Сопровождение детей раннего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)
статья (младшая группа) на тему

Осипова Нина Михайловна

Статья "Сопровождение детей раннего возрастав ходе проектной    деятельности (роль педагога-психолога)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осипова  Н.М., воспитатель

                                                                                             ГБДОУ детский  сад  № 49  Колпинского  района

                                                                                                      Санкт-Петербурга  

Сопровождение детей раннего возраста

в ходе проектной    деятельности (роль педагога-психолога)

  Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а  требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.  Ранний и младший дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. 

В группах раннего возраста вводятся только элементы проектной деятельности. Целесообразнее всего начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В этом возрасте  дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей. 

 Проектная деятельность в детском саду предполагает свою реализацию в таких направлениях, как: 
1) содержание и способы социализации детей в группе сверстников: расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях; формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.; Реализация проектной деятельности осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, основной и заключительный. В процессе подготовительного этапа происходит совместное с детьми выдвижение идеи проекта и его обсуждение, принимается решение о форме и предполагаемом результате проектной деятельности. На организационном этапе формируются подгруппы, группы и распределяются задания.

Проектов, которые можно применять и использовать в детском саду, много: это и тематические проекты (информационные, творческие, игровые, исследовательские).
В нашем  детском саду реализованы такие  проекты: «Птицы - наши  друзья» (информационный), «Мой  весёлый  звонкий  мяч» (игровой), «Норка для мышонка» (исследовательский).

 Координатором проектной деятельности является воспитатель. Он должен понимать, что только способность организовать свою деятельность, как своеобразный проект, является залогом успешного будущего. Педагогу необходимо научить детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута по окончании реализации проекта, видеть перспективу достижения этих целей, строить план действий.

 В осуществлении проектов мы с детьми были партнёрами: свободно общались, вместе рисовали, мастерили, проводили опыты и  каждому ребенку был обеспечен «индивидуальный темп работы над проектом». В каждом нашем проекте активное участие приняли родители дошкольников, которые реализовали свои творческие способности, а также установили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы.
Определяется план работы, устанавливаются сроки. Воспитатель принимает активное участие в разработке проекта, оказывает помощь при необходимости, направляет детей, но ни в коем случае не делает ту работу, которую дети сами могут выполнить. В процессе у детей должны выработаться и сформироваться определенные навыки, приобрести новые полезные знания и умения.

Для успешной реализации проекта детьми, воспитатель из педагога превращается в их помощника, советника, который лишь координирует деятельность воспитанников, ставя перед ними проблему. Важно в этом процессе не «главенствовать» над ребенком, а быть рядом. Преобладание демократического стиля взаимоотношений между участниками проекта способствует активизации познавательной деятельности дошкольника, у него возникает желание поделиться знаниями, накопленными в ходе реализации проекта, привлечь новых участников.
Наибольшую активность     воспитатель  проявляет на первом этапе , так как это наиболее сложный этап. Воспитатель выносит  проблему на обсуждение детям.

 Педагог должен создавать такие проблемные ситуации, которые побуждают ребенка к самостоятельным исследованиям, экспериментам, умозаключениям.
На втором этапе (обсуждение проблемы, определение заданий) планируется работа над проектом, которая расширяет знания детей по теме проекта, определяются участники и их место в реализации данного мероприятия. На этом этапе воспитатель предлагает детям ответить на вопросы, ответы детей на них и будут являться частичным решением проблемы, поставленной перед ними: На этом этапе воспитатель берет на себя роль помощника и слушателя. Он может высказать свою мысль, дать толчок для новых размышлений, предложить свой вариант деятельности. Однако  окончательное решение принимают дети, так как на этом этапе происходит процесс интенсивного самоопределения ребенка, осознания им отведенной роли в данном проекте.

На третьем этапе происходит практическое воплощение проекта. Дети работают индивидуально, в подгруппах или все вместе (в зависимости от количества детей, участвующих в проекте). К работе активно привлекаются родители. 
Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
На каждом этапе проекта происходит взаимное общение между детьми, воспитателями и родителями. Общение способствует улучшению взаимоотношений между участниками проекта, развитию коммуникативных навыков детей, формированию нравственных принципов.
Ребёнок,  как и взрослый, находится  в  постоянном  процессе  познания  мира. Он  думает, анализирует, говорит, чувствует, общается с другими людьми.

Главное при использовании проектной деятельности – это результат. Его можно оформить и преподнести разными способами: это и праздник, и оформление газет, альбомов, выставок, а также проведение игры, например, обыграть персонажей сказки, войти в образ. Такие итоговые мероприятия позволяют детям искать пути решения поставленных задач, решать их по-своему, в доступной форме. За счет возможности презентовать свой проект, ребенок имеет возможность получить наслаждение и удовлетворенность от проделанной работы.

Проект, как метод  работы с детьми  раннего  возраста  требует   доброго, умного, понимающего   руководителя, который сможет научить детей  сопереживать, анализировать, умение находить выход из трудной ситуации, действовать.
Осуществляемая мною, в ходе реализации  проектная деятельность позволила изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, становиться увереннее в своих силах ,   развить у детей творческое мышление  , любознательность ,  а  также   вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс. Работа над проектами не только объединила педагога, детей и родителей, но и научила нас работать в коллективе, сотрудничать и позволила установить партнерские отношения между взрослыми и детьми.

          Литература:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
2.Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.
3.Газиева М. Ю. Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 249-251

4.Камышова Т. В., Костина С. Б. Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 48-54.

5.Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
6.Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение детей раннего возраста средствами музыкального искусства

Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Соединение пения с движением дает положительные результаты в преодолении нарушенн...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»

Тема: «Организация взаимодействия воспитателя и  детей раннего возраста в ходе проектной деятельности»...

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности и роль педагога-психолога.

Сопровождение детей младшего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога - психолога)             Человеком с самого рождения движ...

Роль педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации их к ДОУ

Основной задачей сопровождения является создание педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с его возможностями....

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.

Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...

Консультация для педагогов. "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в ходе организации игровой деятельности"

laquo;Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»  В.А. Сухомлинс...