Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»
консультация

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и  детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.deyat_.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и  детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»

При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

• Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

• Не различение субъектной и объектной позиции ребенка т. е. педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей. Но не должен предлагать свои варианты решения задачи, иначе ребёнок окажется в объективной позиции. В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом субъективность ребёнка может проявляться по-разному.

• Необходимость формирования субъективной позиции педагога т. е. педагог должен сначала выяснить, как ребёнок видит эту позицию, а затем оказать помощь при реализации замысла.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. А теперь более подробно рассмотрим виды проектной деятельности.

• Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Нормативная проектная деятельность.

Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:

a. Запрещающие

b. Позитивно нормирующие

c. Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

• Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

• Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть

• Трети этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.

• На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

• На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.

• Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.

• Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.

• Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.

Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда конфликтные ситуации в группе.

Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно.

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни, а также в условиях модернизации отечественного образования, в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОСДО) , реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Так, одним из наиболее актуальных, ярких, развивающих, интересных и значимых методов обучения детей в современном информационном обществе становится метод проектов.

Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность, ведущая к достижению поставленной цели. В проектном методе обучения меня привлекла возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Внедрение метода проектной деятельности позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

Пути реализации.

I этап – подготовительный:

II этап – исследовательский:

III этап – подведение итогов;

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Вывод:

Итак, метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность детей также способствует саморазвитию каждого ребенка. Все это способствует повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», меняется негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

• Успешно приобретаются навыки общения со сверстниками и со взрослыми.

• Возрастает эрудиция детей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия воспитания детей младшего возраста в ходе проектной деятельности

Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения....

Сопровождение детей раннего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)

Статья "Сопровождение детей раннего возрастав ходе проектной    деятельности (роль педагога-психолога)"...

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности и роль педагога-психолога.

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога - психолога)             Человеком с самого рождения движ...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В наше время взаимодействие ДОУ и семьи приобретает особую значимость и эффективность и становится одной из самых важных задач работы дошкольных учреждений.   Одной из форм взаимодействия с ...