Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Афанасенко Елена Геннадьевна

В конспекте по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ" описываются опыты, проведенные с детьми подготовительной группы по изучению свойств песка и сахарного песка. Детям даются элементарные научные знания о веществах:песке и сахаре, как естественном  природном  материале, так и  искусственном материале, сделанном человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасенко Елена Геннадьевна , воспитатель

                                                                               МБДОУ «Детский сад №27» г.Уссурийск

Конспект  НОД  

по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Строение веществ»

Цель: Формирование  представлений о строении знакомых веществ: песка и сахарного песка в процессе изучения их с помощью лупы.  

Задачи: дать детям элементарные научные знания о веществах: песке и сахарном песке, как естественном природном материале, так и искусственном материале, сделанном человеком; познакомить детей с составом и свойствами песка и сахара; продолжать закреплять умения  строить  развернутые  высказывания, на основе опытно – экспериментальной деятельности; развивать поисково – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику через осязание, обаняние, тактильные чувства; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; закреплять умение работать аккуратно с материалами исследования (песок, сахар, вода, лупа, ложки); активизировать и обогащать словарь детей: лаборатория, песок сыпучий, рассыпается, песчинки твердые, маленькие частицы песка, маленькие камушки, мокрый, влажный песок, сахар рассыпчатый, сахарный песок, сахар растворяется, природные материалы, естественный материал, неживая природа, искусственный материал; воспитывать интерес к  познавательной деятельности  и к окружающему миру.

Материал: Песок в контейнере на стол, сахар-рафинад 1 кусочек на каждого ребенка, сахарный песок в контейнере на стол, лупа на каждого ребенка, по два стакана с водой на каждого ребенка, по 2 чайные ложки на каждого ребенка, по 2 одноразовых тарелочки на каждого ребенка.

 Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

В.: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория - это место, где учёные, исследователи проводят опыты и ставят эксперименты.) Я приглашаю вас в нашу лабораторию, занимайте  свои  рабочие места.

- Сегодня мы с вами будем проводить опыты по исследованию строения веществ.

- Для проведения опытов по исследованию строения веществ нам понадобятся некоторые материалы, какие именно вы сейчас отгадаете. Загадка:

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

  Он на стройке, и на пляже,

                    Он в стекле расплавлен даже.  (песок)

 В.: Правильно, это песок.

 Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1 Свойства песка

В.: Возьмите ложку и насыпте песок в тарелочку. Легко ли сыпется песок? Почему? Как вы думаете?  (Песок сыпется легко, потому что он сухой. Песок легко рассыпается, потому что он сыпучий).

В.: Имеет ли песок запах? (Дети нюхают). (Песок не имеет запаха. Песок ничем не пахнет).

В.: Какого цвета песок? (Песок имеет коричневый цвет. Песок желтоватого цвета с коричневым оттенком.)

Опыт 2 Рассматривание песчинок

В.:  Как, вы думаете песок твердый, мягкий  или жидкий?  (Песок твердый) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (песок состоит из  маленьких частиц песчинок).  Песчинки твердые или мягкие? (ответы детей)

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: песчинки твердые. Воспитатель предлагает: «Давайте проверим. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите песчинки на ладошке. Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»

(Песчинки песка, когда мы трогаем пальцем твердые).

В.: Правильно. Песчинки твердые, но какие они? (Песчинки песка очень маленькие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть).

В.: Вот если бы муравей посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Как называется такое стекло? (Такое стекло называется лупа). (Дети берут лупы)

В.: Посмотрите на песчинки через лупу. Дети рассматривают песчинки. Какие песчинки? Сколько их?

Дети: песчинки все разные, большие и маленькие. Песчинки похожи на камушки. Песчинок очень много.

В.: Ребята, сейчас у вас на тарелочке какой песок? (Песок у нас на тарелочке  сухой).

В.: Каким  будет  песок если его  намочить? (Если намочить песок, он будет мокрым, влажным)

В.: Можно ли что то сделать из мокрого песка? (Да из мокрого песка можно построить крепость,  куличики…)

Физминутка

Встали, выпрямили спинки

Повороты влево - вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

В.: А теперь мы с вами исследуем строение другого вещества. Загадка:

Что же это за песочек

Сладок с ним у нас чаёчек

В каждой кухне проживает

Всем хозяйкам угождает.  (сахар)

Опыт 3 Изучение сахара.

Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: «Посмотрите  и потрогайте  кусочек сахара. Какой он? (Кусочек сахара  на ощупь твердый,  по цвету белый). Вы пробовали сахар на вкус?  Какой он? (На вкус сахар сладкий)

В.: Пахнет ли сахар?  (ответы детей). А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол… Что получилось? (Сахар, когда мы надавили, рассыпается на мелкие кусочки).

В.: Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Да, сахарные песчинки похожи на песчинки песка.)  

В.: Наберите ложкой сахар и насыпьте в тарелочку. Какой сахар? (Сахар сыпучий. Сахар сыпется, как песок. Сахар сухой. рассыпчатый.)

А чем же отличается сахар от песка? (Эти вещества отличаются тем, что сахар сладкий, а песок нет. Эти вещества разные по цвету. Сахар съедобный, а песок нет.) Да, ребята, в быту сахар называют сахарным песком. Сахарный песок и песок это разные вещества. Это мы с вами сейчас определили.

          Разминка для глаз.

Опыт 4 Растворение веществ в воде.

В.: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

В.: Вода какая? (Вода чистая, жидкая, прозрачная).

Если мы насыпем сахар в воду, какая вода будет? (Если сахар добавить в воду, вода будет сладкая). А если мы песок насыпем в воду, что будет? Давайте проверим. Педагог раздает детям по два стакана с водой и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите чайную ложку сахара в воду и помешайте». Дети растворяют сахар в воде.

В.: Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?  

Дети: «Сахар растворился в воде, когда мы размешали».

В.: Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой.  Что мы видим?

Дети.  Песок не растворяется, он оседает на дно.

В.: подводит детей к выводу: Да, сахарный песок растворяется, вода остается светлая, на вкус сладкая. Песок не растворяется в воде, оседает на дно, вода становится мутной.

                                          В воду бросили песочек,

                                          Растворяться он не хочет,

  А вот сахар сладкий – сладкий

                                          Растворился без остатка!

 

В.: Ребята, так что же это за вещества: песок и сахар? (педагог выставляет картинки на доске). Песок и сахарный песок - это природные материалы. Песок –это естественный природный материал, относится к неживой природе. Юные исследователи, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?

Дети: Песок есть на участке, во дворе в песочнице, на пляже, на стройке.

В.: Сахарный песок – это искусственный материал, сделан из живой природы человеком. Где мы можем встретить или использовать сахарный песок?

Дети: Сахарный песок есть дома в сахарнице. С сахаром мы пьем чай.

Рефлексия.

В.: Что вам понравилось?

Как вы считаете, вы справились с научной работой?

Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Изучаем минеральные вещества. Соль»

Цель: изучение особенностей минерального вещества - соли, ее свойств, качеств и сферы применение....

«Научно- экспериментальная лаборатория» Конспект ООД по опытно экспериментальной деятельности

Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать ло...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Растворение в воде различных веществ"

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....