Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности и роль педагога-психолога.
проект (младшая группа)

Овсянникова Любовь Владимировна

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога - психолога)

 

            Человеком с самого рождения движет тяга к познанию неизведанного, к исследованию того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Перед воспитателями стоит задача уже в младшем дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы,  использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает технология проектирования, которая позволяет расширить образовательное пространство, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Проектная деятельность активизирует желание решать разные задачи,  добиваясь успеха.

            В развитии ребёнка каждый период очень важен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире, для развития восприятия и  совершенствования его органов чувств. В этом возрасте формируются способности, определяющие дальнейшее развитие человека, складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности и многое другое. Ребёнок 3-4 лет постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и сейчас». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

            Проектная деятельность – это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания. В настоящее время метод проектов в младшем дошкольном возрасте очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

            В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
  2. исследовательско - творческие: где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  3. информационно - практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
  4. творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна

            В младшем возрасте используются в основном два  вида проектов - это ролево – игровые (творческие) и исследовательско – игровые  проекты. Так как ведущим видом  деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево - игровые и творческие проекты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога - психолога)

        Человеком с самого рождения движет тяга к познанию неизведанного, к исследованию того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Перед воспитателями стоит задача уже в младшем дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы,  использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает технология проектирования, которая позволяет расширить образовательное пространство, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Проектная деятельность активизирует желание решать разные задачи,  добиваясь успеха.

        В развитии ребёнка каждый период очень важен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире, для развития восприятия и  совершенствования его органов чувств. В этом возрасте формируются способности, определяющие дальнейшее развитие человека, складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности и многое другое. Ребёнок 3-4 лет постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и сейчас». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

        Проектная деятельность – это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания. В настоящее время метод проектов в младшем дошкольном возрасте очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

        В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
  2. исследовательско - творческие: где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  3. информационно - практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
  4. творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна

        В младшем возрасте используются в основном два  вида проектов - это ролево – игровые (творческие) и исследовательско – игровые  проекты. Так как ведущим видом  деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево - игровые и творческие проекты.

        Игровые проекты –  это те проекты, в которых участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием.

        В младшем возрасте структура игровых проектов только намечается. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения  в  придуманных ситуациях.

        Проектная деятельность развивается поэтапно. И отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ребёнку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит педагогу. Он должен понимать, что только способность организовать свою деятельность, как своеобразный проект, является залогом успешного будущего. Педагогу необходимо сформировать навык у детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута, видеть перспективу достижения этой цели, строить план действий. Воспитатель принимает активное участие в разработке проекта, оказывает помощь при необходимости, направляет детей, но ни в коем случае не делает ту работу, которую дети сами могут выполнить, - воспитатель из педагога превращается в их помощника, который лишь координирует деятельность воспитанников, ставя перед ними проблему.  Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам, помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребёнок  выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно  - исполнительском уровне. Преобладание демократического стиля взаимоотношений между участниками проекта способствует активизации познавательной деятельности дошкольника, у него возникает желание поделиться знаниями, накопленными в ходе реализации проекта, привлечь новых участников. Наибольшую активность  воспитатель  проявляет на первом этапе, так как это наиболее сложный этап. Воспитатель выносит  проблему на обсуждение детям. Педагог должен создавать такие проблемные ситуации, которые побуждают ребенка к самостоятельным исследованиям, экспериментам, умозаключениям.

        В ходе работы ребёнок задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений, интересуется причинно - следственными связями (что ? как ? почему ? зачем ?).  Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, поскольку исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Так во второй младшей группе могут быть разработаны исследовательско – игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельность.

        В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и  младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; ловят ветерок, плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, пробуют делать пену; превращают снег в воду ... А с помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: утонет ли резиновый мяч ? и др.

        Во второй младшей группе  дети осваивают  действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, стекла. Узнают о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки.  После нескольких наблюдений за дождём можно  сделать выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, грибной, ливневый).

        Подводя итоги, можно выделить несколько этапов проектной деятельности; когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей. 

        I этап разработки проекта – целеполагание: в младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.

        II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.

        После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной.

        Главное при использовании проектной деятельности – это результат.  Его можно оформить и преподнести разными способами: это и праздник, и оформление газет, альбомов, выставок, а также проведение игры. Такие итоговые мероприятия позволяют детям искать пути решения поставленных задач, решать их по-своему. За счет возможности презентовать свой проект, ребенок имеет возможность получить удовлетворенность от проделанной работы.

Мой опыт:

  • «Здоровье на грядке и в саду», дети в игровой  и экспериментальной форме узнают  о том, как  беречь свое здоровье и заботиться о нем, получить  знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; 
  • с помощью проекта «Осенние дары» при знакомстве с фруктами и ягодами можно провести  с детьми опыт «тонет, не тонет». В ходе этого опыта дети узнают, что яблоки тонут, а ягоды плавают, а также можно приготовить из них сладкие блюда. 

        Для проектирования необходима соответствующая организация предметно - познавательного пространства группы. Это могут быть и книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, а использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний. В процессе работы над проектами у детей формируются  познавательно – исследовательские навыки  и совершенствуются все психические процессы. Этот метод затрагивает чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Создается атмосфера доверия, в которой дети могут свободно мыслить и выражать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия воспитания детей младшего возраста в ходе проектной деятельности

Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения....

Педагогическое сопровождение воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Актуальной задачей в настоящее время является  в...

Сопровождение детей раннего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)

Статья "Сопровождение детей раннего возрастав ходе проектной    деятельности (роль педагога-психолога)"...

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и  детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....

Контрольв ДОУ " Развитие познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности"

Использование воспитателями в ходе занятий методов и педагогических приемов, способствующих развитию познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста.Представлены приказ о про...