Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Кто это, зверь или птица?».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Виктория  Викторовна ППППППП

НОД, составлена на основе понятия проблемного обучения. Проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение детей, возникающее в случае, когда они не знают, как объяснить возникающее явление, факт, процесс действительности, не могут достичь цели известным уму способом, что побуждает их искать новые способы объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. 

                                                        Рабочая тетрадь-портфолио «Образовательные

                                                      технологии, обеспечивающие достижения планируемых

                                                        результатов в ДО в соответствии с требованиями ФГОС»

                                                        Омск-2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utkonos_222.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

                               Тема: «Кто это, зверь или птица?».

 Старшая группа


Цель: Формирование интереса детей к животному миру.

Обучающие задачи:
1. Расширить  представления детей о животном-утконосе и  материке – Австралия.

2.Мотивировать детей к самостоятельному изучению интересующих их тем.

3.Пополнить словарь прилагательным – «яйцекладущие», «млекопитающие».

Развивающие задачи:

1. Развивать любознательность,  внимание, логическое мышление.

2.Развивать  диалогическую и монологическую форму речи.

Воспитательные:
Воспитывать  бережное отношение к природе.

Педагог

Предполагаемые ответы и деятельность детей.

Организационный момент:

(Дети шагают по кругу)

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Раз-два, раз-два, повернулись, детвора.

Мы еще чуть-чуть пройдемся,

Интересным делом мы займемся.

Мотивация

Слайд№ 1

(показываю слайды с изображением утконоса ) 

– Кто это? (вопрос)

Слайд №2

(показ слайда, где эти животное с кладкой яиц)

– Тогда, почему это животное возле кладки с  яйцами? Посмотрите, этот зверек согревает  яйца. Что это значит?

Слайд№3

(на слайде утконос сидит в гнезде кормит детенышей молоком)

– Ребята, что вы видите на этом слайде?

– Значит этот вид животных откладывают яйца!

Слайд №4 

– А каких диких и домашних животных вы знаете, которые несут яйца?

– А своих птенцов птицы, вскармливают молокм?

Слайд 5

– А тут то ли птица, то ли зверь кормит детенышей молоком!

Слайд 6 

– Какой  возникает вопрос?

– Ребята, что-то все запутанно, кто-то говорит, что птица, кто то зверек.

– Сколько мнений в группе? (Побуждение к сознанию противоречия)

– Да, мнения у нас расходятся!

– Ребята, какой вопрос у вас возникает, узнав эту информацию?

(Побуждение к формированию проблемы)

– Снова возникает этот вопрос, Кто это, зверь или птица? Значит, тема нашей сегодняшней деятельности – «Кто это: зверь или птица?»

– Животное, зверь.

(испытывают удивление, возникновение проблемной ситуации).

 – Значит птица.

 – Животное в гнезде с яйцами.

– Птицы….. (перечисляют)

– Нет, птицы кормят зерном, насекомыми, червячками.

Кто это: зверь  или птица? (дети отвечают не однозначно, разные ответы)

– Два мнения (осознание противоречия)

– Кто это: зверь или птица?

(Учебная тема как вопрос)

– Ребята, вам интересно узнать,  кто это: зверь или птица? Где живет, чем питается?

– А  как вы думаете, где и как можно найти информацию, которая нас интересует?

Слайд № 7 (книги)

– Конечно, ребята, есть много интересных книг о животных, это энциклопедии, журналы.

Слайд 8

 В наши дни незаменимый  источник информации интернет, там быстро можно найти ответ на интересующий нас вопрос!  

Слайд 9-10

– Но надо не забывать о том, что за компьютером нельзя проводить много времени – это очень вредит детскому организму.

 Сколько времени вы можете проводить за компьютером?

– Так же необходимы для вашего здоровья физкультминутки. Давайте встанем все в кружок и разомнемся.

– Да

– В книгах, журналах, интернете.

 (ответы детей) Детям 5-7 лет от 15 минут до получаса в день.

Физ-минутка «Верх рука и вниз рука»

«Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:
Вниз
хлопок и вверх хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем
будет прок».

Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!

-Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.

-Приседания, хлопки в ладоши над головой.

-Вращение головой вправо и влево.

Дети выполняют движения под музыку.

Размялись мы немного, а что мы хотели сегодня узнать, вы помните? Что-то я забыла

О чем мы с вами говорили?

И где можно найти информацию об этом птице-зверьке?

Слайд 11

Я как раз нашла небольшой материал для вас в интернете,  хотите вам сейчас  расскажу?

Садитесь на стульчики.

– О животном, которое, как птицы откладывает яйца.  Кто он, зверь или птица?

–Да

дети садятся на стулья смотрят и слушают.

(Стих выучить – детям)

Что за чудо утконос?!

Лапы-ласты, плоский нос.

Ловко плавает, ныряет,

Себе питанье добывает.

Роет нору, словно крот,

В той норе он и живет.

Яйца он несет,  как птица

Только стоит удивиться:

Дальше все уж кувырком-

Деток кормит молоком!

Молоко по шерсти в рот.

показываю слайды и рассказываю детям, где и как живут,  и как выглядят утконосы,

Слайд№ 12

Всем известно, что птицы откладывают яйца,

Слайд№ 13

Но есть, и другие яйцекладущие существа, и не птицы.

Слайд№ 14.

 И живут они, в  Австралии. 

(Подхожу  к карте, показываю Австралию.)

Слайд№ 15 Карта  «Австралия»

1) Австралия – необычная страна: там лето наступает тогда, когда у нас начинается зима; большая часть Австралии покрыта песками-пустынями.

 Слайд№ 16

– Животный мир Австралии  разнообразен,  и одни  из уникальных зверьков это утконосы. 

-Как вы думаете, почему этого зверька называют «утконос»?

Слайд 17 утка и утконос

 Правильно нос утконоса похож на нос обычной  утки.  С помощью своего носа, утконос отыскивает пищу и ориентируется в темных речных глубинах.

Слайд № 19  

-Размером эти зверьки, примерно как домашние кролики. Пальцы утконоса с когтями для того, чтобы  рыть землю. На задних лапках, как у петуха, есть шпоры там находиться яд для того, чтобы защищаться от врагов.  На лапах зверька по пять пальцев с перепонками.

Зачем у зверька перепонки на пальцах?

Слайд19

Правильно – ещё одно сходство с уткой. Утконосы,  отлично плавают, а  рулем служит ему широкий и плоский хвост как у бобра.

 Слайд №20

Питаются утконосы насекомыми, ракообразными, лягушками, червями, улитками, рыбой ,  водорослями. Поймав пищу, он поедает её не сразу, а запасает в специальных защечных мешочках, как хомяк. Набрав необходимое количество еды, утконос выплывает на поверхность и, не выходя на берег, съедает ее.

– Чтобы отложить яйца утконос роет норку в земле, мастерит там из листьев  гнездо, отложив яйца,  мать  лежит, свернувшись вокруг яиц, греет их своим теплом.  Утконос – это яйцекладущее животное.

Повторим слово яйцекладущее животное.

Слайд № 21

Когда малыши появляются на свет, они слепые, как котята, без шерсти. Мать, лёжа на спине, малышей кладёт себе  на живот и вскармливает малышей молоком.  

Раз животное вскармливает детей своих молоком, значит эти животные называются  еще и млекопитающими!  Давайте повторим

Утконос является редким видом животных и занесён в Красную книгу.

Что это значит,-животное занесено в красную книгу?

-Утконосы живут на берегу  в чистых пресных реках, а они загрязняются людьми. Утконос боится шума. Поэтому испуганное животное долго не ест, не пьет.  По этой причине животное может погибнуть и его детеныши тоже. 

Как надо вести себя на природе?

Вот такую информацию я подготовила для вас.

А теперь подойдем к этому столу ( на столе лежат на каждого ребенка карточки с изображением географической карты  и фломастеры

Д/игра: «Найди Австралию»

Цель: ознакомление детей с географической картой и материком Австралии.

– А теперь ребята подойдите к этому столу

    КРОССЕНС-технология

В середине под цифрой 5 картинка утконоса, остальные квадратики заполняют дети карточками, которые совпадают по теме НОД

Цель: закрепление знаний о внешнем виде зверька и место его обитания.

 Из предложенных рисунков животных и т. д., дети должны выбрать только то, что касается зверька- утконоса

Слайд№22 со схемой для загадки.

Загадка. Составить самим загадку ( нарисовать схему по загадке. 

Он выходит из яйца,
Не похожий на птенца. Слайд
Клюв – утиный, Слайд

хвост – бобинный.
Кто же он? Пойми попробуй!
Кормит деток молоком!
Ты не слышал о таком?
Чтоб ходил, как крокодил.
По-кротовьи землю рыл.
С мехом, прочным на износ.
Имя зверю –... (Утконос).

РЕФЛЕКСИЯ:

1.Ребята, скажите, о ком мы свами говорили?

2.Что позволило нам узнать о чудном животном?

3. Зачем мы это делали?

4. Важно ли то, что вы сегодня узнали?

5. Для чего это может пригодиться в жизни?

6.Ребята, как вы понимаете слова «Млекопитающие» животные?

7. Как вы понимаете слово: «Яйцекладущие»

8. Какое задание было трудным?

9.Почему?

10. Какое  задание было легким?

11.Почему?

12. Так какой вывод  сделаем?  Кто такой утконос: зверь или птица?

13.Почему?

14.Понравилась ли тебе сегодняшняя встреча

15. Что интересного узнали?

16. Что вы расскажете родителям о нашей деятельности?

17. Что бы вы хотели узнать на следующей нашей встрече?

-Дети смотрят на карту.

-Потому что у него нос имеет форму носа утки.

– Утконос  покрыт коричневой, густой шерстью.

– Чтобы плавать.

Яйцекладущее животное

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ животные.

– Краснокнижные животные – это те животные, которые нуждаются  в защите.

– Не шуметь, не ломать ветки, не оставлять за собой мусор

Дети обводят каждый на своей карте материк Австралию

ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Как звери к зиме готовятся" для детей старшей группы

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Как звери к зиме готовятся" для детей старшей группы...