Главные вкладки

    Технологическая карта НОД по познавательному развитию (старшая гр.)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Запрудина Марина Владимировна

    Цель:Расширять представления детей о разных свойствах бумаги. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teh._karta_bumaga_starsh._gr.docx33.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

    (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

    629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

    E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

    ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

    Технологическая карта

    непосредственно-образовательной деятельности

    по познавательному развитию

    «Мир бумаги»

    Запрудина Марина Владимировна,

    воспитатель

    Надым,  2019

    Образовательная область

    Познавательное развитие.

    Возраст детей, группа

    5-6 лет, старшая группа дошкольного возраста

    Тип НОД

    Открытие новых знаний

    Тема НОД

    «Мир бумаги»

    Цель

    Расширять представления детей о разных свойствах бумаги.

    Задачи

    Обучающие: 1) Уточнить представление детей о видах бумаги, о разных материалах;

    2) Учить различать виды бумаги, сравнивать их качественные характеристики и свойства;

    3) Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

    Развивающие: 1) Формировать предпосылки к самостоятельной экспериментальной деятельности через расширение знаний и представлений о бумаге, ее свойствах;

    2) Развивать способность детей фиксировать результаты деятельности;

    3) Развивать познавательный интерес, речевую активность, умение выражать мысли, память, логическое мышление;

    Воспитательные: 1) Воспитывать наблюдательность, внимание;

    2) Воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.

    Материал

    Демонстрационный:

    КТ, документ-камера , SMART доска (Игра «Подбери вид бумаги для предмета»).

    Раздаточный (на каждого ребенка):

    - 1 лист бумаги любого вида (10x15 см);

    - лист фиксации исследования;

    - графитный карандаш;

    - ножницы;

    - клей карандаш;

    - лупа;

    - емкость с водой.

    Этапы технологии «Игровая ситуация»

    Деятельность воспитателя

    Методы, приемы

    Деятельность воспитанников

    Предпосылки учебной деятельности

    Контроль результатов деятельности

    I. Введение в игровую ситуацию

    Воспитатель собирает детей около себя.

    - Ребята, вы любите рисовать?

    - А писать?

    - Вы, наверное, собираетесь скоро пойти в школу?

    - А что вы используйте для своих рисунков? (Бумагу)

    - Ребята, к нам в детский сад пришла посылка и в ней вместо игрушек оказала бумага. (Воспитатель показывает детям бумагу разного вида и качества).

    А посылку нам прислали из научного института, где проходят разные исследования. Но сейчас там делают ремонт, и всё научное оборудование отключили, и учёные не успели изучить  свойства бумаги.  

    - Хотите помочь учёным изучить свойства бумаги и получить результат, который мы сможем отправить в институт?

    - Сможете это сделать?

    Беседа

    Диалог

    Дети подходят к педагогу, включаются в процесс.

    Настрой на предстоящую деятельность.

    Организация поведения.

    Приветствие, включение в диалог.

    Этапные задачи.

     Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

    II. Актуализация знаний.

    - Ребята, где изготавливают бумагу? (Бумагу изготавливают на заводе)

    - Из чего получают бумагу? (Из деревьев).

    - Как люди используют бумагу?» (На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы, книги.)

    Воспитатель включает дидактическую игру на SMARTдоске.

    Просит ребят вспомнить, какие они знают виды бумаги. Затем предлагает детям поиграть.

    Д/игра «Подбери вид бумаги для предмета»

    Задание можно считать выполненным, если дети подобрали материалы ко всем предметам.

    - Скажите, все ли предметы в нашей жизни сделаны из бумаги? (Нет)

    Игра «Из чего сделан предмет»

    Дети встают в круг. Воспитатель с мячом стоит в середине круга. Он кидает мяч ребенку и называет предмет, например: «Стакан». Ребенок ловит мяч и называет материал, из которого сделан данный предмет: «Стакан сделан из стекла».

    Если ребенок затрудняется ответить или ошибается, воспитатель добавляет наводящий вопрос и хвалит детей за правильный ответ. Создавая атмосферу доброжелательности.

    - Ребята, вы так много знаете о бумаге, о материалах из которых сделаны предметы, что скоро станете как настоящие учёные.

    - Чем занимаются учёные? (Изучают предметы, явления природы).

    Беседа

    Проблемные вопросы

    Игровой метод

    Словесная инструкция

    Дети проходят на коврик и присаживаются напротив SMARTдоски.

    Образуют на ковре круг.

    Формирование произвольного внимания, памяти.

    Умение удерживать учебную цель.

    Ответы детей.

    Выполнение действий.

    Этапные задачи

    1) актуализировать опыт выделения материала у предметов, из которых они сделаны;

    2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, речь.

    III. Затруднение в игровой ситуации

    - Ребята, сегодня у вас есть такая возможность стать ученым и исследовать свойства бумаги. Воспитатель приглашает детей пройти к столу, на котором лежат разные кусочки бумаги.

    - Ребята, что можно сказать о бумаге, какая она? Выслушиваются все предложения детей. (Красивая, разная, гладкая, тонкая)

    Воспитатель хвалит детей и говорит, что дети назвали качества бумаги.

    - А нам нужно изучить её свойство? Что такое свойство бумаги? (Свойство это вещество, из которого изготавливают материал)

    - Как можно определить свойство? (Взять в руки материал, посмотреть, потрогать).

    Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одному виду бумаги и определить ее свойство.

    - Смогли определить какие свойства у бумаги? (Нет)

    - Почему не смогли определить? (Нам нужны предметы-помощники, чтобы определить свойства материала).

    - Что нужно, для того, чтобы вы смогли определить свойство бумаги? (Пройти в лабораторию)

    - Где находятся предметы-помощники?

    (В лаборатории)

    Беседа

    Диалог.

    Фиксация затруднения

    Игровой метод

    Дети подходят к столу.

    Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения

    Ответы детей

    Этапные задачи

    1) создать мотивационную ситуацию для изучения свойства материала;

    2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

    3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

    IV. Открытие нового знания

    - Чтобы приступить к изучению свойства бумаги, нам нужно всё о ней знать, быть как настоящие учёные.

    - Вы всё знаете о бумаге? (Нет)

    - Ребята, что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Посмотреть в интернете, в энциклопедии,  спросить у воспитателя, у взрослых)

    Воспитатель с помощью смарт-экрана и документ камеры выводит образец бумаги в увеличенном изображении, сопровождая речевым высказыванием.

    Воспитатель делает вывод: бумага состоит из волокон. Это и есть та самая целлюлоза, из которой сделана бумага. Древесина превращается в такие мелкие ворсинки, для того чтобы мы могли с вами рисовать и писать, а еще делать кораблики.

    - Что вы сейчас увидели в образце бумаги? (В бумаге есть мелкие ворсинки, волокна).

    - Правильно, а еще это можно назвать строение бумаги.

    Воспитатель приглашает детей пройти в лабораторию и напоминает правила поведения (не шуметь, аккуратно обращаться со всеми предметами, соблюдать технику безопасности).

    Объяснение

    Беседа

    Наглядный

    Игровой

    метод

    Восприятие полученной информации через ИКТ.

    Развитие интереса к новым знаниям.

    Формирование умственных действий.

    Ответы, действия детей.

    Этапные задачи

    1) сформировать представление о структуре, строении бумаги, при использовании на практике.

    2) сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия;

    3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление.

    V. Включение нового знания в систему знаний.

    Дети проходят и присаживаются за столы по 5 человек. На столах стоит все необходимое оборудование для проведения опытов.

    - Чем мы сейчас должны заняться, придя  в лабораторию? (Мы должны изучить свойства бумаги)

    - Ребята, каким способом можно узнать свойство материала? Как будем изучать?

    Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель создает положительный эмоциональный фон, ощущение радости детей от процесса поиска решения. Исходя из идей, высказанных детьми, воспитатель подводит их к общему решению, провести эксперимент (опыты) с бумагой.

    - У вас на столах для каждого находятся  необходимые предметы, которые вам понадобятся для проведения опытов. Воспитатель обращает внимание детей на лист для фиксации результатов, в котором прописан алгоритм действия при работе с бумагой.

    - Готовы приступить к проведению опытов? (Да)

    - Приступайте к работе и не забывайте соблюдать правила безопасности в лаборатории. У каждого алгоритм выполнения разный.

    - Маша, какое у тебя будет первое действие с бумагой? (У меня первое смять бумагу)

    - А у тебя Сережа? (Разрезать бумагу)

    Воспитатель наблюдает за процессом выполнением деятельности детей. По мере необходимости подходит к ребенку, если тот затрудняется выполнить задание (индивидуальная работа).

    - У всех получается? Фиксируйте каждый результат опыта на листе.

    Воспитатель обращается к ребенку:

    - Саша, когда ты разорвал бумагу, что с ней произошло? (У неё порвались волокна)

    - Правильно, молодец!

    - Ребята, сколько уже смогли провести опытов с бумагой? (5-6 опытов) 

    - Оставьте свое рабочее место, предлагаю всем немного отдохнуть.

    Физкультминутка:

    Мы бумагой машем, машем,

    Мы бумагу мнём, мнём, мнём,

    Мы бумагу трём, трём, трём,

    А сейчас её разгладим

    А потом её порвём.

    Так, что пальчики устали

    Мы немножко отдохнём

    И опять её порвём.

    Дети возвращаются на свои места и продолжаю работать.

    Когда дети закончат проводить опыты, воспитатель создает условие для того, чтобы высказались больше детей, обращая внимания особенно на тех, кто обычно не проявляет инициативы.

    Воспитатель хвалит детей за выполненное задание и просит прибрать свои рабочие места.

    Беседа

    Словесная инструкция

    Наглядный метод

    Дети проходят и садятся за столы по 5 человек.

    Дети приступают

    к самостоятельной деятельности. Действуют по алгоритму.

    Умение использовать

    полученные знания.

    Самоконтроль деятельности.

    Выполнение действий

    Этапные задачи

    1) закрепить умение выявления свойств материала – рвётся, мнется, намокает, режется и другое.

    2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.

    3) организовать активный отдых детей, развивать фантазию, мелкую моторику рук.

    VI. Осмысление

    (итог)

    Воспитатель собирает детей около себя.

    - А теперь, уважаемые ученые, давайте вспомним, кто к нам обратился за помощью?

    - Как мы им помогли?

    - Что нового узнали о бумаге? (Бумага состоит из волокон)

    - Какое задание (действие) вам показалось трудным?

    - Какими свойствами обладает бумага? (Бумагу можно склеить, она издает звук (шуршит), она тонкая).

    - Все верно! Значит, бумага – материал непрочный. Воспитатель хвалит детей.

    Беседа

    Диалог

    Ответы на вопросы

    Фиксирование достижения цели.

    Самооценка.

    Ответы детей

    Этапные задачи

    1) восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии;

    2) создать ситуацию успеха.  

    Комментарий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе

    В занятии используются элементы ТРИЗ технологии метод дихотомии (использование игры "Да-Нет"). Дети подготовительной группы легко ориентируются на ограниченной территории (лист бумаги, учебн...

    Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе

    В занятии используются элементы ТРИЗ технологии (игра "Да-Нет"), знакомство детей с делением квадрата на равные части, обучение детей называть части целого, сравнение целого и частей. Предла...

    Технологическая карта НОД по познавательному развитию

    Цель НОД: Формирование у дошкольников представление о здоровом образе жизни....

    Технологическая карта средняя группа, познавательное развитие:"Подводный мир"

    Технологическая карта средняя группа, познавательное развитие: "Подводный мир"...

    Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе

    Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе...

    Технологическая карта ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Воздушный океан планеты»

    Формирование элементарных представлений о воздухе, для чего он нужен....

    Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: "Пустыня и её обитатели"

    Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми старшего возраста (5-6 лет), в ходе которого ребята побывают на виртуальной экскурси...