Проект программы по формированию представлений о Родине у детей 6-7 лет.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Михайлова Розалия Рахматулловна

Проект программы направлен на формирование у  детей представлений о своей стране, символике, об особенностях своей малой Родины, ее традиций и обычаев, способствует развитию познавательных способностей детей, формирование  высокой нравственности, воспитание любви  к Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_programmma.docx31.19 КБ
Файл model.docx80.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Дошкольная группа

Проект программы

по формированию представлений о Родине

у детей 6-7 лет.

Автор: воспитатель дошкольной группы

Михайлова Р.Р.

с.п. Вата

2019 год.

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Актуальность темы.

Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания детей дошкольного возраста является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня сплочения общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. 

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героям - все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще до школы необходимо пробудить в ребенке гордость за принадлежность к России.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей Родины, к быту своего народа. Поэтому базой формирования представлений о Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей семье, к родной природе и земле. И в этом особая роль принадлежит дошкольным организациям.

Проект программы направлен на формирование у  детей представлений о своей стране, символике, об особенностях своей малой Родины, ее традиций и обычаев, способствует развитию познавательных способностей детей, формирование  высокой нравственности, воспитание любви  к Отечеству.

1.1. Принципы реализации проекта программы

В основу реализации данного проекта программы положены следующие принципы:

- интеграции;

- адекватности и возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- систематичности;

- научности (содержание программы построено на научных фактах);

- наглядности реализуется через доступную и разнообразную развивающую среду);

- доступности (выражается в  подборе форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей).

1.2. Цель и задачи проекта программы

Цель проекта программы - повышение уровня сформированности представлений о Родине у детей 6-7 лет.

Задачи проекта программы:

1. Формировать  представления детей о Родине, интерес детей к событиям, происходящим в стране.

2. Развивать представления о государственной символике.

3. Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее достижения, патриотические чувства.

2.  Механизм реализации проекта программы

Участники проекта программы: воспитатели подготовительных групп, дошкольники 6-7 лет, родители воспитанников.

Сроки реализации: проект программы долгосрочный.

Срок реализации проекта программы рассчитан на один учебный год. Количество занятий - 1 раз в неделю, 36 занятий – за учебный год.

2.2. Методы реализации проекта программы:

Наглядные:

- наблюдение;

- иллюстративно-дидактический материал в качестве демонстрационного материала для проведения занятий;

- просмотр презентаций.

Практические:

- игровой метод (разнообразные игры, направленные на закрепление представлений о Родине).

Словесные:

- рассказ воспитателя;

- чтение и обсуждение художественной литературы, направленное на формирование у детей представлений о Родине;

- беседы с детьми о Родине, родной стране.  

2.3. Формы реализации проекта программы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

3. Содержание проекта программы

Проектом программы определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, игровой, в совместной деятельности воспитателя с детьми. Проект программы по формированию представлений о Родине у детей 6-7 лет включает три этапа.

Подготовительный этап: подборка иллюстрированного материала для старших дошкольников по теме проекта программы, показ презентаций на тему.

Основной этап: на данном этапе реализуются основные задачи проекта программы. Основной этап включает три блока: «Родная страна», «Патриот, гражданин России», «Государственная символика». Для решения задач проекта программы разработан план мероприятий по каждому блоку.

1. Блок «Родная страна» включает получение и расширение представлений детей о своей стране, ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.

Содержание работы по блоку «Родная страна»

Блок

Содержание

1

2

«Моя Родина»

Цель: формирование у детей представлений о родной стране.

Задачи:

  1. Развивать у детей интерес к истории России.
  2. Прививать любовь к родной стране.
  3. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к своей родине.

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:

- Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина», чтение пословиц и поговорок о Родине;

- презентация «Золотое кольцо России»;

-книжная выставка  «Москва - главный город страны»;

- сюжетно-ролевая игра «Мы - путешественники»;

- беседа с детьми «Мы Россияне»;

- познавательное занятие «Природа России»;

- продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка на тему: «Родная страна»;

- экскурсии в музеи;

- прогулки в лесной парк;

- викторина с детьми и родителями «Моя Родина – Россия».

В рамках данного блока у детей формируются основы патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре.

2. Блок «Патриот, гражданин России» включает формирование патриотических чувств и сознания у детей на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну.

Содержание работы по блоку «Патриот, гражданин России»

Блок

Содержание

1

2

«Патриот, гражданин России»

Цель: формирование у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. Развивать у детей патриотические чувства.
  2. Воспитывать будущих защитников Отечества.
  3. Формировать чувство уважения к защитникам Родины.

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:

- чтение художественной литературы;

- беседа «Что такое героизм», «Что такое патриотизм»;

- разучивание стихов, песен о защитниках Отечества; разучивание стихов, песен о Родине, о защитниках России;

- чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»;

- слушание фронтовых песен;

- изобразительная деятельность, конструирование;

- беседы: «Хочется мальчишкам в армии служить», «Я патриот своей Родины»;

- экскурсии к памятнику воинам.

В рамках данного блока у детей формируется осознание личной причастности к жизни Родины, гордости за свою страну, патриотизма.

3. Блок «Государственная символика» включает в себя изучение теоретических сведений о государственной символике, знакомство дошкольников с простейшими понятиями и терминами (герб, флаг, гимн). Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.

Содержание работы по блоку «Символика России»

Блок

Содержание

1

2

«Символика России»

Цель: расширить представления детей о государственной символике.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о Государственных символах России.
  2. Формировать элементарные представления об их происхождении и назначении.
  3. Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам.

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:

- беседы, «История герба», «Герб моей страны»;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры «Ассоциация», «Составь свой герб», «Составь герб по описанию»;

-  рисование «Российский флаг», «Флаг моей родины»;

- просмотр презентаций на тему: «Государственная символика России», «История происхождения символов России»;

- конкурс – викторина «Герб – флаг – гимн».

В рамках этого блока дети знакомятся и получают представления о государственной символике России (герб, флаг, гимн) и неофициальных символах. Расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну России.

Характерной особенностью проекта программы является повторное обращение на разных этапах воспитательно-образовательной работы к одним и тем же объектам, что дает возможность детям дополнить и углубить свои представления и умения.

Заключительный этап: выставка творческих работ на тему: «Моя Родина - Россия».

4. Система организации контроля над реализацией проекта программы

4.1. Результативность реализации проекта программы

Самое  главное, не следует  ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате  педагогической работы дошкольники будут располагать знаниями о родной стране, символике, и если им известны имена кого-то из тех, кто прославил  нашу Отчизну, если они будут проявлять  интерес  к приобретаемым представлениям и знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных старшему дошкольному возрасту.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- начальный контроль (сентябрь);

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- итоговый контроль (май).

4.2. Формы взаимодействия с родителями:

- информационно-аналитические мероприятия;

- проведение конференций, семинаров; 

- беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по теме развития у детей представлений о Родине;  

- дни открытых дверей;

- совместная деятельность  родителей и дошкольников;  

- семинары с привлечением разных специалистов детского сада;  

- организация совместных мероприятий по теме проекта программы (дети, воспитатели, родители);

- консультации: «Интеллектуальные игры как средство познания государственной символики»;

- родительские собрания: «Развитие  представлений у детей о своей стране»;

- досуговые мероприятия;

- выставки.  

4.3. Предполагаемые результаты проекта программы:

- относительно воспитанников:

- повышен уровень сформированности представлений о Родине у детей 6-7 лет;

- сформированность полноты, доказательности, гибкости представлений у детей 6-7 лет о Родине;

-  воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

- относительно родителей – повышение педагогической культуры по вопросам формирования представлений о Родине у детей 6-7 лет.

4.4. Информационные ресурсы: научная и методическая литература.

Для реализации проекта  программы имеется:

- дидактические и наглядные пособия;

- методическая литература;

- художественная литература;

- аудиозапись государственного гимна, песен военных лет.

4.5. Условия реализации проекта программы

Для реализации проекта были необходимы следующие условия:

- интеграция и согласование воспитательных воздействий педагогов дошкольного образования и родителей в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о Родине с целью создания единого образовательного пространства;

- создание предметно-развивающей среды;

- разработка программно-методического обеспечения;

- обеспечение непрерывности в содержании работы по формированию представлений о Родине у детей 6-7 лет.

4.6. Методы диагностики:

- собеседование с дошкольниками 6-7 лет;

- наблюдение в процессе образовательной деятельности;

- анализ результатов воспитательно-образовательной деятельности по теме проекта программы.


Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2008. - 256 с.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 23 - 28.
  3. Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 153 с.
  4. Вороненко А.Г. Патриотическое воспитание в России. - Педагогические науки. - 2011. - № 5. - С. 12-19.
  5. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А.  «Моя страна Россия». Пособие для детей старшего дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 2009. - 160 с.
  6. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. - 2011. - № 6. - С. 59 - 63.
  7.  Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект. Вестник социально-гуманитарного образования и науки. Уренгой. - 2013. - № 3. - С. 49-53.
  8.  Ефремова Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Воспитание школьников. - 2010. - № 8. - С. 17 - 23.
  9.  Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С. 25-27.
  10.  Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 183 - 189.
  11.  Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2013. - 112 с.
  12. Карпова Г.А., Силина С.Н. Педагогический потенциал психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Психолого-педагогические проблемы социализации личности. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2010. - С. 197-201.
  13.  Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М.:АРКТИ, 2003. - 168с.
  14.  Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 120 с.
  15.  Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
  16.  Казаева Е.А. Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. Екатеринбург. - 2014. - № 4 (47). - С. 188-189.
  17.  Кедярова Р.Н. Роль патриотического воспитания в современных условиях // Социально-педагогическая работа. - 2012. - № 5. - С. 3-6.
  18.  Комкова Е.И. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Е.И. Комкова - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 208 с.

  1.  Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
  2. Ривина Е.К. Ознакомление дошкольников с государственной символикой России / Управление ДОУ / 2009. - № 1. - С. 79-85.
  3.  Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2013. - № 3. - С. 5-14.
  4.  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2012. - 203 с.

  1.  Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов. - Могилев. Издательство МГУ, 2010. - 59 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Дошкольная группа

Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

                                              Разработала:

Воспитатель дошкольной группы Михайлова Р.Р.

д. Вата

2018 год

Пояснительная записка.

В настоящее время мониторинг стал важной составной частью педагогической деятельности. Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

В педагогике мониторинг вбирает в себя все лучшие теоретические и практические наработки мониторинга других областей знаний. Для педагогики важна достоверная информация, поэтому выбору методов сбора данных, их разнообразию и адекватности целям мониторинга, объему и характеру выборки уделяется особое внимание.

В качестве общих признаков педагогического мониторинга можно выделить:

- включенность объекта мониторинговой оценки в педагогическую систему в качестве ее составляющего элемента;

- определение целей педагогического оценивания состояния образовательного процесса;

- педагогическое прогнозирование и коррекция развития наблюдаемого объекта;

- систематичность и непрерывность, научная обоснованность проведения педагогического мониторинга;

- использование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами.

Формирование представлений о Родине - это процесс формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о стране проживания, ее устройстве и отличительных особенностях.

В работе представлена примерная модель педагогического мониторинга формирования представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста.


Модель педагогического мониторинга формирования представлений о Родине у старших дошкольников

Целью исследования является разработка и частичная апробация модели педагогического мониторинга сформированности представлений о Родине у старших дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования констатирующий эксперимент был направлен на решение следующих задач:

1. Определить критерии и показатели для выявления уровней сформированности представлений о Родине у старших дошкольников.

2. Выявить уровни сформированности представлений о Родине у  старших дошкольников.

3. Разработать проект программы формирования представлений о Родине у старших дошкольников.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, нами была предложена следующая модель педагогического мониторинга (рис. 1)

- адаптационно – установочный этап;

- исходно – диагностический этап;

- содержательно – технологический этап;

- результативный этап.

В ходе опытно-поисковой работы проведено 2 этапа. Работа началась с адаптационно – установочного этапа, в ходе которого осуществлялся: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, структурирование основных критериев и показателей представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста.

        

Рис.1. Модель педагогического мониторинга

Для исследования уровней сформированности представлений о Родине у детей 6-7 лет используются  критерии и показатели.

Основанием для определения критериев и показателей сформированности представлений о Родине у детей 6-7 лет послужили работы В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности представлений о Родине у детей 6-7 лет

Критерии

Показатели

1

2

Полнота

Характеризует у ребенка определенный объем представлений, то есть меру соответствия представления ребенка некоторому эталону, образцу программы. Ребенок имеет четкие представления о Родине, знает, в какой стране он живет.

Доказательность

Характеризует у ребенка степень осмысленности и понимания усвоения представлений, умений доказать, аргументировать свои ответы, умений приводить примеры из личного опыта.

Гибкость

Характеризует у ребенка умение оперировать полученными представлениями в новых условиях, находить новые способы решения в практических жизненно значимых ситуациях по формированию представлений о Родине.

На основе выделенных критериев и показателей были охарактеризованы уровни сформированности представлений о Родине у старших дошкольников (табл. 2).

Таблица 2

Уровни сформированности представлений о Родине у детей 6-7 лет

Уровни

Показатели

1

2

Высокий

Характеризуется наличием у ребенка полных представлений о Родине. Знает историю происхождения родного края, достопримечательности.

Ребенок  правильно отвечает на все вопросы беседы. Проявляет ярко выраженное стремление к самостоятельному поиску ответа. Выделяет объекты по определенному признаку, классифицирует, сравнивает. Пользуется доказательностью, обосновывая и аргументируя свои ответы.

Ребенок имеет четкие представления о государственной символике страны.

Средний

 Характеризуется наличием у ребенка недостаточно полными представлениями о Родине. Дошкольник правильно отвечает на часть вопросов беседы. Иногда прибегает к помощи педагога при выделении объектов по определенному признаку, классифицирует, сравнивает.

Пользуется доказательностью, частично обосновывая и аргументируя свои ответы. Ребенок имеет первичные представления о государственной символике. Знает цвета флага, узнает мелодию гимна страны.

Низкий

Характеризуется наличием у ребенка фрагментарных, отрывочных представлений о Родине.

Характеризуется неумением дошкольника узнавать и называть объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к истории Родины, родного края, достопримечательностям. Ребенок имеет ограниченные представления о государственной символике, не может объяснить значение государственной символики.

Для выявления уровня сформированности представлений о Родине у детей 6-7 лет предлагается использовать диагностические задания.

Оценка результатов:

3 балла - правильное выполнение задания;

2 балла – ребенок справляется с заданием по каждому из критериев, но с некоторыми ошибками или с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не справляется с заданием или допускает много ошибок.

Полученные оценки за каждое задание суммируются и соотносятся с тремя уровнями сформированности представлений у детей о Родине:

- высокий уровень – 17-24 балов;

- средний уровень – 9-16 баллов;

- низкий уровень – 1-8 баллов.

1. Диагностическая беседа «Моя Родина».

Цель: выявить представления детей о родной стране и отношения к ней.

Ход работы: воспитатель предлагает ответить дошкольникам на ряд следующих вопросов:

- Как называется страна, в которой ты живешь?

- Столицей нашей страны является город…?

- Гимн - это…?

- Флаг нашего государства состоит из следующих цветов:…?

- Расскажи, что ты знаешь об истории свой Родины. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

- Как ты думаешь, ты любишь свою Родину? Почему ты так думаешь?

Для определения сформированности доказательности представлений о  Родине у детей проведено диагностическое задание 2.

2. Диагностическое задание «Нарисуйте свою Родину».

Цель: уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Материалы: альбомные листы, наборы цветных карандашей.

Ход работы: детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете».  Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему воспитателем не проводится.

Анализ детских работ проводится по содержанию рисунка, по  цвету, которым пользовались дети в процессе рисования, по комментариям к рисункам и вопросам, которые возникали у детей.

Для выявления уровня сфорированности гибкости представлений у детей о Родине было проведено диагностическое задание 3.

3. Диагностическое задание «Беседа о государственной символике страны».

Цель: выявить уровень сформированности представлений детей о государственной символике.

Ход работы: воспитатель предлагает ответить детям на следующие  вопросы:

1. Как выглядит герб нашей страны?

2. Скажите, для чего государству нужен герб?

3. В каких случаях звучит гимн России?

4. Как слушают гимн нашей страны при его официальном исполнении?

5. Вы знаете правильное расположение цветов российского флага? Сколько цветов имеет флаг?

С целью углубленного изучения исследуемой проблемы, выявлению используемых методов и приемов, а также наличия условий для работы,  разработана анкета. Для анкетирования педагогов предлагаются следующие вопросы:

  1. Как Вы считаете, необходимо ли формировать у старших дошкольников представления о Родине, родной стране?
  2. Какую работу по формированию представлений о Родине у детей Вы провели в группе в соответствии с календарным планированием и годовым планом ДОО?
  3. По Вашему мнению, какие условия необходимы для формирования представлений о Родине у старших дошкольников?
  4. Какие методы и приемы воспитательно-образовательной работы, по Вашему мнению, наиболее эффективны для формирования представлений о Родине у дошкольников?
  5. Как можно привлечь родителей к совместной работе по формированию у детей представлений о Родине?
  6. Ваши предложения по улучшению процесса организации формирования представлений о Родине у детей в условиях детского сада.

Далее проводится анкетирование родителей  с целью выявления их отношения к исследуемой проблеме. В анкетах для родителей целесообразно были использовать  следующие вопросы:

  1. Как Вы понимаете понятие «Родина?
  2. На Ваш взгляд, актуальна ли проблема формирования представлений у детей о Родине?
  3. Есть ли у ребенка и у Вас любимое место в городе?
  4. Довольны ли Вы работой педагогов по формированию представлений у вашего ребенка о Родине?
  5. Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при формировании представлений о Родине?
  6. Какие формы взаимодействия с педагогами по формированию представлений о Родине были бы Вам интересны:

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

- совместные экскурсии, походы;

- конкурсы по темам истории и современности России;

- встречи для родителей по проблемам воспитания патриотических чувств у современных дошкольников;

- домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

- другое.

Уровни сформированности полноты представлений о Родине у детей 6-7 лет

Уровни

Количество детей

% соотношение

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий

Уровни развития доказательности представлений о Родине у детей 6-7 лет

Уровни

Количество детей

% соотношение

1

3

Высокий

Средний

Низкий

Уровни сформированности гибкости представлений о Родине у детей 6-7 лет

Уровни

Количество детей

% соотношение

1

3

Высокий

Средний

Низкий

Суммируя полученные результаты диагностических заданий  определяем  общий уровень развития представлений о Родине у детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга, качества образования // Известия Российской Академии Наук. - 2009. - № 1. - С. 37.
  2. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием // Мир образования. - 2011. - № 2. - С. 31-38.
  3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 5. - С. 33-37.
  4. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. - 2010. - № 3. - С. 9-15.
  5.  
  6.  Репкин В.В. Основы психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 13-24.
  7.  Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании: монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2010. - 196 с.
  8.  Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2013. - № 3. - С. 5-14.

Приложения

Приложение 1

Количественный результат диагностики детей подготовительной группы

И.Ф ребенка

Диагностические задания

Уровень

№ 1

№ 2

№ 3

1.

Алина Б.

2

2

3

С

2.

Александр Б.

3

3

3

В

3.

Анна В.

2

2

2

С

4.

Ирина Г.

1

1

1

Н

5.

Луиза Д.

3

3

3

В

6.

Александр  Д.

3

2

2

С

7.

Тимофей К.

1

1

1

Н

8.

Дарья Л.

2

2

2

С

9.

Иван М.

2

2

2

С

10.

Елена Н.

2

2

1

С

11.

Алена П.

2

2

3

С

12.

Борис П.

3

3

3

В

13.

Андрей Р.

2

2

2

С

14.

Ильяс С.

1

1

1

Н

15.

Леонид Т.

3

3

3

В

16.

Алексей У.

3

2

2

С

17.

Тимофей Х.

1

1

1

Н

18.

Ульяна Ф.

2

2

2

С

19.

Павел Ш.

2

2

2

С

20.

Григорий Я.

2

2

1

С

В – 4 (20%); С – 12 (60%); Н – 4 (20%).

Приложение 2

Анкета для педагогов

Цель - изучение проблем в формировании представлений о Родине у детей 6-7 лет

1.        Как Вы считаете, необходимо ли формировать у старших дошкольников представления о Родине, родной стране?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

2.        Какую работу по формированию представлений о Родине у детей Вы провели в группе в соответствии с календарным планированием и годовым планом ДОО?

_________________________________________________________________________

3.        По Вашему мнению, какие условия необходимы для формирования представлений о Родине у старших дошкольников?

_________________________________________________________________________

4.        Какие методы и приемы воспитательно образовательной работы, по Вашему мнению, наиболее эффективны для формирования представлений о Родине у дошкольников?

  • Игры
  •  чтение художественной литературы
  • решение проблемных ситуаций
  •  работа с карточками-заданиями
  •  практические упражнения
  •  другое

5.        Как можно привлечь родителей к совместной работе по формированию у детей представлений о Родине?

_________________________________________________________________________

6.        Ваши предложения по улучшению процесса организации формирования представлений о Родине у детей в условиях детского сада

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Анкета для родителей

Цель - выявить отношение родителей к проблеме формирования представлений о Родине у старших дошкольников.

  1. Как Вы понимаете понятие «Родина?

________________________________________________________________

  1. На Ваш взгляд, актуальна ли проблема формирования представлений у детей о Родине?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Есть ли у ребенка и у Вас любимое место в городе?
  • Да
  • Нет
  1. Довольны ли Вы работой педагогов по формированию представлений у вашего ребенка о Родине?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при формировании представлений о Родине?
  • Да
  • Нет
  • Частично
  1. Какие формы взаимодействия с педагогами по формированию представлений о Родине были бы Вам интересны:
  • «круглые столы» со специалистами по данной теме
  • совместные экскурсии, походы
  • конкурсы по темам истории и современности России
  • встречи для родителей по проблемам воспитания патриотических чувств у современных дошкольников
  • домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны
  • другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Проект по теме: «Формирование представлений о форме предметов у детей среднего возраста".

Ознакомление с геометрическими фигурами важно для общего математического и психического развития дошкольника. Это объясняется тем, что психологическая особенность детей дошкольного возраста — преоблад...

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

«Моя Родина - Россия». Формирование представлений о Родине у дошкольников " (средняя группа)

. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного в...

Программа по формированию представлений о национальной кулинарной культуре у детей старшего дошкольного возраста "Разговор о правильном питании"

Программа направлена на формирование  представлений о национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста.     Адресована педагогам до...