Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы по Теме: «МОЯ ЛЮБИМАЯ СЕМЬЯ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Береснева Снежана Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы по Теме: «МОЯ ЛЮБИМАЯ СЕМЬЯ». Воспитатель Береснева С.В.

Цель.

  1. Поддерживать интерес детей к своей семье. Формировать представления о составе семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.
  2. Знакомство с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
  3. Уточнять и обобщать знания о семье, родных.

Задачи.

  • Развивать у детей связную речь, познавательный интерес и мотивацию, любознательность, логическое мышление.
  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, учить понимать свое место в семье. Закрепить знания детей о членах семьи.
  • Познакомить детей с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
  • Воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного отношения к близким, к членам своей семьи.
  • Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословная). Закреплять умение составлять рассказ о семье по плану.
  • Закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских народных пословиц о семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_lyubimaya_semya.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №70

Невского района города Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Старшая группа

Тема: «МОЯ ЛЮБИМАЯ СЕМЬЯ»

Воспитатель: Береснева С.В.

Санкт - Петербург

2019 год

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Старшая группа

Тема: «МОЯ ЛЮБИМАЯ СЕМЬЯ»

Цель. 

  1. Поддерживать интерес детей к своей семье. Формировать представления о составе семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.
  2. Знакомство с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
  3. Уточнять и обобщать знания о семье, родных.

Задачи.

  • Развивать у детей связную речь, познавательный интерес и мотивацию, любознательность, логическое мышление.
  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, учить понимать свое место в семье. Закрепить знания детей о членах семьи.
  • Познакомить детей с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
  • Воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного отношения к близким, к членам своей семьи.
  • Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословная). Закреплять умение составлять рассказ о семье по плану.
  • Закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских народных пословиц о семье.

Приоритетные образовательные области: познавательно-коммуникативное, социальное.

Предварительная работа:

 -Рисунки детей «Моя семья»

 -Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа.

 -Выставка семейных фотографий

 -«Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

 -Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

 -Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья».

 -Чтение – русских народных сказок

 -Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, брате, сестре.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни «Моя семья» А. Ермолаева, иллюстрации с изображением семьи, силуэт дерева, портреты родителей, семейные фотографии, мяч, клей, листочки с эмблемами-словами.

 План НОД:

  1.  Вводная часть

2.  Основная часть

2.1 Что такое «семья»?

2.2 Пословицы о семье

2.3 Дидактическая игра «Скажи ласково»

2.4 Понятие о родословном древе (семейном древе)

2.5 Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо»

2.6 Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире? »

3. Итог НОД.

Ход НОД:

  1. Вводная часть

Воспитатель:

Семья-это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Звучит песня: «Моя семья» А. Ермолаева.

Воспитатель:

-Строки песни очень близки многим из вас. Ведь семья для каждого из нас это забота, дружба, защита, любовь ваших родных. Когда они с вами рядом вы чувствуете себя весело, радостно, вас не пугают неудачи и неприятности, потому что вы знаете, что вам помогут и вас защитят ваши любимые, родные люди.

-У каждой семьи есть своя история образования, что бы последующие поколения помнили о корнях своей семьи, наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю своей семьи, родного края, своей страны.

2. Основная часть НОД:

2.1. «Что такое «семья»? -Посмотрите ребята, на эти фотографии, которые висят на стене.

 -Кого вы видите на этих фотографиях? (Ответы: маму, папу, бабушку, дедушку, детей).

 -Да ребята, а как мы можем иначе назвать этих людей (это семья).

 -А фотография называется семейной фотографией. Давайте подумаем и скажем: кого мы называем семьей? (Ответы детей)

 -Скажите ребята, а как вы понимаете, что такое «семья»? (Ответы детей)

(Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это когда живут вместе папа, мама, дети.)

-А члены одной семьи всегда живут в одном доме вместе? (Нет, бабушка и дедушка могут жить отдельно).

-А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые).

2.2 Пословицы о семье 

-Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок. В народе говорят: «Семьей дорожить — счастливым быть». А какие пословицы и поговорки знаете вы?

«Мой дом - моя крепость».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

«В гостях хорошо, а дома лучше».

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».

«Братская любовь крепче каменной стены».

«В дружной семье и в холод тепло».

«В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто».

«Согласие да лад - в семье клад».

«В семье и каша гуще».

«В семье разлад - то и дому не рад».

«Не будет добра, коли в семье вражда».

«Не прячь свои неудачи от родителей»

«Родителей чти — не собьешься с истинного пути».

«Согласную семью горе не берёт».  

2.3. Дидактическая игра «Скажи ласково»

-А вы любите своих родных? Назовите их ласково.

-Давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (в кругу с мячом).

(Мама-мамочка, мамуля, матушка; папа- папочка, папуля, папенька, батюшка, дочь- доченька, дочурка, сын – сынок, сыночек, дед – дедушка, дедуля, бабушка – бабулечка, сестра – сестрёнка, внук – внучок, внучка – внученька, брат – братишка).

-Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

-Скажите, кто еще есть в вашей семье? (тетя, дядя, двоюродные братья и сестры, крестные)

2.4. Понятие о родословном древе (семейном древе)

-Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.

-А как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас в наше время? (фотоаппарат, видеокамера, фото в телефоне).

-А каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, камер? (делали записи)

-А эти записи назывались «родословные».

-А как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом)

-Правильно, для того, чтобы было легче рассказать о своих родных и чтобы знать своих предков, люди составляют дерево или древо семьи.

Каждый из вас уже составлял свое генеалогическое древо, давайте сейчас вспомним, как это нужно правильно делать.

2.5. Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо» 

(Дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»).

-Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Стихотворение о бабушке:

У бабушки — руки волшебные,
А может быть, просто искусные?
Решают дела ежедневные
И блинчики стряпают вкусные!
Чаёк и варенье душистое,
Всегда ждут нас в доме у бабушки!
Пусть счастье — большое, лучистое -
Всегда будет с бабушкой рядышком!    

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Стихотворение о дедушке:

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!                        

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться! (А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

Воспитатель:

-Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Стихотворение о маме:

Свою мамочку родную,

Утром рано поцелую,
Очень нежно обниму...
Угадайте, почему?
Я открою свой секрет:
«Лучше мамы в мире нет!»

Стихотворение о папе:

Спасибо, милый папочка,

Что ты достался мне!

Люблю улыбку ясную,

Она как свет в окне!

Хочу, чтобы ты был, счастлив,

Успешен и здоров!

Ты самый замечательный

И лучший из отцов!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

Воспитатель:

-Кто располагается на верхнем ярусе древа? – Дети.

 

Стихотворение о младшем брате:

Есть у меня братишка

Смешной такой мальчишка!

Мне во всём он подражает

И ни в чём не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже скачет,

Я сижу - и брат сидит,

Я бегу - и брат бежит.

Такой смешной мальчишка

Младший мой братишка. (И. Лопухина)

Стихотворение про сестру:

Мы без слов с тобой поймём друг друга!
Я хочу открыть тебе секрет:
Ты, сестрёнка, лучшая подруга,
И другой такой на свете нет!

Я хочу, чтоб все мечты сбывались,
Чтоб всего добиться ты смогла,
Чтобы ты почаще улыбалась,
Чтоб счастливей всех всегда была!

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

 2.6. Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире? »

 Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

 Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

 Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

 Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

 Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

 Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

 Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

 Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

3.Подвидение итогов:

Воспитатель:

-Давайте внимательно посмотрим на дерево, которое находится перед нами. Оно стоит голое, не очень красивое. Давайте сделаем наше дерево красивым, украсим его листьями. А каждый листочек– это качества, которыми должен обладать каждый член семьи, для того, чтобы семья была крепкая и дружная (дети украшают деревья листочками и называют качества: доброта, щедрость, забота, понимание, любовь, сочувствие, уважение, дружба, бережливость, достаток, терпимость, преданность, доверие, сотрудничество, здравомыслие и т. п.).

-Молодцы ребята! Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. В нем сочетаются бабушкина мудрость и доброта, дедушкина щедрость и понимание, папина сила и смелость, мамина любовь и забота. А все вместе - это семья!

«Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Семья»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Семья» ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Семья»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Семья»Используемые технологии:здоровьесберегающая технология,ТРИЗ технология,личностно – ориентированн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "Моя семья"

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждал...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Моя семья»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Моя семья»...