Конспект интегрированного занятия детей с ОВЗ "Сад.Огород.Сравнение овощей и фруктов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кюммель Елена Леонидовна

Конспекты интегрированных занятий с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_word.docx28.23 КБ
Файл hleb.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового занятия учителя – дефектолога Кюммель Елены Леонидовны по теме:                                                       «Сад. Огород. Сравнение овощей и фруктов».

Тип занятия: интегрированное занятие

Дата: 15.10.2018г.

Отделение: дети - инвалиды

Возрастная группа детей: 5 – 7 лет

Программное содержание:

  1. Коррекционно-образовательные цели: 

  1. Расширение, активизация словарного запаса, закрепление  обобщающих  понятий  «овощи» и «фрукты», дифференциация понятий «овощи» и «фрукты» и «сад» и «огород»   .

             2. Образование относительных прилагательных (огуречный, яблочный).

             3. Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

             4.Употребление Родительного падежа существительных.

             5. Составление предложений со словом «много».

             6. Закрепление согласования слов в предложении.

             7. Умение составлять описательные загадки и узнавать овощи и фрукты по описанию.

             8. Продолжать обучать детей работать с различными видами наглядности.

  1. Коррекционно-развивающие цели: стимуляция познавательной, речевой активности, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, развитие мышления, внимания, памяти, тактильного и  зрительного восприятия (воспринимать на ощупь форму и величину), общей и мелкой моторики.
  2. Коррекционно-воспитательные цели: формирование инициативности, самостоятельности, усидчивости, навыков сотрудничества, самоконтроля, сопереживания, бережного отношения к природе, повторение правил гигиены при употреблении овощей и фруктов, воспитание желания помогать взрослым по хозяйству.
  3. Здоровьесберегающие задачи: планирование объёма материала с учётом повышенной утомляемости детей, соблюдение правильной посадки детей, способствование созданию благоприятного психологического климата, чередование статических и динамических заданий.

Словарная работа: осень, огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, зреть, собирать, заготавливать, урожай.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе) и звуковой культуры речи.

Развитие связной речи.

Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, магнитная доска, компьютер

Демонстрационный материал: плакаты, предметные картинки  по теме, дидактическая игра «Один – много», дидактическая игра «Четвёртый лишний», корзинка, ваза, муляжи овощей и фруктов, мешочек, натуральные фрукты и овощи.

Раздаточный материал: дидактическая игра «Что растет на огороде?», дидактическая игра «Собери фрукты в вазу», дидактическая игра «Что где растет?», оценочные листы и цветные карандаши.

Индивидуальная работа:

Рубцов Илья (коррекция мыслительной деятельности, развитие логического мышления, уточнение звукопроизношения[Ш], закрепление навыков прямого и обратного счёта, развитие мелкой моторики)

Рудай Варвара (коррекция пространственно-временных отношений, представлений о себе и окружающем мире, закрепление понятия «Времена года», уточнение звукопроизношения[Л], развитие мелкой моторики)

Смирнова Ирина (коррекция пространственно-временных отношений, представлений о себе и окружающем мире, закрепление понятия «Времена года», развитие логического мышления, различение геометрических фигур, слоговая структура слова, уточнение звукопроизношения[ЛЬ], развитие мелкой моторики)

Зарубин Александр (коррекция мыслительной деятельности, развитие слухового и зрительного внимания, развитие памяти, обогащение активного и пассивного словаря, совершенствование грамматического строя речи)

Структура и методические приёмы:

  1. Вводная часть – 3 минуты

1.чтение стихотворения «Здравствуй, небо!»

2.повторение времени года, сообщение темы

3.просмотр слайдов «Огород» и «Фруктовый сад»

  1. Основная часть – 15 минут

1.отгадывание загадок с демонстрацией картинок

2. Дидактическая игра «Собери овощи в корзину, фрукты в вазу»

3. Дидактическая игра «В саду или в огороде» (составление сложных предложений с предлогами)

4. Дидактическая игра «Приготовь сок» (образование относительных прилагательных

5. Дидактическая игра «Расскажи, чего много»(употребление Р.п.)

6. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (отгадывание овощей и фруктов на ощупь.

7. Дидактическая игра «Чего нет?»

8. Дидактическая игра «Кто внимательный?»

9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

10. Дидактическая игра «Загадай загадку»(составление описательных загадок детьми)

  1. Заключительная часть – 2 минуты

1. Обобщение учителя-дефектолога.

2. Самостоятельная работа детей на оценочных листах.

3. Подведение итогов, дегустация овощей и фруктов детьми.

Ход занятия:

 1. Организационный момент. Приветствие:

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Мы друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

2. Сообщение темы.  - Какое сейчас время года? (Осень)

- В это время года люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Сегодня на занятии мы будем говорить об овощах и фруктах.

А давайте вспомним:

-Где растут овощи?

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи (Слайд «Огород»)

Овощи на огороде растут по-разному:

Что растет в земле?( морковь, свёкла, картофель, репа, редиска, чеснок)

Что растет на земле? Помидор, огурец, перец, капуста)
Учитель – дефектолог  читает стихотворение:

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

А теперь давайте вспомним, где растут фрукты?

Сад – это ограждённый участок земли, где растут фруктовые деревья и плодовые кустарники.

(Слайд  «Фруктовый сад»)

(Учитель – дефектолог  загадывает загадки)

3.Игра «Отгадай загадку» (дети отгадывают загадки, учитель – дефектолог  выставляет на доску «картинки-отгадки»).

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая, (морковь)

Как надела сто рубах захрустела

на зубах, (капуста)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине сладко, (слива)

На сучках висят шары,

Покраснели от жары, (яблоки)

Как на нашей грядке выросли загадки,

Крепкие, зеленые, хороши соленые, (огурцы)

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло, (свекла)

4.Игра «Собери овощи в корзину, фрукты в вазу» (дети, выполняя игровые действия, проговаривают фразу в соответствии с демонстрируемым действием и предлогом «в» и садятся на свои места).

5.Игра «В саду или в огороде» (развивать умение составлять сложное предложения с союзом «а»)

- Где растут овощи? (овощи растут в огороде на грядке)

      - Где растут фрукты? (фрукты растут в саду на дереве)

Учитель – дефектолог выставляет на доску по две предметные картинки, с овощем и фруктом, дети по очереди составляют предложение (Например: «Огурец растет в огороде на грядке, а груша растет в саду на дереве»).

6.Игра «Приготовь сок» (закрепить умение образовывать относительные прилагательные)

Я приготовлю из яблок яблочный сок.

Я приготовлю из тыквы тыквенный сок. И т. д.

(Образованные сложные слова произносят с отхлопыванием, хором, индивидуально.)    

7.Игра «Расскажи, чего много?».  Составление предложений об овощах  и фруктах со словом «МНОГО».                                                                                                                                        В корзине много помидоров.                                                                                                                       На столе много огурцов.                                                                                                                                          На огороде выросло много баклажанов, тыкв.  

Учитель – дефектолог обращает внимание на проговаривание окончаний слов, согласование слов в предложении.                                                                                            8.Физ. Минутка. Проговаривание стихотворения с движением (по лексической теме недели).  

                                                      «Капуста».

Тук, тук, тук – раздаётся в доме стук!              Стучат кулачками друг по дружке.

Мы капусту рубим, рубим, рубим.

Имитируют движения, рубят.

Мы морковку трем, трем.

Имитируют движения теркой.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Пальцы сложили щепоткой, «солят».      

Пальцы рук растопыривают, потом сжимают, как отжимают сок.

9.Игра «Волшебный мешочек».      Учитель – дефектолог выкладывает муляжи овощей и фруктов  на столе перед детьми, затем  складывает муляжи в мешочек, а дети называют их.          

Нужно на ощупь, не подсматривая, узнать овощ или фрукт

10.Игра «Чего нет?»    (6-7 предметов).   Игра проводится с муляжами на столе.

11.Игра «Кто внимательный?»

- Хлопнуть в ладоши, если услышишь название фрукта, присесть, если услышишь название овоща.

12.Игра «Четвертый лишний» (на доске четыре предметные картинки: апельсин, банан, капуста, слива)- Что здесь будет лишним? (лишняя будет капуста)

- Почему? (потому что капуста это овощ, а апельсин, банан, слива это фрукты). И т. д.

13.Игра «Загадай загадку» (закрепить умение составлять загадки-описания по схеме)

Дети по одному выходят к доске, берут со стола любую предметную картинку, с овощем или фруктом и загадывают загадку:

Например: «Он горький, сердитый. Растет в огороде на грядке. Его добавляют в салат и суп».

«Оно круглое, красное, сочное. Растет в саду на дереве. Из него можно приготовить повидло, сок, варенье». И т.д.

14.Итог.  О чем говорили на занятии- О чем мы сегодня говорили на занятии? (мы сегодня говорили об овощах и фруктах).

- В какие игры мы сегодня играли? («Собери овощи в корзину, фрукты в вазу»; «Четвертый лишний»; «В саду или в огороде»; отгадывали загадки).

Учитель – дефектолог раздаёт детям оценочные листы и цветные карандаши. Дети должны раскрасить кружки напротив овощей и фруктов соответствующими цветами.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и я хочу вас угостить овощами и фруктами.



Предварительный просмотр:

                      Интегрированное занятие – развлечение

                                                 старший дошкольный возраст

                               Хлеб всей жизни голова!

Цель: Расширить знания о хлебе. Активизировать и обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Закреплять знания о хлебе в пословицах и поговорках. Познакомить с культурой русского народа, обрядами, традициями. Развивать умение работать с тестом.

Предварительная работа: Чтение литературных произведений «Прости меня, хлеб» О. Глинской, «Как самолёт в поле работает» И. Винокурова, беседы о труде хлеборобов, рассматривание картин, иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, частушек, стихов, песен, танцев.

Оборудование: Костюмы, различные сорта хлеба, колосья, зерно, тесто, колосья для танца, фартуки, косынки, полотенца, магнитная доска, плоскостное изображение снопа.

                               Ход занятия

Дети входят в зал, садятся на стулья. В центре стоит стол, на котором хохломской поднос с хлебобулочными изделиями.

 Педагог:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Я. Аким

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас эти замечательные изделия. Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки:

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова»!

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе!

Дети:

Хлеб – всему голова.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Плох обед, коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Педагог:      Береги хлеб – он наше богатство. Хлеб – основной продукт питания, он нужен человеку каждый день.  Накрывает хлеб полотенцем.

Упражнение «Волшебный сноп». Загадывание загадок:

 на магнитной доске плоскостное изображение снопа, состоящего из крупных колосьев. На обратной стороне каждого колоса написаны загадки. Педагог снимает по одному колоску и читает загадки:

Педагог:   - Ребята, послушайте загадку:

Рос сперва на воле, в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда меня смололи,

Я в муку превратился (колос).

Стоит стеной, шумит весной,

Волна золотая, не видно края (поле ржи).

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (колос).

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены (колос).

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит (колос).

Молодцы! Отгадали все загадки. И не случайно они все были про поле и колоски. Сегодня мы с вами узнаем: откуда же к нам хлеб приходит? А поможет нам в этом герой из русской народной сказки.

Звучит музыка. На ширме появляются Дед и Баба.

Дед.

Ох, захотелось колобка,

У нас есть масло и мука? (Бабе).

Ты бы тесто замесила

Да детишек угостила.

Баба.

С охотой я возьмусь за дело,

Хоть задача нелегка:

Чтоб тесто сделать пышным, белым,

Нужна не только мне мука.

Вниманье нужно да уменье,

Про соль и сахар не забыть.

Чтоб лучше сделать угощенье,

Начну-ка тесто я месить.

Дед и Баба.

Тесто мы месили, масла добавляли.

Выбились из сил, ох, как мы устали!

Уходят.

Тесто.

Очень сдобное я тесто,

Усидеть здесь не могу,

Мне в кадушке мало места,

Тесно, тесно, убегу!

Баба. (выбегает)

Ай-ай-ай! Куда? Куда?

Вот несчастье, вот беда!

Не уйти тебе от нас!

Будет колобок сейчас!

Колобок падает в руки педагогу.

Баба.

Убежал мой колобок, не попался на зубок! (уходит). Звучит песня «Колобок».

Педагог:

- Укатился Колобок  от Бабы с Дедом да к нам в гости попал. Отправимся мы вместе с ним в путешествие, узнаем как хлеб растет.

 - Все начинается весной. В эту пору, когда растаял последний снег, начинается подготовка поля к посеву, на поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа.  Послушайте стихотворение:

По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

Е. Трутнева

Педагог:

Вот какие маленькие зернышки (показывает детям зерна)! Из них и растут хлебные колосья.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова)

Педагог:

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот весной хлеб посеяли хлеборобы, а дальше что? А дальше приходит лето. Что же происходит летом? Пригревает солнышко землю, и зернышко превращается в маленький росточек, а из него – в зеленый колосок.

Танец с колосьями.

Подвижная игра «Море волнуется».

                                                                          Педагог:

 И летом у хлебороба продолжается работа. В это время на поле могут появиться вредители: жучки, паучки, бабочки, гусеницы, а когда колосья созреют, то птички. Они могут склевать все зернышки. Кто же поможет, кто спасёт зёрнышки от прожорливых птиц? Догадайтесь:

Чтобы птицы не летали, колоски чтоб не клевали,

Чтоб боялись галки – длинный шарф на палке,

Шляпу нахлобучило – кто же это?... (чучело)

Входит Чучело.

Чучелу наскучило воробьёв пугать.

Очень хочет Чучело с вами поиграть!

Очень хочет Чучело с вами поиграть!

А ему приходится воробьёв пугать!

                                                                              Педагог:

Дети, хотите с Чучелом поиграть?

Дети и Чучело играют в игру «Жмурки».

Педагог:

-Пришла осень. Вот и созрели колосья.

Встает стеною золотой,

Волнуется пшеница,

И каждый колос налитой

К земле готов склониться.

М. Забила

                                       Подвижная игра «Золотая рожь»

Ветерок спросил, пролетая:

Бегут по кругу на носочках, руки на

поясе.

— Отчего ты, рожь, золотая?

Меняют направление бега.

А в ответ колоски шелестят:

Останавливаются, руки вверх, накло-

ны в стороны.

— Золотые руки растят!

Два наклона к носочкам.

Е. Серова

Педагог:

-Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми?

Дети: Они умелые, ловкие.

Педагог:

- Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос».

 Пришло время хлеб убирать. Наступает пора жатвы. В старину колосья срезали серпами , жали, поэтому уборка хлеба называется жатвой. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины.

С поля ехать в магазин,

Хлебу рановато.

Он уселся на машины

И спешит на элеватор.

На элеватор хлеб привозят с полей на хранение. Радуются трудовые люди – собран богатый урожай. Веселятся, пляшут, поют. Давайте и мы споём и спляшем.

Дети исполняют частушки:

Эй, девчата – хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Разудалый я силач –

Гну рукой подковку!

Потому что я жую

Каждый день морковку.

Ухажеров нынче сто

Под моим окошком.

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

Стоит дедушка с корзинкой

На узорчатом крыльце.

Раздаёт своим внучатам

Витамины А, Бэ, Цэ.

Почему в шкафу у мамы

Стало очень пусто?

Все наряды я надела,

Как кочан капусты.

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать!

Ах, подружки дорогие,

Дайте мне капусты.

Я всё лето загорала –

В огороде пусто!

Игра-соревнование «Кто скорее?» :

Педагог:

-Я предлагаю вам провести соревнование.

перед каждым ребенком ставится 2  мисочки с зернами кукурузы и овса и по два маленьких стаканчика.

-Вы должны на скорость разложить в разные стаканчики зерна кукурузы и овса. Кто скорее? Начнете выполнять задание на счет «три».

Дети выполняют задание и определяют победителя.

                                                                 Педагог:

Но путь хлеба на наш стол ещё не закончен. С элеватора зёрна везут на мельницу, где из них получают муку. А муку везут на хлебозаводы, пекарни. В пекарне пекут хлеб, булки, пироги, ватрушки, печенье, торты и т.д. Там  вкусно пахнет свежим  хлебом! Работа пекарей очень нужная и важная! Они работают около горячих печей. Им приходится работать по ночам, когда все спят.

Посмотрите, какие булочки испекли сегодня ночью пекари. Открывает поднос хлебобулочными изделиями.

                                                                           Игра «Кого чем угостим?»

Педагог  приглашает детей выйти в центр зала  и берет в руки мяч.

                                        Педагог: 

-А теперь давайте поиграем еще в одну игру с мячом. Она называется «Кого чем угостим?» Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий. Мы угостим Бабу...

1-й ребенок. ...пирожками, булочками и печеньем.

Педагог: Мы угостим Деда...

2-й ребенок. ...сушками, баранками и бубликами.

Педагог:. Мы угостим Чучело...

3-й ребенок. ...тортами, вафлями и пряниками.

Педагог: Мы угостим Колобка...

4-й ребенок. ...сухариками, пирожными и сдобной соломкой.

                                               Педагог: 

-Вот сколько интересного мы с вами узнали сегодня! И колобок был с нами. А теперь вы сами сделаете колобков из теста.

Дети моют руки, надевают фартуки и косынки. Из готового теста лепят булочки-колобки. Булочки уносят в духовку и пекут их. Дети моют руки и снимают фартуки.

                                     Педагог: 

 Дети, вам было интересно? Я надеюсь, вы будете беречь хлеб, потому что уже знаете, как непросто его вырастить. А ещё потому, что хлеб – наше богатство, здоровье и сила! Ну а теперь…. 

                 В хоровод вставай, испекли мы каравай!

Дети исполняют хороводную песню. На полдник детям приносят булочки, сделанные их руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по теме "Овощи и фрукты"

Интегрированное занятие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности и художественного творчества детей в средней группе по теме: "Овощи и фрукты"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОВОЩИ»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОВОЩИ»Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, познание.Виды детской...

Интегрированное занятие «У бабушки в деревне» (тема: овощи и фрукты)

Интегрированное занятие в младшей группе с элементами логоритмики....

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: « Овощи и фрукты»

Занятие в игровой форме  на закрепление знаний детей об овощах и фруктах; на умение сравнивать, находить сходства и различие; на формирование активной речи, умение отгадывать загадки и составлять...

Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Занятие направлено на формирование представлений об овощах и фруктах через интеграцию образовательных областей....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по теме "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по теме "Овощи и фрукты - полезные продукты". Программные задачи:Углублять знания детей об овощах и фруктах.Развивать логическое мыш...

Технологическая карта интегрированное занятие по аппликации на тему: «Путешествие овощи и фрукты» во 2 младшей группе «Солнышко»

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Вид занятия: игровая, коммуникативнаяФормы...