Технологическая карта НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Книга - источник знаний"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

НОД проводится в подготовительной группе, знакомит с историей появления первой письменности и азбуки. Знакомит с первым создателем якутской письменности С.А.Новгородовым

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим

Тема: Книга – источник знаний

Проводит: Орлосова Лидия Аркадьевна - воспитатель

Цель: Воспитание любви и бережного отношения детей к книге. 

Образовательные области: «Познавательное развитие» , «Речевое развитие», «Развитие социально-коммуникативных способностей»

Возрастная группа: Подготовительная группа

Этапы

Задачи

Формы работы воспитателя с детьми

Оборудование

Содержание этапов

Итог

Воспитатель

Дети

1Загадывание загадки

 Экскурсия      

в библиотеку

Рассматривание книг на разные темы.

Вызвать у детей интерес к книге. Сосредоточить внимание детей.

Загадывание загадки.

Рассматривание книг на разные темы.

Беседа с детьми.

Книжная полка с книгами на разные темы.

Одна книга лежит на полу а рядом лежит пустышка.

Загадывает загадку: Если встанут в ряд они

Сразу можно прочитать

Кто мне скажет кто они

В каждой книге есть они.(Буквы)

Где можно увидеть много букв.(в книге)

А где можно увидеть много книг.( в библиотеке)

А почему это книжка лежит на полу.

Разве можно разбрасывать книжки как вы думаете.

Давайте поднимем книжку. Как вы думаете кто мог бросить книжку на пол.(находят пустышку. Это маленький ребенок бросил ,потому что он не знает, что книжки нужно беречь)

А куда мы пришли кто мне скажет (в библиотеку)

В библиотеке хранятся много разных книг.(рассматривание книг на разные темы).

Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы воспитателя. Убирают книжку с пола. Рассматривают в библиотеке книжки, беседуют.

Вспоминают правила обращения с книжкой.

Вызвать у детей интерес к занятию. Вспомнить с детьми правила обращения с книжками. Дать детям знания о библиотеке.

2 Рассказывание детям историю появления письменности и первых книг на земле.

Познакомить детей с С.А.Новгородовым ,который создал первую азбуку на якутском языке.  

Познакомить детей с историей появления письменности на земле.

Рассматривание слайдов (наскальные рисунки древних людей)

Попробовать с детьми начертить палочками знаки на берестяных полотнах ,на дощечках покрытые воском.

Показать детям фотографию С.А.Новгородова

Проектор, ноутбук,

Интерактивная доска, экран, слай-

ды наскальных рисунков,  фотография С.А.Новгоро-

дова.

Берестяные полотна, дощечки

Покрытые воском,

Заостренные палочки для письма.

Рассказывание детям про наскальные рисунки. Откуда появились эти рисунки. Древние люди тоже хотели рассказать про свою добычу, удачу и.т.д. И стали рисовать на скалах. Потом научились передавать информацию друг другу начертив на бересте знаки.

Потом начали учить своих детей грамоте, письму. Придумали и стали использовать дощечки покрытые воском. Появились первые школы для детей.

Рассказывание про С.А.Новгородова, который первый придумал якутские буквы, и первую азбуку для обучения на якутском языке.

Дети вместе с воспитателем рассматривают слайды, отвечают на вопросы ,беседуют с воспитателем.

Каждый ребенок пробует написать на бересте и на дощечке с воском. Все это сравнивают с нашим временем. Какие возможности у детей того времени и у нас.

Дети получают первые знания об истории создания книг. Сравнивают с возможностями нынешнего времени и того времени.

Первое знакомство с создателем азбуки на якутском языке С.А.Новгородовым.

3Мастерская для книг.

Воспитание детей к бережному отношению к книгам

Ремонт книг с помощью детей

Ножницы, клей, скотч, карандаши.

Дети посмотрите на эти книги, что с ними случилось(порванные, растрепанные )

Как вы думаете кто мог порвать книги (маленькие дети)

А почему они порвали книжки, как вы думаете.

(они не знают правила обращения с книгой)

А что вы можете сделать ,чтобы помочь этим книжкам.

(отремонтировать книжки, следить за своими меньшими братьями, сестрами. Обьяснить им правила обращения с книжками.)

Ремонтируют вместе с воспитателем книжки. Беседуют на тему: Почему нужно ремонтировать книжки , а не бросать просто в мусор.

Отвечают на вопросы воспитателя по ходу ремонтирования книжек.

Относят отремонтированные книжки в библиотеку. Отмечают ,что этими книжками еще долго можно пользоваться.

Воспитание бережного отношения к книгам.

Обучения детей ремонту книг.

4Физминутка. « Найди буквы и напиши слово »

Дать детям возможность подвигаться отдохнуть, поиграть.

Объяснить детям правила игры.

Карточки с знакомыми буквами для детей спрятанные в разных местах.

Воспитатель объясняет  детям, нужно найти спрятанные буквы и написать знакомые слова из этих букв. «Кто быстрее найдет и напишет слово» (Дети делятся на две команды из четырех человек. Находят карточки с определенным цветом для своей команды. Быстро должны написать слова мама и папа.)

Знакомятся с правилами игры. Играют, в конце для релаксации танцуют под музыку песни «Учат в школе»

Дать детям немножко подвигаться, отдохнуть.

5Пробуем сделать сами книжки.

Повторить с детьми знакомые буквы. Работа со звуками. «Найди картинку »

Рассказать детям о работе типографии.

Дети находят карточки с предметами, начинающееся с какого либо звука сказанное воспитателем. Находят букву определяющий это звук.

На разноцветных листах приклеивают буквы и карточки с соответствующими картинками (предметы начинающееся с этой буквы)

Карточки с буквами, карточки с предметами,  цветные альбомные листы, клей, лента для крепления  (сшивания) книги.

Воспитатель спрашивает у детей где печатают  книги.

Рассказывает детям о работе типографии.

Дети, а вы хотите сами попробовать сделать книгу как в типографии.

Давайте назовем какие это буквы.

Приклеим по одной букве в верхнем углу альбомного листа.

Затем находим карточки с предметами и приклеиваем к соответствующей букве (работа со звуками)

Затем соединяем все листы ленточкой.

Что получилось дети (книга)

Беседуют с воспитателем о типографии.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Называют знакомые буквы.

Находят предметы по звукам.

Приклеивают буквы и карточки с рисунками.

Помогают  скрепить книгу.

Знакомство детей с типографией.

Научить детей делать маленькие книжки своими руками.

6 Еще раз пройти  с детьми поэтапно по зонам и вспомнить, чем они занимались сегодня на занятии.

 Прослушать песню «Чему учат в школе».

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам.

Дать детям понятие , что книга – это богатство и источник знаний для всех людей.

Побеседовать с детьми чем они занимались сегодня на занятии.

Что нового узнали.

Похвалить детей  

За их трудолюбие и желание узнать что то новое.

Прослушивание песни «Чему учат в школе»

Диск с песней «Чему учат в школе», магнитофон, фотографии использованные на занятии.

Воспитатель задает вопросы к детям:

Как называется хранилище книг (библиотека)

На чем писали и рисовали  древние люди

(наскальные рисунки, на бересте, на дощечках покрытые воском)

Кто придумал первую азбуку на якутском языке.( С,А.Новгородов)

Почему нужно беречь книги.

Зачем нужно знать буквы и звуки .

Где печатают книги.

Отвечают на вопросы воспитателя, беседуют. Вспоминают чем они занимались сегодня на занятии. Что нового узнали.

Делают выводы : нужны ли книги людям ,чем они помогают нам.

Дать детям понятие ,что книга – это богатство и источник знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД в подготовительной группе по теме: "День Победы"

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: "День Победы"...

Технологическая карта НОД в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну знаний»

Технологическая карта, где прослеживается процесс  пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Указываются цели, задачи и предполагаемый результат (форм...

Технологическая карта НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Книга - источник знаний"

Занятие знакомит детей с историей появления первой книги и письменности...

Технологическая карта по математике (подготовительная группа) "Поможем весне своими знаниями"

Занятие в подготовительной группе по математике "Поможем весне своими знаниями"...

Технологическая карта занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Весна"

Открытое занятие на тему "Весна", нацеленное на расширение представлений у детей о весенних изменениях в природе....

Технологическая карта занятия в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в песочную страну»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Путешествие в песочную с трану"...