РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ ХЛЕБ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тубасова Светлана Константиновна

Материал по лексической теме "Хлеб" по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_teme_hleb.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ПО ТЕМЕ ХЛЕБ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ.

Цели: воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его; расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб «пришёл» к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб—это один из самых главных продуктов питания в России.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

“ Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

                                     (Хлеб).

С помощью педагога дети сами рассказывают по картинам.

- Давайте посмотрим (выставляются картины) и вспомним, прежде чем посеять зерна пшеницы,что надо сделать?

Дети:(ответы детей (вспахать землю)

- Чем пашут землю?

Дети:(ответы детей) (трактором)

- Кто управляет трактором? (тракторист)

-Посеяли пшеницу. Теперь, чтобы она взошла и хорошо росла, что необходимо?

Дети:(ответы детей)

(свет, тепло, влага)

Дети:(ответы детей)

Воспитатель:

-Пшеница созрела и тут в поле выходит какая машина?

Дети:(ответы детей (комбайн)

-Кто управляет комбайном

Дети:(ответы детей (комбайнер)

-Комбайн срезает колоски, вытряхивает зёрнышки из домиков и оно по желобу (показ на картине) ссыпается в машину (кузов). Оно еще влажное. Его надо просеять и просушить. Водитель везет его куда, как вы думаете? (на элеватор)

Дети:(ответы детей)

- Зерно везут на элеватор, где оно хранится.

- Отсюда уже зерна везут на мукомольный завод, его перемалывают очень мелко и получается мука. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. (дети рассматривают муку, трогают, пересыпают)

-A кто знает куда отправляется мука дальше? (на хлебозавод)

Дети:(ответы детей)

-И здесь на хлебозаводе пекари из муки пекут всевозможные хлебобулочные изделия.

-Давайте вспомним, что можно приготовить из муки (дети перечисляют).

Воспитатель:

Скажите, а кто из вас, ребята, какой хлеб любит? (ответы детей)

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало».

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал, (шевелят пальцами)

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся (2 раза )

Вот видите, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб—всему голова. Всего три слова, а как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие ещё пословицы о хлебе вы знаете?

( Дети говорят пословицы и поговорки и объясняют их смысл.)

Без хлеба—нет обеда.

Хлеб—батюшка, вода—матушка.

Будет хлеб—будет и песня.

Много света—много хлеба.

Хлеба надо брать столько, сколько съешь.

Хлеб нельзя бросать на пол.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

 Игра с мячом.

- Задаю вопрос – кидаю мяч, вы ловите и отвечаете.

- Какие зерновые культуры вы знаете? ( Рис, овёс, гречка…)

- Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? ( Пшеничный).

- Из ржи пекут лепёшки, значит лепёшка какая? ( Ржаная).

- Из кукурузы делают масло, какое? (Кукурузное).

- Из ячменя варят кашу, какую? ( Ячменную).

- Из кукурузы делают хлопья, какие? (Кукурузные).

- Каша из гречки, какая? ( Гречневая).

- Хлопья из овсянки, какие? ( Овсяные).

- Пудинг из риса, какой? ( Рисовый).

- Каша из риса? ( Рисовая).

Дидактическая  игра «Вставь вместо паузы слово хлеб».

-Мама купила пшеничный (хлеб).

-Дети едят суп с (хлебом).

-Ваня пошёл в магазин за (хлебом).

-Я не люблю есть суп без (хлеба).

-Я знаю пословицы о (хлебе)

- Хлеб в доме является символом благополучия и богатства, так как хлеб не раз спасал от голода целые народы. Этот продукт наделяли и некой мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути. Какие бы блюда не входили в моду, какие бы продукты не становились популярны, хлеб всегда ставят во главу стола. Издревле хлеб считался той святыней, которую нужно было почитать и хранить в любой ситуации, и сколько бы не прошло веков, хлеб всегда останется символом самой жизни.

В:А сейчас давайте разучим скороговорку.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь от поля до магазина.

На поле выращивают пшеницу и рожь. Из пшеницы обычно делают белый хлеб, из ржи — черный. Сами растения состоят из длинного стебля, листьев и колосков. Вот в колосках-то как раз и находится нужный для хлеба продукт — зерно. Зернышки сажают поздней осенью или ранней весной. Ближе к лету пшеница и рожь всходят, а к приходу осени созревают. Если за ними хорошо ухаживают, если им хватает солнышка и влаги, значит, урожай получится хорошим.

После созревания специальные машины — комбайны, собирают зерно с полей. Затем его нужно смолоть (измельчить). Это делается на мукомольных заводах. После полученную муку обязательно просеивают и расфасовывают по пакетам. Теперь самое время отвезти муку на хлебозавод.

На заводе в муку добавляют определенное количество дрожжей, перемешивают и дают постоять — «подняться», чтобы хлеб получился воздушным. Затем замешивают тесто: в поднявшуюся смесь добавляют соль, сахар, яйца. Все перемешивают, дают еще постоять. Потом режут, выкладывают на противни и — в печку.

Из печки хлеб достают ароматным и румяным, раскладывают по машинам и везут в разные концы города. Вот такой интересный и долгий путь — от колоска к караваю

 Дидактическая игра: «Подбери слова»

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.

«Отгадай, что это?»

- Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.

Ржаная – это лепешка или хлеб?

Ржаное — это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные - это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?

 Грамматическая речевая игра «Придумай слово».

Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?

Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

Игра "Цепочка".

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

Итог занятия

— Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»:

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа.

Целью занятия является научить дошкольников устанавливать причинно-следственные связи между двумя событиями, на первый взгляд, не связанными друг с другом....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа по картине "Зимние развлечения" с использованием ИКТ

В занятии использованы современние методы и технологии , способствующие развитию речи и творческой активности детей....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказов на тему: «Мама – самый близкий человек!»

Расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов;  продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять описательный рассказ о маме по опорной схем...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы Тема «Кормушка» (составление рассказа по серии сюжетных картинок)

Составление по сериии сюжетных картинок, где дети решили сами смастерить кормушку для птиц....