Развитие речи дидактические упражнения «Обитатели морских водоемов» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие речи дидактические упражнения «Обитатели морских водоемов» для детей подготовительной группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дидактические упражнения «Обитатели морских водоемов» для детей подготовительной группы

Один-много

(игра с мячом)

Одна рыба – много рыб

Черепаха – черепах

Акула - акул

Ракушка – ракушек

Камешек – камешков

Осьминог – осьминогов

Морской ёж – морских ежей

Аквалангист – аквалангистов

Корабль – кораблей

Морская звезда – морских звёзд

Волна – морских волн

Краб – крабов

Медуза – медуз

Молодцы, ребята.

Без чего не бывает?

Без чего не бывает рыбы? (без головы ,без плавников, без жабр, без чешуи)

Без чего не бывает осминога?

Без чего не бывает черепахи?

Без чего не бывает краба?

Игра: Назови ласково

Медуза – медузочка, медузонька . Рыба – рыбка, рыбонька…. 
Черепаха – черепашка. Акула – акулочка.
Дельфин – дельфинчик. Осьминог – осьминожек. 
Плавник – плавничок. Хвост – хвостик…
Песок – песочек. Камень – камешек.

Где живут рыбы?

-В реке живут,  какие рыбы?       Речные

-В озере?                                      Озерные                        

-В море?                                       Морские                        

-В океане?                                    Океанические            

-В аквариуме                               Аквариумные    

Название слов действий обозначающих, действие предмета.

Что рыбы делают в воде? Давайте подберем признак -  действие к рыбам.

Ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются

Образование родственных слов. Словообразование.

1.Как мы назовем маленькую рыбку?                           РЫБКА

2.Назовите рыбу ласково?                                              РЫБОЧКА                       

3.А как назовем большую рыбу?                                   РЫБИНА

4.Как называется суп из рыбы?                                     РЫБНЫЙ

5.А жир из рыбы, какой?                                                 РЫБИЙ

6.Как называют человека, который ловит рыбу?        РЫБАК,

РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА

7.Куда ранним утром пошел рыбачек?                         НА РЫБАЛКУ

8.Как называют поселок,  в котором живут рыбаки?   РЫБАЦКИЙ

9.Что делает на рыбалке рыболов?                                РЫБАЧИТ

Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ……………….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища,

пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!,

Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой……………………... рыбак

от обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

что не удалась………………………   рыбалка

Молодцы! Справились с заданием.

«Кто может совершать эти действия?»

Ход: бросаем мяч ребёнку, называем глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый-ребенок

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 «Что бывает круглым?»..

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Блиц-игра

Вопросы:

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. Название каких рыб похожи на название инструментов? (пила. игла, молот

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект итоговой нод по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Что такое сказка?» для детей подготовительной группы

Цель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:Обучающие: •углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.•упражнять в словообразовании и слово...

Конспект интегрированного занятия (интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи») тема: «Земля просит о помощи» для детей подготовительной группы

laquo;Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»Аннотация. Конспект НОД посвящен проблеме мусора, как одной из причин загрязнения нашей планеты, и направл...