План по самообразованию на тему "Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Борисовна Фролова

План по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_eksperiment.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

Утверждаю

Заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

_______Т.А.Кащеева

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

План по самообразованию

на 2018-2019 г.г.

Тема: «Влияние исследовательской деятельности на познавательную активность у детей подготовительной группы»

Воспитатель: Е.Б.Фролова

           

 «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:  создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

 

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

6. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

7. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

 

Работа с детьми

Сентябрь

 

 

 

 

Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Знакомство с лупой.

 

 

Опыты с песком и глиной, почвой.

 

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

 

октябрь

 Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

 

Опыт «свет и тень»

Свет повсюду

Ноябрь

 

 

Наблюдение, исследование свойств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

 

Опыты с водой.

 

 

 

 

декабрь

 

Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды.

 

Опыта со снегом и льдом

Январь

 

 

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

 

 

 

Февраль

 

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

 

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

 

 

Март

 

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

 

Опыты с магнитом.

Апрель

 

 

Причина возникновения солнечных зайчиков.

Познакомить детей с понятием «отражение»

 

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

 

 

май

 Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией.  Сила тяготения.

Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Опыт «Упрямые предметы»

 

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь-апрель

Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Буклеты

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

 

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.

 

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Размещение на сайте ДОУ

 

Декабрь

 

Презентация по теме

«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу».

Выступление на педсовете.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования .

фотовыставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух помогает рыбам плавать»

С помощью экспериментальной деятельности стараюсь донести детям знания об окружающем мире. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культ...

План работы кружка по экспериментальной деятельности (старшая, подготовительная к школе группы)

Предлагаю Вашему вниманию план работы кружка экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах...

План-конспект НОД по коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе "Белка прыгала с ветки на ветку..."

План-конспект НОД по коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе составлен в соответствии с ФГОС ДО...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...