конспект занятия по экспериментированию "Воздух - волшебник" в средней группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Воздух-волшебник» в средней группе

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи: - развивать представления детей о свойствах воздуха;

- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется.

- развивать навыки проведения опытов;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Оборудование:

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- чеснок;

- лук;

- мыло;

- 5 тазиков с водой;

- веера по количеству детей;

- кораблики;

- прозрачная бутылочка;

- стаканы (по количеству детей);

- трубочки (по количеству детей);

- разноцветная мыльная вода;

- альбомные листы.

Ход занятия:

Воспитатель:  У  нас  сегодня  необычное занятие к  нам  пришли  гости. Давайте поздороваемся .    И  ещё  мы  сегодня посетим  научную  лабораторию и  сами  попробуем провести  опыты. А  про  что  мы с вами  поговорим  предлагаю  отгадать    загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!    ( Правильно   воздух)

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе..

А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

Правильно, всему живому.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, это помещение называется лаборатория.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь.

- Посмотрите ,что здесь  изображено (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

 Как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель:  Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Почему? Как считает?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на картинке? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

Опыт 3. «Движение воздуха»

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете?

Вывод:Чувствуем, как воздух движется.

Опыт 4. «Кораблики»

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Физкультминутка.

) Подвижная игра «Воздушный шар»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.

С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул! (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты.  Какая следующая  картинка «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 5. «Есть ли запах у воздуха?»

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу Давайте проверим – имеет ли воздух запах. Предложите малышу понюхать воздух – не слышно запаха. Дать понюхать детям чеснок, хлеб, мыло, лук.

Вывод:    воздух может  передавать  запахи.

Посмотрите, на следующую картинку,что нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Опыт 6. «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами

Опыт 7. «Волшебные пузыри»

А знаете, ребята, с помощью воздуха можно рисовать. Для рисования нам понадобится мыльная разноцветная вода, трубочки для коктейля и альбомные листы.

Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке). Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.

Давайте нарисуем  картины в подарок

Увидели воздух:

- Когда его поймали в пакет.

- Когда запускали подводную лодку.

- Когда опустили перевернутый стаканчик в воду.

Почувствовали воздух:

- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Воздух переносит запах:

- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат.

Услышали воздух:

- С помощью бутылочек, баночек.

- С помощью шарика.

Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными.

 Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в среднейгруппе №_2_ (1 год обучения)

В комплексно- тематическом планировании отражены задачи по познавательному, речевому развитию, игравой, изодеятельности, музыкальной, двигательной, ЗОЖ и т.д...

перспективный план среднейгруппы

Срок                          Те...

Конспект интегрированного занятия по коммуникации с элементами (ФГОС) в среднейгруппе.«Флаг России. Национальный костюм»

Краткая аннотация к занятию В настоящее время занятия такого рода являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности – это вопросы...

«Волшебница-водица» организованная образовательная деятельность по ФЦКМ в среднейгруппе с использованием современных образовательных технологий (экспериментирование):

«Волшебница-водица»организованная образовательная деятельность по ФЦКМв среднейгруппе с использованием современных образовательных технологий (экспериментирование):...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙГРУППЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО  НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙГРУППЫ...

Конспект итоговой образовательной деятельности для детей среднейгруппы «Шестиногие малыши»

Конспектитоговой образовательной деятельности для детей среднейгруппы «Шестиногие малыши»...