Квест: "Откуда хлеб пришел?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

КОНСПЕКТ

организационно – образовательной деятельности КВЕСТ

по познавательному развитию для детей подготовительной группы

на тему: «Откуда хлеб пришел?»

Цель: формировать целостное представление о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Систематизировать представления детей о выращивании зерновых культур для получения хлеба и хлебобулочных изделий.
  • Формировать у детей понятие  о том, что хлеб одно из самых величайших богатств на земле».
  • продолжать знакомить детей с различными профессиями ( хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь) , с символом Саратовской области «Саратовским калачом», формировать представления о машинах и предметах облегчающих труд людей при выращивании зерновых культур и изготовлении хлеба.
  • расширять  и активизировать словарный запас детей (посев, семена, агроном, механизатор, хлебороб и т.д.).

2.Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки, умение логически мыслить, делать выводы.
  • формировать у детей приемы помола муки, посева семян пшеницы, подводить их к пониманию того, что для жизни растений необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло).

3.Воспитательные:

 

  • воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в  выращивании и производстве хлеба.
  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города и чувство гордости за свою малую Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квест: "Откуда хлеб пришел?"44.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30»

КОНСПЕКТ

организационно – образовательной деятельности КВЕСТ

по познавательному развитию для детей подготовительной группы

на тему: «Откуда хлеб пришел?»

                                          Составили:

                                                             Старший воспитатель

высшей квалификационной категории

                                                                               Королькова Татьяна Николаевна

                                            воспитатель

                                                                            I квалификационной категории

                                                                           Жилкина Юлия Владимировна.

г. Саратов

2019г.

Группа: подготовительная.

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Образовательная область: «Познавательное развитие», Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие».

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, труд в помещении.

Форма организации: групповая.

Форма реализации детских видов деятельности: тематический досуг.

Оборудование: колоски пшеницы, мука ржаная, пшеничная, семена пшеницы, ржи, иллюстрации процесса выращивания зерновых культур, хлебобулочные изделия, горшочки с землей, лопатки, лейки с водой,  стеки, салфетки, фартуки.

Цель: формировать целостное представление о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Систематизировать представления детей о выращивании зерновых культур для получения хлеба и хлебобулочных изделий.
  • Формировать у детей понятие  о том, что хлеб одно из самых величайших богатств на земле».
  • продолжать знакомить детей с различными профессиями ( хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь) , с символом Саратовской области «Саратовским калачом», формировать представления о машинах и предметах облегчающих труд людей при выращивании зерновых культур и изготовлении хлеба.
  • расширять  и активизировать словарный запас детей (посев, семена, агроном, механизатор, хлебороб и т.д.).

2.Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки, умение логически мыслить, делать выводы.
  • формировать у детей приемы помола муки, посева семян пшеницы, подводить их к пониманию того, что для жизни растений необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло).

3.Воспитательные:

  • воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в  выращивании и производстве хлеба.
  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города и чувство гордости за свою малую Родину.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы:

        «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»,

        В. Ремизов «Хлебный голос», К. Чуковский «Чудо – дерево», Т.          Шорыгина «Ломоть хлеба», К. Паустовский «Теплый хлеб». Загадки, пословицы, поговорки.

  1. дидактические игры:

«Назови профессию», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».

  1. рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.
  • Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Магазин».

  1. Беседы:
    «Как на наш стол хлеб пришел», «Какой бывает хлеб»;


Ход занятия:

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Дети подходят к столу, где лежат зерна пшеницы и хлебобулочные изделия.

В: Ребята, что это?

В: А как это все вместе называется?

Д: Хлебобулочные изделия.

В: Откуда появляется хлеб ? Из чего его изготавливают?

В: Посмотрите, а это что такое?

Д: Зерно.

В: Хотите узнать, как эти маленькие зернышки превращаются в пышный ,ароматный, мягкий хлебушек?

В: Предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебным станциям. Согласны?

В Если вы правильно выполните задания и отгадаете зашифрованное слово,  то получите приз.

В: А на чем мы можем отправиться в путь? (Ответы детей).

В: Решили будем путешествовать на машине.

В: «Едем — едем не спеша и машина хороша.»

В «Вот мы приехали в поле.»

Первая станция «Посевная»

В: «Ребята, хотите узнать люди каких профессий выращивают зерно?

В: «А узнаем мы это отгадав  загадки.»

Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ...    (Агроном)

Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле.      (Тракторист)

Летом отдыха не знают,
Работают так споро,
Хлеб наш добрый убирая.
Это… 
(Комбайнеры.)

В: Этих людей называют хлеборобы.

В: Скажите люди сами выращивают зерно из которого изготавливают хлеб или им кто-то помогает?

Д: Людям помогают выращивать зерно машины.

В: Да, людям помогают выращивать и убирать зерно машины.  А какие вы знаете машины оказывающие помощь человеку в уборке и выращивании зерна?

Д: Трактора, сеялки, комбайны, камазы, грузовики.

В: А в старину, когда не было машин все делали вручную. Мылись в бане. Надевали праздничную рубаху: белую или красную и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через два шага разбрасывает пригоршни зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. И посадим в контейнеры пшеницу.

Чтобы не испачкать одежду давайте наденем фартуки.

В: Возьмите в руку несколько зернышек, рассмотрите.

В: Какое оно?

Д: Маленькое, твердое, желтое, овальное, легкое.

В: Чтобы посадить зерна, мы приготовили землю в контейнерах. Давайте сделаем бороздки, положим в каждую несколько зерен пшеницы.

В: Сделайте бороздки. Положите несколько зерен. Присыпьте зерна землей, спрячьте зернышки.

Чтобы зерно прорастало, что нужно еще сделать?

Д: Полить, поставить в теплое солнечное место.

В: Давайте возьмем лейку и аккуратно польем наши зерна.

Уж ты, семечко — зерно,

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей взойди!

В: Что необходимо растению для роста?

Д: Солнечный свет, тепло, воздух и вода.

В: Мы поставим эти контейнеры  в группе, будем ухаживать за ними и наблюдать.

В: Вы хорошо потрудились и получаете первую букву.

В: «Предлагаю ехать дальше.»

Вторая станция «Колосок»

В: Вот мы приехали на станцию «Колосок».

Посмотрите на нашем поле появились зеленые росточки. Как называются эти культуры?

Д: Рожь, пшеница.

В: Как вы думаете почему эти культуры называют зерновыми?

Д: Они дают зерно.

В: Рассмотрите колосок ржи и пшеницы, сравните их. Чем они похожи?

Д: Стебель, усики, зернышки.

В: А чем они отличаются?

Д: Зерна ржи длинные, а пшеницы круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.

 

В: Молодцы! Вы заработали еще одну букву. Едем дальше.

Третья станция «Урожайная»

В: Вот и приехали на станцию «Урожайная»

Как вы думаете в  какое время года убирают зерно?

Д: Летом в августе и осенью в сентябре.

В: Какая техника выходит в поле?

Д: Комбайны, грузовики, самосвалы, камазы

В: Колосочки поспевают,
   Комбайнеры выезжают,
   Быстро и дружно
   Убрать нам хлеб нужно!

Игра «Собери пшеницу»

В: Предлагаю вам собрать урожай пшеницы. Вы согласны помочь хлеборобам (ответы детей).

В: Давайте разделимся на две команды. Как вы назовете свою команду?

Посмотрите по всему залу разбросаны колоски, а возле каждой команды лежат корзинки. Каждый человек должен взять один колосок и положить его в свою корзинку. Брать можно только по одному колоску.

Чья команда больше и быстрее соберет колоски, та и будет победителем.


В: Вот и собрали мы зерно. Куда его после уборки повезут?

Д: Зерно после уборки отправляют на ток.

В: Для чего зерно привозят на ток? (Ответы детей)

В: Да на току зерно подготавливают к хранению сушат, очищают, отбирают на помол и на семена.

А для чего людям нужны семена пшеницы и ржи?(Ответы детей)

В: Да для того чтобы на следующий год заново засеять поля и вырастить зерно. А знаете где хранится это зерно. (ответы детей).

В: Да зерно хранится на элеваторах. Посмотрите на картинке изображены эти сооружения для хранения зерна.

В: Молодцы получаете третью букву.

 Садимся в машину  и едем дальше.

Четвертая станция «Мельничная»

В: Вот мы приехали на станцию «Мельничная». Как вы думаете что делают с зерном на мельнице?

Д: Размалывают на мелкие кусочки, очищают, просеивают и получают чистую муку.

В: Какие бывают мельницы?

Д: Водяные, ветряные, электрические.

В: Что приводило в движение водяную мельницу?

Д: Вода.

В: Электрическую?

Д: Ток.

В: Ветряную?

Д: Ветер.

В: Наши предки мололи муку с помощью ручной мельницы и ступы. Это была очень тяжелая работа.

В: Давайте с вами попробуем смолоть муку.

Дети перемалывают  и просеивают муку, рассматривают. У нас получилась мука, а что осталось в сите?

Д: ответы детей.

В: А в сите ребята остались отруби. Как вы думаете что можно сделать с отрубями?

Д: Покормить птиц на прогулке, покормить домашних животных, испечь хлеб с отрубями.

В: Молодцы справились с заданием. Снимаем фартуки.

За работу получаете букву. Едем дальше.

Пятая станция «Пекарня»

В:  Вот и приехали на следующую станцию. Вы наверно уже догадались что это за станция? (Ответы детей)

В: Ребята можно из муки сразу испечь хлебобулочные изделия?

А что нужно сначала сделать?

Д: Замесить тесто.

В: Давайте вспомним, что необходимо для приготовления теста.

Д: Мука, вода, соль.

В: А что можно испечь из теста?

Д: Хлеб, батон, баранки, пряники...

В: Русский народ сложил много песен, стихов, пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?

1. Нет хлеба, так и нет обеда.

2. Глубже пахать – больше хлеба терять.

3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.

4. Хлеб бросать, силу терять.

5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.

6. Землю уважай, она даёт урожай.

7. Сам себя вини: что посеял, то и жни.

8. Много снега – много хлеба.

9. Горька порой работа, да хлеб сладок.

10. Не трудиться, так хлеба не добиться.

11. В мае дождь – родиться рожь.

12. Лето – припасиха, осень – прибериха.

13. Весна красна цветами, а осень снопами.

14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.

15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

16. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.

  1. Хлеб - всему голова.


В Ребята скажите, а где можно испечь хлеб?

Д:В духовом шкафу, в печке.

В: Я хочу загадать вам загадку.

В: Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка.

Д: Изба, в избе печка, а в печке пироги.

В: Что было главным в избе?

Д: Главной была печь.

В: Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В старину говорили: «Печи нет — жизни нет. Как вы думаете, почему так говорили?

Д: Печь избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать.

Ребенок: Русской печи нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

В:Молодцы вы славно потрудились и получаете последнюю букву.

Садимся на машину и возвращаемся в детский сад.

В: Давайте посмотрим какое слово у нас получилось?

Д: «КАЛАЧ»

В: А вы знаете, что в нашем городе пекут знаменитый Саратовский калач.

Саратовский калач — является символом Саратовской губернии.

Его пекут из особого сорта пшеницы — белотурка.

Впервые саратовские мельники привезли калач на ярмарку в Нижний Новгород более 100 лет назад.

Особенность калача в том, что при высоте 40 см. его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму.»

Знаете как в старину проверяли качество калача? На него садились и если после этого калач выпрямится значит его можно покупать, он будет вкусный и свежий.

Стук в дверь, входит повар.

П: Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать. Принесла вам угощение — Саратовский калач.

Д: Спасибо.

В: Ребята, мы прошли с вами все этапы происхождения хлеба и теперь знаем откуда он на к нам на стол пришел.  Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

Я хочу чтобы вы дома рассказали своей семье с каким трудом выращивают хлеб и как его нужно беречь.

Сейчас мы с вами возьмем калач, угостим своих друзей и покормим отрубями птиц на прогулке.

Давайте скажем нашим гостям до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб - всей жизни голова". Мероприятие о хлебе.

Сценарний мероприятия "Хлеб - всей жизни голова" разработан для привития у дошкольников бережного отношения к хлебу....

Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?

презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....