Конспект по познавательному развитию "Путешествие к обитателям морей и океанов" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Казанцева Ольга Валерьевна

Конспект знакомит детей с морскими животными, их внешним видом, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию

«Путешествие к обитателям морей и океанов»

для детей подготовительной группы.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

        Продолжать знакомить детей с морскими  животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями  питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

        Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

        Обогащать и активизировать словарь детей.

        Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: иллюстрации с морскими животными; глобус, макет рыб, штурвал, якорь, компас, карта, тельняшки, перфокарты, маркеры, доска магнитная, ракушки.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты, книг иллюстраций на тему: «Подводный мир», «Водный транспорт», «Обитатели озер и рек», чтение познавательной литературы: «Большая энциклопедия животных», «Загадки подводного мира», конструирование из бумаги  «Морские обитатели», аппликация на тему «Рыбы в аквариуме», рассматривание открыток с морскими рыбами и животными, беседа о работе людей морских профессий игра «Море волнуется», чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», А.Толстой «Акула».

Ход занятия:

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об обитателей морей и океанов. Мы узнаем много интересного и полезного. (Берет глобус) А пришла не с пустыми руками, а с помощниками (Показывает глобус, ракушки, камешки). Ребята, что это?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель:  - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер и берут ракушки).

Воспитатель: - Что мы слышите?

Дети: - Шум ветра, шум моря.

(включается  запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: - Я предлагаю, вам отправится в путешествие. А на чём мы отправимся в путь, мы узнаем, выполнив задание. Перед вами мольберт с точками, каждая точка обозначена цифрой. Соедините точки с цифрами по порядку от 1 до 11.  А соединять мы будем по цепочке. (Звучит музыка). Что у вас получилось?

Дети: - Корабль. 

Воспитатель: - Правильно, это корабль. Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

        (Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).

        Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

        Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

        Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения. 

(Пальчиковые игры)

Воспитатель: - Подводный мир - это целая страна! Она увлекательна и очень красива. Так же как и на суше живут животные и птицы, растут деревья и кустарники, под водой живут рыбы, крабы, осьминоги. А каких морских обитателей вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на горизонте  показался первый морской обитатель.

 (Показывает иллюстрацию).

Дети: - Кит!

Воспитатель: - Кит -   самое крупное животное в мире. Они  похож на огромную рыбу, но не рыба, а млекопитающее. Своих детенышей они кормят молоком.

Дети: -  Кит огромный. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.  Он, как и  рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность. Питается он планктоном, мелкими рачками. Планктон остается в желудке у кита, а лишнюю воду он выпускает вместе с воздухом через отверстие в спине, в виде фонтана. В Средиземном море водятся маленькие киты, а синий кит - житель океанов.

Воспитатель: -  А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

 Дети: - Дельфин!

 Воспитатель: - Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию). Что вы знаете о  дельфинах? – (высказывания детей).

 Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): - Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие, которые, как и киты кормят своих малышей молоком. Они дышат воздухом. Они являются  самыми умными и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами. А что они едят?

Дети: Питаются рыбой.

    Воспитатель: - Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Поглядите на дно морское. Ой, я что-то заметила среди водорослей. Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах.

Дети: - Какие красивые рыбки!

Воспитатель: - Рыбы — это водные животные. Они очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах. Вам знакомы такие названия рыб как: рыба-меч, рыба-пила, рыба-солдат, рыба-зебра, рыба-еж, рыба-носорог, рыба-слон, рыба-бабочка, рыба-ангел и т.д.? Их названия вам, о чем говорят?

Воспитатель: -  Ребята, давайте сделаем остановку и кинем якорь. Вот там показался остров. Давайте выйдем (ребят поднимаются со стульчиков и отправляются к столам). 

Воспитатель: - Давайте вспомним морских и пресноводных рыб (дети работают с перфокартами).

Воспитатель: - Молодцы.  Ой, ребята, гляньте-ка, здесь какое- то животное выползало на сушу.  Кто бы это мог быть?  Попробуйте по острову собрать части картинок и узнать это животное. (Дети по группе ищут разрезные картинки и собирают животное – черепаху). Что вы можете сказать про морскую черепаху?

Дети (высказывания детей): - Черепахи очень древние животные. Они бывают морскими и сухопутными. В морях живёт 5 видов черепах. Самые крупные морские черепахи – кожистые. Их длина достигает двух метров, а вес – 600 килограммов.
Среди морских черепах есть и хищники. Черепахи свою жизнь  проводят в воде, питаясь рыбой, крабами, кальмарами и морскими ежами. Черепахи откладывают в песок яйца на берегу моря.

 Воспитатель: - Знаете, ребята, что 23 мая отмечается Всемирный День Черепахи. А теперь опять в путь. На корабль! Поднять якорь! Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Всех проглотит с головой.

Эта рыба – хищник злой,

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети:-  Акула.

 Воспитатель: - Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию). Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): - Самые известные морские хищники — акулы. Они смогли пережить динозавров. Их размеры зависят от вида. Самые большие из них достигают 10-12 метров. Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам. Они очень прожорливы и подвижны. В отличие от рыб, они откладывают яйца, а не икру. Яркие представители этого семейства: тигровая и серая акулы.

В морских глубинах много хищников это: морские звезды, медузы, скаты, рыба барракуда, морской еж, осьминог, морской леопард, морские змеи  и т.д.

        Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

 Дети: - Краб.

 Воспитатель: - Верно. (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): - Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно. Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все,  что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Предлагаю, ребята, сделать остановку. Поплавать в море.  Прыгайте в воду!

Игра «Море волнуется раз»

(дети замирают в позе морской звезды, краба, акулы)

 Выплываем из воды и на корабль. Нам пора возвращаться домой.  И вот вам еще последняя  загадка:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

 Дети: - Конек (воспитатель показывает иллюстрацию). 

Воспитатель: -  Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Необычный обитатель моря - это морской конек. На самом деле, это рыба, а назвали их так за то, что  форма тела похожа на шахматного коня. Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

Заключительная часть.

Ну что ж,  держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними  встретиться. Можно выйти из корабля. Мы в группе. Вам понравилось путешествие?

        - С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

         - Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

         - Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей). 

Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, если вам понравилось наше путешествие, то подойдите к доске и поселите морских жителей в подводный мир.

Итог занятия

 Воспитатель: - Замечательно! Вы очень много запомнили и узнали. Конечно же, мы с вами познакомились лишь с несколькими представителями подводного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-исследования на тему "Странники морей - айсберги" для детей подготовительной к школе группы

Развитие исследовательских способностей у детей. Формирование научных знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе. Знакомство детей с айсбергами....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы по теме: «Подводное путешествие по Чёрному морю»

Ознакомление детей с особенностями Черного моря. Рисование подводного мира со множеством различных обитателей нетрадиционной техникой рисования (акварельные краски+ парафиновая свеча)....

Презентация на тему "Обитатели морей и океанов" в подготовительной группе

В презентации собраны фоторафии морских  обитателей и краткие рассказы о них....

Развитие речи дидактические упражнения «Обитатели морских водоемов» для детей подготовительной группы

Развитие речи дидактические упражнения «Обитатели морских водоемов» для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по развитию речи «Обитатели морей и океанов» в старшей группе

Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, на основе систематизации ранее сформированных представлений.Задачи:Образовательные:Расширять и систематизировать знания детей о предст...

Путешествие "Море знаний" для детей подготовительной группы

Цель: Показать детям общественную значимость праздника – День знаний.Задачи:обобщить знания детей о празднике День Знаний;обобщить знания детей о занятиях, которые проводятся в детском саду;учит...