Предметно - развивающая среда по экологическому воспитанию детей
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Нагорнова Светлана Юрьевна

Развивающая среда по экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно – развевающая среда по экологическому воспитанию детей.

 Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Поэтому правильно организованная пространственная предметно-развивающая среда в экологическом воспитании имеет большое значение.

 Главными задачами являются : Создание условий для формирования у ребенка экологической культуры.   Формирование экологически грамотного поведения детей в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.  создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.  

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые  объекты живой природы(растения), которые находятся  под опекой взрослых и детей; при этом важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

  Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.  Традиционных видов «экологических пространств» — групповых уголков природы, огорода и сада на участке, экологическая тропа, площадка природы, музей природы.      

Пространственная предметно-развивающая среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.   Уголок органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус.

Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.

 Уже с младшей группы детей нужно привлекать к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства .Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

 Муляжи овощей и фруктов.  

 Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее .

 Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

 Рисунки детей о природе и поделки из природного материала .

  Материал для труда . Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями.

 Оборудование для экспериментов . Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком.

 Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы.

Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

 Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). 

- Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствующие развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

 Главное преимущество уголка –это его доступность( непосредственная близость  к детям). Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников.

 Таким образом , уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении. Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Роль предметно-развивающей среды в экологическом воспитании дошкольников»

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социа...

Презентация предметно-развивающая среда по экологическому воспитанию

Данная презентация заинтересует и методистов, и воспитателей...

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)

Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.  Развивающая предметно – пространственная среда ...

«Организация пространственной предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС»

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Одним из важных условий реализации системы экологического...

«Организация предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС» презентация

Презентация «Организация  предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию с учетом ФГОС»...

Презентация «Создание психолого-педагогических условий в процессе воспитания через предметно-развивающую среду по экологическому воспитанию детей ДО»

Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Поэтому правильно организованная пространственная...