центр - Сфера, 2005.

Средства:

наглядные: коробка с сюрпризом, картинки с изображением состояния воды, схемы, тучки, капельки, слайды «Свойства воды»;

мультимедийные: ноутбук;

литературные: С.Я. Маршак "Загадки в стихах и картинках";

музыкальные:  фоновая музыка, музыка воды, аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрина.

Материалы и оборудование: стаканы для опытов, прозрачные стаканы на каждого ребенка,  пластмассовые ложечки,  чайник, блюдца с кусочками льда, салфетки, значки голубого и желтого цвета.

Цель: Создать условия для знакомства детей шестого года жизни со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

                                                                                                                                       

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие:

  • актуализировать  и систематизировать знания детей о распространении  воды, ее свойствах и значении для человека;
  • формировать  представления детей о свойствах воды;
  • формировать представления о взаимосвязи воды и  объектов живой природы;
  •  формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать интерес к экспериментированию;

  • развивать память, мышление, речь, умение  обобщать результаты;
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к природе родного края;
  • воспитывать  бережное отношение к воде как  к природному ресурсу;
  • воспитывать желание прийти на помощь,  любознательность,  аккуратность при выполнении работы.

- Создание условий для проявления детьми инициативы на основе личного опыта и индивидуальных интересов детей.

- Создание условий для поддержки значимости детских достижений в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

- Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы в выборе партнеров экспериментальной деятельности, используя личный опыт и представление об окружающем мире.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята!  

-Мне по секрету сказали, что в детском саду "Солнышко" в старшей группе самые любознательные дети.

- Я, ученый  из Российской академии наук, со своим  помощником – лаборантом, прибыл познакомиться с вами.

 - Привез вам коробку с сюрпризом.

- Хотите узнать, что в этой коробке? Я  вам  подскажу.

Педагог создает приветливую, доброжелательную атмосферу для дальнейшей деятельности детей.

  • Дети выражают положительные эмоции, выстраивают полный ответ.
  • Дети садятся кругом на ковер.

Дети заинтересованы в происходящем, включаются в деятельность.

2. Этап актуализации знаний

- Ребята, отгадайте загадки:

-В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

-Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...(Воды)

-Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает...(Вода)

Задает вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой активности.

 

Педагог обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении  в решение поставленных вопросов.

Дети отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают свое внимание.

 

Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы.

Выражают собственные мнения.

Вступают в речевое взаимодействие.

Дети имеют представления по данной теме, высказывают свои суждения.

Умеют делиться своими впечатлениями со взрослым.

3. Целеполагание

-Сегодня я хочу вам рассказать интересную историю (садимся на ковёр). Случилась эта история на одном маленьком острове. Однажды там пропала вода. Не осталось ни одной капельки!                                    -Как вы думаете, хорошо ли жить без воды?  (Плохо)           -Кто не может жить без воды?  (Люди, растения…)                   -Почему? (Невозможно приготовить еду, попить, постирать…)                              -Люди на острове спрашивали друг друга: «Куда же исчезла вода? Что случилось?». Но никто не мог дать ответа. На том острове, высоко в горах, жил один мудрый старик. Он спустился к людям и проговорил к ним такие слова:

Родник иссяк, ручей ослаб,    А вы из крана — кап, кап, кап. Мелеют реки и моря,             Не тратьте воду зря, зря, зря.  И вот прошло немного лет —И нет водицы — нет, нет, нет!

-И тогда люди догадались, в чём дело. А вы догадались, почему от людей ушла вода?  (Они не берегли её.)

-Тогда люди на том острове попросили прощения у воды, и она к ним вернулась. Чтобы беречь воду, нужно не только заботиться, но и многое знать о ней.

-А ведь мы с вами уже немало знаем о воде. Не правда ли? Ведь у нас в группе вы каждый день пьете чистейшую воду из подземных источников. Она намного полезнее обычной воды из обычного крана. Называется она — бутилированная вода.

-Я предлагаю собрать Учёный Совет и рассказать о том, какую пользу и какой вред приносит вода. Сейчас вы разделитесь на две группы. Дети, у которых значки голубого цвета, посовещаются и расскажут о том, какую пользу приносит вода. А те дети, у кого значки желтого цвета, о том, какой вред может принести вода (дети в подгруппах совещаются, а затем выступают представители от каждой команды).

-Ребята, а вы  хотели бы узнать о воде что-нибудь новое, интересное? (Да.)

-Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы узнать, какой бывает вода.

Рассказывает историю, задает вопросы.

Заинтересовывает детей.

Способствует самостоятельному выбору детей, предлагает принять решение путем совместных обсуждений, стимулирует интерес детей к деятельности, комментирует высказывания, выражает восхищение.

Слушают рассказ, подключаются к обсуждению.

Дети делятся на 2 команды по выбору или интересу.

Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг к другу.

Составляют рассказ, выражают свои суждения, рассказывают о чувствах.

Дети выслушивают друг друга, соглашаются,

Рассуждения детей.

Дети смотивированы и готовы к путешествию.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Умение делать свой выбор и его аргументировать.

Связные рассказы детей, диалог.

 

4. Этап планирования деятельности

-Ребята, сегодня мы с вами  не только говорим о воде, но и будем проводить опыты. Мы отправимся с вами в лабораторию.  Давайте вспомним, как нужно себя вести в лаборатории? (Не толкаться, громко не разговаривать, не мешать друг другу.)                                        -Молодцы, ребята!

-Чтобы движения ваших рук были точными и ловкими, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.        -В море бурном, в море синем Быстро плавают дельфины.  Не пугает их волна,         Рядом плещется она.  Выплывает с моря кит             И дельфинам говорит:         Вы, дельфины, не шумите,  Рыбку быструю ловите.       Раз, два, три, четыре, пять —Надо рыбкам уплывать.

Напоминает правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывает последовательность действий, проговаривая текст.

Проговаривают правила.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения согласно тексту, проговаривая текст.

Умение действовать по инструкции.

Разминка мышц рук.

5. Деятельность и действия детей

Опыт №1  

Опыт №2  

Динамическая пауза "Как приятно в речке плавать"

Опыт №3  

Опыт №4

- Я – ученый лаборатории. А вы хотите тоже быть учеными?

- А ученые не верят словам и картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты.

Мы сегодня увидим три  состояния воды.

 -А вы знаете,  где работают ученные?

- Сейчас вас,  как маленьких ученных я приглашаю в лабораторию, где решаются разные задачи.

«Ученый» ведет детей в лабораторию и знакомит с «лаборантом».

Лаборант:

- Здравствуйте, ребята! Это моя лаборатория.

- Мы занимаемся  исследованиями воды.

(переливает воду из стакана в стакан)

- Какая вода, если ее можно перелить?

Исследуем жидкую воду.

- Как вы думаете, вода имеет цвет?

- А как можно узнать, что она без цвета?

- Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду?

- Что можно сказать о воде, какая она?

-  Вода бесцветная, прозрачная.

- Узнаем, имеет ли вода вкус.

- Возьмите по стаканчику с водой,  и ложечкой попробуйте воду.

 - Что вы можете сказать? (у воды нет вкуса)

 - А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар по желанию.

- Какой стала вода на вкус? (сладкая, соленая)

 - Таким образом, у воды нет своего вкуса.

Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут.

- Но, прежде чем проведем следующий опыт, предлагаю поиграть.

-Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Показать детям кусочки льда.

- Ребята, что это такое?

- Когда вода превращается в лед?

Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду.

- Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку.

-Что с ним стало?

-Почему это произошло?

- А если снова вынести воду на холод, что будет?

- Значит, какой вода может быть?

Твердая – лед.

- Вы сегодня уже посмотрели опыты.

- Но не все опыты бывают безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых.

- Посмотрите,  я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой?

- А сейчас я прикрою кружку блюдцем,  посмотрим, что же произойдет.

Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки.

- Проведите пальцем по блюдцу, Что это?

(вода)

- Значит, мы можем сделать вывод: пар - это тоже вода, только очень сильно нагретая, и находится в форме пара, газа.

 - Мы сегодня многое узнали о воде.

И  все- таки, какая бывает вода?

Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.

 

Стимулирование детей к умозаключениям.

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов.

Привлекает детей к игре.

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Эмоционально   вовлекает в слушание и в эксперимент.

Предлагает детям потрогать капельки пальчиком и убедиться, что это вода.

Проявляют заинтересованность,

вступают  в проблемный диалог.

Принимают активное участие в  деятельности.

Предлагают варианты решения проблемы

Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.

 

Проявляют изобретательность при решении проблемы.

Проявляют способность к критическому мышлению; делают самостоятельный выбор.

Активно играют, выполняют движения.

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия.

Наблюдают, отмечают результаты наблюдений,  высказывают собственное мнение.

Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Доводит  начатое дело до конца, работает в общем ритме.

Умеет наблюдать, экспериментировать.

Умеет делать логические выводы и сравнения.

Проявляет речевую активность.

 

Проявляет   интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование).

Может планировать свои действия в исследовательской деятельности для достижения цели.

Делает элементарные умозаключения и выводы.

6. Рефлексия

- Что нового вы узнали?

  • - Что вам понравилось больше всего?
  • - Что было трудным?
  • - Какой опыт оказался самым интересным?

- У меня на столе лежат капельки: белые и черные. Если вам понравилось работать в нашей лаборатории, то возьмите белую капельку и поместите ее на белое облачко, а если не понравилось, возьмите черную капельку и поместите ее на синее облачко.

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Обсуждение с детьми.

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Рассказывают о своих чувствах.

 

7. Открытый конец

Показ глобуса.

- Ребята, а как вы думаете, на земле много воды? (да, нет)

- Оказывается, воды на земле становится все меньше и меньше, поэтому ее нужно беречь.

- Скажите, как мы ее можем сберечь?

(закрывать кран, после мытья рук, когда чистим зубы, не включать сильный напор воды и т.д.)

- А что нельзя делать, чтобы сохранить водоемы, реки чистыми?

(нельзя бросать мусор в реку, не мыть машины и велосипеды в них.  После пикника убирать мусор в пакеты и увозить с собой, что бы берега были чистыми и др.)

-Ребята! Предлагаю вам поделиться своими новыми знаниями с родителями, рассказать им о свойствах воды. Поэкспериментируйте дома вместе с ними еще раз.

-Вы согласны?

-Подумайте, а что будет с нашей планетой, если вся вода на ней закончится?

-Всего доброго!

Привлекает детей к обсуждению.

Выслушивает ответы детей.

Предлагает детям провести эксперименты с водой дома вместе с родителями.

Советует детям поразмыслить на данную тему.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Выражают эмоции.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач.

Проявляют интерес к данной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "История возникновения куклы"

Конспект занятия в старшей группе "История возникновения куклы" с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по Реке Времени"...

конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"

конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"...

КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».

Возрастная группа: старшая.Технология: «Путешествие по реке времени».Форма организации: подгрупповая....

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной двигательной деятельности с детьми 6-7 лет.

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной  двигательной деятельности с детьми 6-7 лет....

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конструкт организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков...