" Использование мультимедийных дидактических игр на занятиях по ознакомлению с окружающим миром."
статья по окружающему миру (старшая группа)

Мокина Ольга Юрьевна

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе отвечает запросам ребенка и является одним из эффективных способов повышения его мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона. Применение новых технических средств в образовании соответствует требованиям современного общества. В статье показана роль дидактических игр при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологий.

Ключевые слова: дидактические игры, мультимедийные технологии, учебно-воспитательный процесс, мультимедиа, мультимедиа-компьютеры.

Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в век информационный сопровождается бурным развитием информационных технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека и становятся естественной средой его обитания. Технологическая и последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на развитие различных стран и распределение их влияний в деятельности мирового сообщества. Происходит и переориентация жизненных целей отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем десять лет назад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе отвечает запросам ребенка и является одним из эффективных способов повышения его мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона. Применение новых технических средств в образовании соответствует требованиям современного общества. В статье показана роль дидактических игр при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологий.

Ключевые слова: дидактические игры, мультимедийные технологии, учебно-воспитательный процесс, мультимедиа, мультимедиа-компьютеры.

Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в век информационный сопровождается бурным развитием информационных технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека и становятся естественной средой его обитания. Технологическая и последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на развитие различных стран и распределение их влияний в деятельности мирового сообщества. Происходит и переориентация жизненных целей отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем десять лет назад.

Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная система образования, то переход к информационному обществу должен сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании образования, а также в формах, методах и средствах обучения. Гуманизация образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их ориентации на человека, поэтому основной задачей общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности.

Одним из способов создания подобных условий является использование мультимедийных технологий.

Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, мультимедийные средства, вместе с тем, являются для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого так ему порой не хватает.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе отвечает запросам ребенка и является одним из эффективных способов повышения его мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона. Применение новых технических средств в образовании соответствует требованиям современного общества.

Вместе с тем, отметим, что процесс совершенствования образования, связанный с внедрением мультимедийных технологий в учебно-воспитательный процесс детского дошкольного учреждения, испытывает серьезные трудности, связанные не только с известными финансовыми проблемами, слабой материальной базой школ, нехваткой квалифицированных кадров, но и с проблемами недостаточного количества педагогических компьютерных технологий, позволяющих эффективно влиять на обучение, формирование личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях.

Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого как «средства массой информации». «Мультимедиа» означает совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде. Мультимедиа-компьютеры – компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Мультимедиа – средства, которые становятся все более распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере мультимедийными.

Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной аппаратурой может заменить практически все традиционные ТСО.

Использование интерактивного подхода требует очень высокого уровня квалификации педагога. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной «символичностью». Но самое главное в таком подходе - высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность детей,

Таким образом, мультимедийные технологии могут значительно увеличить возможности учебно-воспитательного процесса, индивидуализировать его.

Далее рассмотрим применение мультимедийных технологий в игровой деятельности дошкольников.

Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой деятельности. Она является также ведущей в жизни дошкольника. Рассмотрим понятие традиционной игры, применяемое в современной дидактике, вычленим признаки и основные функции дидактической игры и на этой основе выявим сущность содержания компьютерных игр.

Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. Одним из фундаментальных исследований игры для дошкольника является работа Д.Б. Эльконина «Психология игры», в которой обобщаются основные материалы по теории игровой деятельности, дается обстоятельный критический анализ различных теорий игры, экспериментально и теоретически обосновывается понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, а также показывается значение игры для психического развития детей.

Признаками игры являются: наличие сюжета, ролей, правил (в скрытом или явном виде), совершение участниками игровых действий, особое игровое психологическое состояние, сопровождающееся высоким эмоционально-интеллектуальным напряжением, двуплановость поведения игроков (в реальном и игровом планах). Игра добровольна, то есть человек вступает в нее по собственному желанию, и свободна, то есть играющий в ходе игры не несет никаких обязательств, неудача или ошибка во время игры не связаны с какими-либо реальными отрицательными последствиями .

Игра исторически применялась для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эффективность ее как дидактического средства привела к использованию игр в процессе обучения и взрослых. Игры, используемые в учебно-воспитательном процессе для достижения дидактических целей, называются дидактическими.

Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные способы представления. Она может выступать как деятельность, как процесс, «вплетающийся» в другую деятельность, как особая форма учебной деятельности. Поэтому возникает вопрос: как определить, является ли данная форма организации учебного процесса игрой? Д.Н.Узнадзе писал, что «все формы экстрагенного (внешне мотивированного) поведения могут составить содержание игры», то есть содержанием игры могут быть: а) собственно игровые действия (складывание мозаики, передвижение фишек, обмен картами и т.п.); 6) учебные действия (решение задач, поиск ответов на вопросы и т.д.), в) общение (дискуссии, обсуждение вопросов в ролевых играх), г) трудовые действия (изготовление моделей, приборов и т.п.).

Выявив основные признаки и функции дидактических игр, рассмотрим сущность компьютерных игр. Под термином «компьютерная игра» будем понимать такой вид игровой деятельности, ограниченный правилами и направленный на достижение цели, который характеризуется взаимодействием игрока и компьютера.

Дидактическая компьютерная игра – это компьютерная игра, направленная на достижение учебной цели. Основное отличие такой игры от традиционной заключается в наличии еще одного ее участника – компьютера, выполняющего роль организатора игры (создание игровой ситуации и контроль за ходом ее выполнения). Таким образом, в компьютерной игре компьютер может выполнять сразу несколько функции: функцию взрослого, ведущего игру, функцию игрока-партнера, участвующего в игре, функцию набора дидактических материалов игры. Такая универсальность компьютера и одновременно ограниченные его возможности по исполнению этих функций делают компьютерную игру специфичной, имеющей свои преимущества и недостатки по сравнению с традиционной. Чтобы понять специфичность компьютерной игры, рассмотрим ее структуру.

Основу компьютерной игры составляет логическая структура, в которой выделяются три уровня – оперативный, тактический и стратегический.

Тактический уровень определяется как совокупность игровых действий, ведущих к достижению к какой-либо локальной цели. В результате действий тактического плана происходит объединение отдельных операций в соответствии с поставленной целью, и играющий достигает улучшения (или ухудшения) положения в игре. Это следующий, более высокий уровень деятельности человека – уровень действий.

Стратегический уровень предполагает планирование всей игры, которая должна строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша. Этот уровень позволяет связать действия тактического плана в одно целое и осуществлять деятельность игрока как целостную, на высшем уровне человеческой деятельности.

Как видно из логической структуры игры, главное различие между традиционными и компьютерными играми заключается в специфике оперативного уровня последних. Все действия игрока заключаются в передвижении манипулятора «Мышь» и нажатии на его клавиши или клавиатуру. Сам игрок более закрепощен и обязан очень строго соблюдать правила и условия игры. Однако эти ограничения создают ему условия для более глубокой концентрации на игровом материале, развития внимания, аккуратности и точности. Кроме того, графические и звуковые возможности компьютера предоставляют в распоряжение играющего самый богатый игровой материал и позволяют моделировать многие из известных игр и создавать принципиально новые. Это обстоятельство, а также индивидуальный режим владения игрой, является очень привлекательным не только для детей, но и для взрослых. «Свободное обращение с компьютером меняет и отношение ребенка, да и взрослого тоже, к новому классу техники, вообще к новому миру предметов, который уже существует или только рождается в кабинетах ученых. Это спокойное, свободное обращение с предметами, а не боязнь или преклонение перед ними, как перед новыми идолами», - отмечает психологи. Таким образом, простота управления игрой, индивидуальный режим ее проведения, динамичность, способность «подстраиваться» под уровень игрока, высокие технические к возможности компьютеров для воспроизведения самых разнообразных сценариев и персонажей, делают компьютерную игру во многих случаях на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях более предпочтительной, чем традиционную.

Таким образом, технические возможности современного компьютера позволяют реализовать полезные функции традиционной дидактической игры в специфической привлекательной для ребенка форме – компьютерной игре.

При этом очень важно отметить, что процесс использования компьютерных игр в учебно-воспитательном процессе имеет полифункциональный характер: во время решения игровой проблемы формируются не только знания, но и развиваются разнообразные интеллектуальные качества, наблюдаются эмоциональные переживания, развиваются мотивация, воля, т.е., происходит развитие их индивидуальной сферы.

Библиографические ссылки

  1. Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред С.А.Кузнецов. - СПб: «Норинт», 2001. – 1536 с.
  2. Коряк Н.М., Гинзбург Я.С. Социально-психологические проблемы деловой игры //Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 2005. -С. 50-62.
  3. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 2011. - С. 80-162.
  4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.; 2009. – 279 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2007. – 197 с.
  6. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 6. – М.; 2005. – 426 с.
  7. Маргулис Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Советская педагогика. - 1989. - №4. - С. 15-20.
  8. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, - М., 2006. - 451 с.
  9. Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической игры и требования к ее организации. – М., 2007. - 60 с.
  10. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. - М,: 2009. - 139 с.
  11. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 2009. - 192 с.

«


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами дидактической игры во второй младшей группе “В гостях у бабушки”

Конспект "В гостях у бабушки" вызывает у деток только положительные эмоции,что не мало важно для детей данного возраста....

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок м...

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

Пояснительная записка.В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе с использованием ИК технологий «Путешествие на Северный полюс»

Данное занятие предназначено для старшей группы детского сада. Целью его является знакомство с Арктической климатической зоной, живой и неживой природой крайнего севера, особенностями климата, природн...

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....