"Метод детского экспериментирования как средство реализации ФГОС ДО"
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цепакина Елена Владимировна

Статья для педагогов ДОУ, в которой указаны задачи, виды и особенности организации детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaeksperiment.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Метод детского экспериментирования
как средство реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО определяет построение образовательного процесса в соответствии со следующими принципами:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  3. признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество Организации с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам и традициям;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования;
  9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

В связи с этим необходим поиск таких методов развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые будут соответствовать данным принципам, то есть помогут ребенку в действии познавать те аспекты мира, которые ему наиболее интересны. Эффективным методом является метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование не только является правильным педагогическим решением, реализующим принципы и задачи ФГОС ДО, но и соответствует возрастным особенностям ребенка. Ведь каждый ребенок рождается исследователем, первооткрывателем, любопытным искателем новой информации.

Эксперимент – это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

Детские эксперименты можно классифицировать по различным принципам:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте;
  • по месту проведения опытов;
  • по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
  • по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические;
  • по продолжительности: кратковременные, длительные;
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
  • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  • по характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие;
  • по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;
  • по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

В дошкольном образовательном учреждении детское экспериментирование:

  • помогает ребенку проявить свою активность, то есть познавать реальный мир в действии, а не получить набор готовых опосредованных фактов о мире от других людей;
  • позволяет ребенку получить ответы на те вопросы, которые его по-настоящему интересуют, то есть проявить свою индивидуальность;
  • развивает мышление ребенка, формирует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, сравнение;
  • развивает речь ребенка, учит высказать и аргументировать свою точку зрения;
  • способствует развитию у ребенка умения грамотно задавать вопросы и строить гипотезы на основе предыдущих знаний, то есть применять на практике свой опыт;
  • учит находить информацию из различных источников, то есть формирует предпосылки учебной деятельности.

Однако для достижения указанных целей детский эксперимент должен быть специальным образом организован. Обязательно строить деятельность так, чтобы каждый ребенок стал в ней равноправным партнером. Поэтому и задачи экспериментов должны исходить от детей. Даже если ребенок еще не может сформулировать цель эксперимента, именно он задает основной вопрос, для ответа на который необходимо будет провести эксперимент. А задачей педагога является создание такой проблемной ситуации, при которой ребенок осознает необходимость получения того или иного знания.

Когда ребенок задает вопрос, педагог стимулирует мыслительную активность детей, задавая наводящие вопросы, ни в коем случае не давая полного ответа. Ведь та информация, которая дана в готовом виде, не способствует развитию ребенка и даже часто не запоминается им. Дети старшего дошкольного возраста при систематической работе по экспериментированию готовы сами выстроить гипотезу и предложить простейшие эксперименты. Не всегда те варианты опытов, которые дети предлагают, возможно провести на практике, не всегда гипотезы оказываются верными, но все эти действия – это познавательная активность ребенка, которая помогает ему не просто узнать, а понять окружающий мир. Поэтому педагог ни в коем случае не должен ограничивать поиск решения детьми поставленной задачи, даже если высказанное детьми решение кажется нереальным или неправильным.

После того, как будет высказана гипотеза как предполагаемый ответ на заданный ребенком вопрос, педагог обсуждает с детьми, какой именно эксперимент поможет ее проверить. Объяснение последовательности проведения эксперимента научит детей устанавливать взаимосвязь между различными действиями. Но перед тем, как начать проведение эксперимента, нужно поставить цель, с которой будет проводиться деятельность. Чем точнее будет высказана цель, тем проще будет определить, какой результат был получен в ходе проведения опыта. Однако даже дети старшего дошкольного возраста еще затрудняются в самостоятельном целеполагании, в следствие чего педагог должен помочь детям в формулировке цели эксперимента.

При непосредственном проведении эксперимента педагог, в первую очередь, должен помнить о правилах безопасности. Поэтому детям должны быть объяснены все правила безопасности, которые имеют отношение к данной деятельности, вся техника безопасности должна быть соблюдена. Исходя из этих требований, не всегда дети могут принять непосредственное участие в проведении эксперимента, как, например, в опытах с огнем. Важно, чтобы дети стали активными участниками в интеллектуальной составляющей эксперимента. Для этого педагог постоянно обращает внимание детей на важные факты в ходе деятельности, задает наводящие и уточняющие вопросы, помогающие детям анализировать полученную информацию. По возможности, педагогу нужно создать такие условия, при которых будет проверено каждое предположение детей. Это и поможет детям установить причинно-следственные связи, и даст возможность при следующих исследованиях смело, не стесняясь, высказывать своим предположения. Не важно, если они окажутся неправильными, важно, что каждый ребенок научится мыслить и проявлять свою индивидуальность. При этом, медлительным детям педагог должен уделять больше внимания, чтобы убедиться, что они успели усвоить все важные аспекты эксперимента.

Очень важно фиксировать как действия в ходе эксперимента, так и его результат. Во-первых, это способствует закреплению информации, повторению порядка действий в процессе проведения опыта. Во-вторых, процесс фиксации помогает структурировать и обобщать информацию, что способствует развитию мышления каждого ребенка. Также это позволит педагогу привлечь к процессу экспериментирования тех детей, которые не были активны при его проведении, а детям – проявить свою индивидуальность, ведь каждый нарисует или напишет немного по-своему.

Важнейший этап в детском экспериментировании – это подведение итогов деятельности. Эксперимент, проводимый ради демонстрации детям фокуса, не может быть полезен для их развития. Педагог должен обсудить с детьми результат, полученный в ходе эксперимента, и помочь детям сравнить его с высказанной гипотезой. Это позволит каждому ребенку установить логические взаимосвязи между объектами, явлениями, действиями окружающего мира. Также грамотный анализ результатов поможет детям более точно ставить гипотезу и продумывать ход эксперимента при дальнейших исследованиях.

В процессе экспериментирования у детей формируются мыслительные операции и интеллектуальные действия, развивается умение работать в команде, делать выводы, аргументировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения, определять причины неудачной экспериментальной деятельности. Кроме того, в процессе экспериментирования все дети получают огромное удовольствие от своих маленьких открытий, удовлетворяют свою жажду знаний и любознательность.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М., 2005.
  2. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — М, 2004.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М., 2003.
  4. Поддьяков Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. – М., 2014.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: https://fgos.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС ДО

В формироании личности ребенка приоритетная роль принадлежит семье. С введением "Закона об образовании в Российской Федерации" проходят изменения  во взаимодействии с семьей....

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...

Методы педагогики М.Монтессори как средство реализации ФГОС ДО

Практическое применение  педагогики Марии Монтессори возможно в обычном детском саду...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для педагогов «Особенности организации деятельности – детское экспериментирование, в условиях реализации ФГОС ДО»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

Детское экспериментирование как средство реализации ФОП ДО

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30870732","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]На сегодняшний день приоритетными целями обучения и воспитания детей становится не простое ...