Проект «НЕ БУДЕТ НЕБА БЕЗ ПТИЦ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Алещенкова Наталья Владимировна

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Полученные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывают глубокий интерес к ней, расширяют знания, способствуют формированию пытливого характера и интересов. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Птицы"311.5 КБ

Предварительный просмотр:


муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Дубравушка» - детский сад № 31»

ПРОЕКТ

«НЕ БУДЕТ НЕБА БЕЗ ПТИЦ»

Автор проекта:

- воспитатель  МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад № 31» I квалификационной категории

Алещенкова Наталья Владимировна

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«Не будет неба без птиц»

Наименование

проекта

Проект «Не будет неба без птиц» подготовительной к школе группы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детский сад № 31»

Назначение

проекта

Проект подготовительной к школе группы МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад № 31» (далее - Проект) разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный  (октябрь 2016 г. – февраль 2017 г.)

Разработчик

проекта

- воспитатель Алещенкова Наталья Владимировна

Направление

проекта

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической  культуры

Тип проекта:   

Информационно - практический, творческий

Участники проекта:

Дети  подготовительной  к школе  группе, родители воспитанников,  воспитатели ДОУ

Возраст детей

 6-7 лет

Образовательная область:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

                                  Характеристика проекта:

По продолжительности:

Долгосрочный

По содержанию

Экологический

По доминирующей деятельности:

Смешанный, практико – ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески-игрового, познавательного, исследовательского проектов)

По характеру содержания:

Ребенок  + семья + природа

По количеству участников:

Коллективный (участвуют дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, узкие специалисты).

По характеру участию ребенка в проекте:

Ребенок - участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов:

Внутри  одной возрастной группы, в контакте с семьей

Актуальность темы.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды,  проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Полученные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывают глубокий интерес к ней, расширяют знания, способствуют формированию пытливого характера и интересов.  Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. 

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

В современном мире дошкольники редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Тема проекта «Не будет неба без птиц»  выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме, и  мы, взрослые, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: представления о птицах, их повадках и образе жизни 6-7 летних детей недостаточны.

Цель: создание условий для формирования у ребенка экологической культуры, гуманного отношения к живым объектам природы – птицам во взаимосвязи с их средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его миром природы.

Задачи

для детей

для педагогов

для родителей

  • познакомить детей с видами птиц, живущих в нашей местности в холодный период времени;
  • формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников;
  • освоение детьми трудовых умений и навыков по уходу за птицами;
  • воспитывать гуманное, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
  •  создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к  исследованию;
  • быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
  • поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
  •  в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, деля акцент на новизне каждого предложенного варианта;
  • поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка в ходе реализации проекта.
  • вовлекать родителей в педагогический процесс в ДОУ;
  • заинтересовать родителей природоохранной деятельностью;
  • довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам;
  • убедить родителей в важности совместной работы с детьми по охране окружающей среды: изготовление кормушек, посильная помощь детям в наблюдении и сборе информации о птицах.

Критерии эффективности проекта

Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и  расширения деловых и творческих контактов.  

Ожидаемые   результаты

для детей

для педагогов

для родителей

  • будут знать: названия зимующих птиц, особенности их внешнего вида, места обитания, пользу в природе;
  • будут уметь: составлять рассказы, читать стихи, определять птиц по внешнему виду, рисовать и лепить птиц;
  • будут воспитывать в себе бережное, заботливое   отношение к птицам.
  • организация на территории дошкольного учреждения природоохранной зоны для птиц;
  • повышение экологического сознания у всех участников проекта;
  • транслирование опыта работы по данной теме.

  • повышение экологического сознания у всех участников проекта;
  • активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.
  • Перспективно  - тематический план

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
  • Проведение итогового мероприятия «Мы – друзья природы».

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный. 

Введение в тему «Не будет неба без птиц» с использованием методики «Трех вопросов».  Задаются наводящие вопросы:

  • Ребята, поможем зимующим птицам?
  • Каких зимующих птиц  Вы знаете?
  • Как мы им будем помогать?
  • Что для этого нам нужно знать?
  • Где можно добыть нужную информацию?
  • Кто поможет нам узнать больше о зимующих птицах?
  • Как правильно кормить птиц?
  • Зачем нужны кормушки?
  • Что любят птицы?
  • Какая пища опасна для птиц?
  • Почему нужно кормить птиц?

Ответы детей фиксируются в Таблице

№ п/п

Что знают?

Что хотят узнать?

Как узнать?

1.

К нам в окошко стучала синичка.

Зачем она стучала?

Спросить у воспитателя.

2.

Птицам делают кормушки.

Чем кормить?

Спросить у мамы.

3.

У птичек разные по цвету перышки

Зачем много перышек?

Прочитать в книге.

4.

Голубей можно покормить из рук.

Какие птички не боятся людей?

Спросить у воспитателя.

5.

Птицы живут в лесу и городе.

Как птицы спят?

Прочитать в книге.

6.

На деревьях висят кормушки.

Из чего можно сделать кормушку?

Спросить у воспитателя.

На основе ситуативных высказываний детей планируем работу в центрах активности.

Центры активности

Центр книги

  • чтение стихотворений С. Михалков «Птичья столовая»;
  • чтение А. Яшина «Покорите птиц зимой»;
  • чтение В. Бианки «Синичкин календарь»;
  • составление рассказов по иллюстрации;
  • разучивания стихотворений Э. Булгакова «Синичка».

Центр творчества

  • изготовление памяток – листовок «Покормите птиц зимой»;
  • рисование «Птичий дом», «Птицы наши друзья»;
  • лепка «Птички зернышко клюют»;
  • коллективная аппликация «Птичье кафе»;
  • конструирование, оригами «Птицы прилетели».

Центр игры

  • словесная игра «Назови зимующих птиц по описанию»;
  • дидактическая игра «Угадай, какая птица поёт»;
  • сюжетно ролевая игра «Лесная школа», «Больница птиц».

Музыкально – театрализованная деятельность

  • слушание музыки с голосами птиц;
  • инсценировка «Птичкам холодно зимой», «Скворец и воробей»;
  • кукольный спектакль «Прилетайте птицы к нам».

Центр физического развития

  • подвижная игра «Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом», «Гуси-лебеди»;
  • пальчиковая игра «Где обедал воробей?»;
  • хороводные и народные игры.

II  этап – практический.

Перспективный план проекта.

Месяц

Содержание работы

Октябрь

  • Занятие «Осенние заботы птиц»
  • Беседа «Птицы – наши друзья»
  • Чтение стихотворения С. Михалков «Птичья столовая»
  • Пальчиковая игра «Где обедал воробей?»
  • Дидактическая игра «Подбери птичке перышко»
  • Конструирование, оригами «Птицы прилетели»
  • Изготовление памяток – листовок «Покормите птиц зимой»
  • Просмотр презентации «Птицы нашего города»
  • Консультация для родителей «Как сделать кормушку для птиц»

Ноябрь

  • Занятие «Зимующие птицы»
  • Экологическая беседа «Кто от зимы не улетает»
  • Словесная игра «Назови зимующих птиц по описанию
  • Чтение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
  • Прослушивание аудиозаписи голоса птиц
  • Рисование «Птичий дом»
  • Кукольный спектакль для детей младшей группы «Прилетайте птицы к нам»
  • Конкурс на лучшую домашнюю столовую
  • Выставка из природного материала «Чудо – птица» (участники: дети, родители)

Декабрь

  • Занятие «Как узнать птиц?»
  • Беседа «Птичья столовая»
  • Дидактическая игра «Угадай какая птица поёт?»
  • Чтение В. Бианки «Синичкин календарь»
  • Выбор места для кормушек
  • Выставка кормушек, изготовленных совместно с родителями – «Ярмарка кормушек»
  • Организация праздника «Открытие птичьего кафе» (вывешивание кормушек)
  • Исследовательская деятельность «Почему птицы могут летать?»
  • Лепка «Птички зернышко клюют»
  • Создание дневника наблюдений, за поведением птиц на кормушках
  • Фотовыставка «Птицы нашего города». Совместная деятельность детей и родителей.

Январь

  • Занятие «Покормите птиц зимой»
  • Беседа «почему нельзя выбрасывать хлеб»
  • Составление рассказов по иллюстрации
  • Дидактическая игра «Помоги найти маму»
  • Составление «Рецептурной книги» кормов для птиц
  • Коллективная аппликация «Птичье кафе»
  • Экологическая акция «С каждого по зернышку»
  • Анкетирование родителей «Как ты помогаешь птицам»

Февраль

  • Занятие - путешествие в зимний лес
  • Экологическая беседа «Не будет неба без птиц»
  • Сюжетно ролевая игра «Больница птиц»
  • Разучивание стихотворения Э. Булгакова «Синички»
  • Инсценировка «Птичкам холодно зимой»
  • Фоторепортаж «Как мы помогали птицам»

На территории ДОУ было развешены 14 кормушек, изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок. В период реализации проекта  проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц.
  • Наблюдение за их поведением.
  • Использование разных кормов.
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали поодиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения проекта к кормушкам прилетали:

  • Синицы – 270;
  • Снегири – 9;
  • Воробьи – 63;
  • Вороны – 2;
  • Голуби – 5;
  • Свиристели – 2;
  • Сороки – 2;
  • Сойки – 6;
  • Дятлы - 2.

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму.
  • Как различить птиц по окраске.
  • Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее.
  • В ветреные дни птицы не прилетают.
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало.
  • Воробьи, голуби  прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – поодиночке.
  • Кормушку посетили 9 видов птиц.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

III этап – заключительный.

1.Выставка детских рисунков.

Девиз выставки:

Мы – спасатели пернатых.

Помогаем птицам жить,

Будьте добрыми ребята!

Железногорским птицам быть!

2.Викторина «Мы – друзья природы».

3. Выставка «Лучшая кормушка для птиц!»

4. Итоги реализации проекта.

В ходе работы над проектом у детей расширился познавательный интерес о зимующих птицах. Сформировались конструктивные навыки в творческих и развивающих играх. Проявилась заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период. У детей появилась гордость за внесенную частичку своего труда в общее дело, способствующая улучшению экологической обстановки на территории и вокруг детского сада.

Дети научились анализировать, решать проблему и принимать решения. Родители были незаменимыми помощниками в проектной деятельности, активно участвовали в конкурсах, фотовыставках, изготовлении кормушек. Педагоги способствовали активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений и организации познавательной исследовательской деятельности. В заключении хочется отметить, что детям стоит показать изнутри удивительный экологический мир, и они навсегда его полюбят, будут ценить и помогать. Главное, что все наши воспитанники точно знают, что не должно быть неба без птиц, а лесов без гвалта, пения и щебетания.

Приложение № 1

Дневник

наблюдений за птицами на кормушках

Автор проекта:

- воспитатель  МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад № 31» I квалификационной категории

Алещенкова Наталья Владимировна

…Нет таких магазинов, где торговали бы друзьями. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, научись дружить со мной, покорми меня.

Антуан Сент-Экзюпери

Птицы… Простое маленькое серенькое чудо, у которого так стучит сердечко, если вдруг не посчастливится оказаться в чьих-то руках. Невозможно представить пустое молчаливое место. Нам ужасно жить без них. А каково им среди нас?

Ой, птицы! Как холодно

В воздухе им

Поможем ли мы

Беззащитным таким!

Поможем! Их надо кормить

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Чтобы помочь зимующим  птицам необходимо их подкармливать в суровое время холодной зимы.

Цель нашей работы с детьми – развитие экологического мышления, творческого воображения, наблюдательности с опорой  на знания, полученные в разных видах деятельности  и совместный опыт детей и взрослых.

Наблюдение за птицами.

Наблюдения за птицами мы проводили на трёх участках. Одни кормушки были повешены у окна группы. Мы сразу могли видеть посетителей кормушки. Другие кормушки разместили на территории группового участка. Это очень удобное окружённое каштанами место для наблюдений. На этих деревьях птицы находят естественный корм и корм на кормушках. Ещё одну кормушку повесили на дерево при входе в детский сад. Остальные кормушки дети развесили у своих домов совместно с родителями на балконах. Дети кормили их и наблюдали за ними.

Виды кормушек.

Мы изготовили кормушки для птиц из самых различных материалов. Для синиц изготовили кормушку из-под бумажного пакета, на одной из сторон которого вырезала окошко прямоугольной формы. У кормушки из бутылки сделала овальное отверстие. Для того, чтобы птички не резали себе лапки, грани, которые появились в результате разрезания бутылки заклеила прозрачной изолентой. При  входе в ДОУ мы повесели кормушку из дерева, резную. На крыше птичьего домика нарисованы красками синички.

Виды птиц, посещающих кормушки.

Первыми гостями у нас были синички. Зимой им трудно добывать корм. Как были рады дети, когда увидели на их кормушке первую синичку. Сколько было огорчений после улета птички. Кормушку при входе в детский сад посещали воробьи. Мы с детьми обратили внимание, что воробьи не такие тихие, как синички, а наоборот шустрые. Прилетают стайкой. Пугливые, немного нагловатые.

Птичка - невеличка

Ходить не умеет.

Сделает один шажок,

А получается только прыжок.

Для обитателей наших кормушек мы делаем обильные угощения. Дети оставляли кусочки батона, печенья для своих новых друзей. Родители с радостью откликнулись и приносили корм для наших птичьих «столовой». Мама Кирилла В. принесла пшено, папа Сони В. из деревни привез пакетик пшеницы. Семечки подсолнуха – Полина П.. Никто не остался в стороне. Детям было вдвойне радостно, что их мамы и папы проявляют заботу к их маленьким пернатым друзьям. Мы наблюдали за синицами, воробьями, голубями. Птицы посещали кормушки в течение всего светлого дня. Погодные условия так же влияют на посещаемость кормушек. Свои наблюдения заносили в таблицы, из которых видно, что в морозные дни птиц на кормушках было больше, чем в дни оттепели.

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем городе Железногорске зимуют больше синиц, воробьев, снегирей.

2. Оптимальными условиями для зимовки птиц являются наличие различных видов деревьев и кустарников и постоянная подкормка.

3. Птицы посещают кормушки в течение светового дня.

4. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки.

6. Сытой птице мороз не страшен.

Можно сказать:  спешите, кормите! Но часто призывы к действию бывают бесполезны. Разве можно по заказу научиться любить. Но верится: в душе каждого заложено – быть настоящим человеком, уметь любить. Подумайте. Птицы ждут нашей помощи.

Таблица 1

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий

в декабре 2016 года

Дата

Температура воздуха, Со

Количество птиц

Какие птицы прилетают на кормушки

Первая кормушка

Вторая кормушка

Третья кормушка

1.12

2.12

3.12

4.12

5.12

6.12

7.12

8.12

9.12

10.12

-3

4

Синицы - 2

-

Воробьи - 2

11.12

-4

4

-

-

Синицы - 4

12.12

-3

4

Воробьи - 2

Синицы - 2

-

13.12

-4

8

Синицы - 4

Воробьи -2

Синицы - 2

14.12

-2

12

Синицы - 4

Воробьи -2

Синицы - 4

Синицы - 2

15.12

-1

9

Синицы - 4

-

Синицы - 5

16.12

-3

5

Воробьи - 2

Синицы - 3

-

17.12

-1

4

-

-

Синицы - 4

18.12

-5

-

-

-

-

19.12

-2

2

-

Воробьи - 2

-

20.12

-5

-

-

-

-

21.12

             -5

-

-

-

-

22.12

-3

4

Синицы - 4

-

-

23.12

-3

4

-

-

Синицы - 4

24.12

-8

5

-

Воробьи - 1

Синицы - 4

25.12

+2

-

-

-

-

26.12

-2

12

Синицы – 4

Синицы - 4

Синицы - 4

27.12

-2

14

Синицы – 4

Синицы – 4

Воробьи - 2

Синицы – 4

28.12

-5

-

-

-

-

29.12

-6

2

Воробьи - 2

-

-

30.12

-5

16

Воробьи - 4

Синицы - 4

Синицы – 4

Синицы - 4

31.12

-7

12

Воробьи - 4

Синицы - 4

Синицы - 4

Итого: 121 птица

Таблица 2

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий

в январе 2017 года

Дата

Температура воздуха, С0

Количество птиц

Какие птицы прилетают на кормушки

Первая кормушка

Вторая кормушка

Третья кормушка

1.01

-3

9

-

-

-

2.01

0

14

-

-

-

3.01

-1

15

-

-

-

4.01

-3

12

-

-

-

5.01

-1

9

-

-

-

6.01

-6

11

-

-

-

7.01

-12

4

-

-

-

8.01

-11

-

-

-

-

9.01

-9

-

-

-

-

10.01

-6

14

Синицы-4

Дятел-1

Синицы-3

Синицы-4

Вороны-2

11.01

0

12

Свиристель - 1

Воробьи-4

Синицы-4

12.01

0

3

Синица-1

-

Сойка-2

13.01

              0

5

Синица-4

Воробьи-1

-

14.01

-4

10

Синицы-4

Воробьи-2

Синицы-4

15.01

-5

3

Снегирь - 1

-

-

16.01

-7

-

-

-

-

17.01

0

5

-

-

Синицы-4

Дятел-1

18.01

-1

8

Синицы-4

-

Синицы-4

19.01

0

-

-

-

-

20.01

-1

6

Синицы-4

-

Воробьи-2

21.01

-4

10

Воробьи-2

Синицы-4

Синицы-4

22.01

-13

11

Синицы-4

Воробьи-3

Синицы-4

23.01

-10

6

Синицы-4

-

Воробей-2

24.01

-2

9

Синицы-4

Воробьи-1

Синицы-4

25.01

-9

17

Снегири – 2

Синицы-4

Синицы-4

Сойки-2

26.01

-12

8

Свиристель - 1

-

Синицы-4

27.01

-12

7

Голуби – 2

Синицы-3

-

28.01

-13

5

Воробьи-2

-

Синицы-3

29.01

-9

-

-

-

-

30.01

-12

-

-

-

-

31.01

-12

-

-

-

-

Итого: 124 птицы

Таблица 3

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий

в феврале 2017 года

Дата

Температура воздуха, С0

Количество птиц

Какие птицы прилетают на кормушки

Первая кормушка

Вторая кормушка

Третья кормушка

1.02

-7

5

Синицы-2

-

Синицы-3

2.02

-4

-

-

-

-

3.02

-4

8

Синицы-4

-

Синицы-4

4.02

-5

2

-

Воробьи-2

-

5.02

-10

2

Синицы-2

-

-

6.02

-13

-

-

-

-

7.02

-16

4

Синицы-2

Воробьи-2

-

8.02

-19

14

Синицы-4

Голуби - 2

Синицы-4

Сойки-2

9.02

-11

6

Синицы-2

Снегири - 3

Синицы-2

10.02

-2

4

Синицы-2

-

Синицы-2

11.02

-1

-

-

-

-

12.02

-1

4

Синицы-4

-

-

13.02

-5

2

-

Синицы-2

-

14.02

-1

-

-

-

-

15.02

-2

2

-

Синицы-2

-

16.02

-6

4

Синицы-2

-

Синицы-2

17.02

-2

4

-

Воробьи-2

Синицы-2

18.02

-2

5

Синицы-3

Воробьи-3

-

-

19.02

-1

10

Синицы-4

Воробьи-2

Синицы-4

Вороны-2

20.02

0

12

Синицы-4

Воробьи-4

Синицы-4

21.02

0

5

-

Сорока-1

Синицы -4

22.02

+3

1

-

-

Воробьи -1

23.02

+3

2

-

-

-

24.02

+2

3

Синицы-2

-

Сорока-1

25.02

+2

1

Синицы-1

-

-

26.02

0

3

-

Синицы-2

Воробьи -1

27.02

+1

6

Синицы-4

-

Голубь – 1

28.02

+4

6

Воробьи-2

Синицы-2

Синицы-2

Итого: 116 птиц

Приложение 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Название  НОД

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми по теме:  «Мы – друзья природы».

Целевая группа

Воспитанники подготовительной группы, родители

Цель

Формирование у ребенка экологической культуры, гуманного отношения к живым объектам природы – птицам во взаимосвязи с их средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его миром природы.

Задачи, направленные на достижение  целевых ориентиров дошкольного образования

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • познакомить детей с видами птиц, живущих в нашей местности в холодный период времени;
  • формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • освоение детьми трудовых умений и навыков по уходу за птицами.
  • развивать исследовательскую деятельность дошкольников;
  • развивать и активизировать словарь по теме птицы;
  • совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.
  • воспитывать гуманное, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Новизна и оригинальность разработки

1. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Тема НОД «Мы – друзья природы»  выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме, и  мы, взрослые, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

2. НОД разработана на основе интеграции образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Предварительная работа

  • Проведение цикла наблюдений за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц, чтение стихотворений о птицах, прослушивание аудиозаписей, рисование птиц, аппликация.

Оборудование

Оборудование: аудиозаписи, мультимедийныйй проектор, иллюстрации, изображающие различных птиц, ноутбук, экран, презентация, аудиоцентр.

Обогащение и активизация словаря:

По теме «Птицы»

Список литературы

  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  • Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
  • Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.

Ожидаемые результаты

  • У дошкольников сформируется представление о зимующих и перелетных птицах, особенностях их внешнего вида, места обитания, пользу в природе.
  • Дети приобретут опыт работы в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров.
  • Обогатится  активный словарь детей по теме «Птицы».
  • Дошкольники   научатся вступать в диалог, строя свои высказывания с опорой на личный опыт.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Мотивация.

Воспитатель: Уважаемые родители, ребята, сегодня я предлагаю вам поучаствовать в викторине.

Вы знаете, что это такое?

Ответы детей  (викторина- это игра, это когда задают вопросы).

Воспитатель: Да, верно, викторина- это игра, где  участники отвечают на вопросы, по какой-нибудь общей теме. Тема сегодняшней викторины - «Мы  - друзья природы».

Сегодня на нашем мероприятии речь пойдет о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете. (Звучит фонограмма птичьего пения).

Конечно, вы догадались, что речь пойдет о птицах.

Разделитесь на две команды, чтобы участников было поровну, придумайте своей команде название /«Синицы» и «Воробьи»/.  За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Команды готовы? Начинаем игру!

2. Конкурсные задания.

1 конкурс «Птичьи вопросы» /презентация/.

Воспитатель: 

Команде «Синицы»:

а) каких птиц, зимующих у нас в Курской области, вы знаете? (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь);

б) какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви);

в) назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка);

г) У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их и сказку («Гуси-лебеди»).

Команде «Воробьи»:

а) назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки и гуси);

б) какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие);

в) любимое лакомство синиц (сало);

г) какие птицы стали героями балета? Назовите этот балет и композитора (лебеди, «Лебединое озеро», Чайковский).

2 конкурс: Дидактическая игра «Распредели птиц по месту обитания» /презентация/.

Воспитатель:

- Послушайте внимательно следующее задание: каждая команда должна расселить птиц по месту обитания.

- У нас на столах лежат иллюстрации птиц и названия мест их обитания. Я буду вызывать по одному ребёнку из команды, который должен поселить птицу в свою среду. За каждый правильный ответ, участник получит фишку в копилку своей команды.

Лес: глухарь, тетерев, поползень, клёст, дятел, филин, сова.

Водоёмы: утки, лебеди, гуси, цапли.

Город: синица, воробей, ворона, голуби.

Горы: орлы, ястребы.

- Молодцы, обе команды справились с заданием.

3 конкурс: Словесная игра «Правда – неправда».

Воспитатель:

- Теперь присаживайтесь на свои места, вас ждет следующее задание. Игра называется «Правда-неправда». Каждой команде я буду задавать вопрос, и если команда отвечает правильно, то получает фишку в свою копилку.

1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да)

2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да)

3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)

4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)

5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)

6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)

7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)

8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)

9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)

10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)

11. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?

12. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)

13. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да)

14.Правда ли, что у павлина красивый хвост, но некрасивый голос? (да)

4 конкурс: Моделирование «Сложи птицу!» /презентация/.

Воспитатель:   

На столах лежат детали частей тела птицы, из которых команды собирают птицу.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили?

Команда № 1: Сорока.

Команда № 2:  Дятел.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Команда:  Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем: для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С заданием справились.

5 конкурс: Работа с пословицами.

Воспитатель:  Каждой команде дается время для обсуждения пословицы. Дети с родителями  из команды должны объяснить ее смысл. Жетон команде дается за правильное рассуждение.

1.Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

2. Всякая птица тепло ищет.

6 конкурс: Подвижная игра «Скворцы и кошка».

Под музыку скворцы (в наголовниках) летают по залу, а кошка дремлет в сторонке. По окончанию музыки кошка ловит скворцов, а они летят в домики-обручи, но занимать домики только по двое. Скворцов больше на два, их ловит кошка. Игра повторяется.

3. Итог занятия /рефлексия/.

Воспитатель: Ребята, вы так много знаете о птицах. Сегодня мне показали хорошие знания. Я все время задумываюсь о том, зачем они нам? Может вы мне ответите на вопрос? (приносят пользу)

Т. Евдошенко «Берегите птиц» /читают родители/.

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

- Конечно, птицы приносят много пользы для окружающего мира. Они не дают погибнуть растениям, потому что питаются личинками, мошками, которые поедают растения. А нам с вами растения необходимы, так как дают чистый воздух. Поэтому птиц нужно беречь. Как мы можем это сделать? (кормушки, скворечники, подкармливать их). Правильно и они вас обязательно вознаградят своим прекрасным пением.

Воспитатель подводит итоги викторины. Сюрпризный момент.

Список  литературы

  1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
  2. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 2. - С. 34-39.
  3. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение , 1993. - 128 с.
  4. Корзун А. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 4. - С. 28-35.
  5. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 8. - С. 17-19.
  6. Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
  7. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "И небо без птиц- не небо"

Интегрированное занятие "И небо без птиц- не небо, и море без рыб- не море, и земля без зверей- не земля"проводилось в подготовительной к школе группе. В занятии использованы загадки, стихотворный тек...

Сценарий совместного с родителями спортивного досуга «Пусть же мирным будет небо!»

Спортивный досуг для детей старшей группы с участием родителей, посвящённый Дню Победы. Проводится в зале. Действующие лица: 2 ведущих (взрослые), Василий Тёркин (можно ребёнок)...

Презентация к проекту "Не будет хлеба, не будет и обеда"

Цель:·познакомить детей со злаковыми растениями;·дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека;·познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в стари...

Краткосрочный проект «Ходит в небе солнышко»

Срок реализации: 1 день.Участники: дети младшей разновозрастной группы, воспитатель.Вид: краткосрочный, познавательно-творческий, групповой.Цели и задачи: Закрепить понятие о времени года и ...

Проект "Посмотри на небо"

Проект  «Загадочный космос»для детей старшего дошкольного возраста Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Продолжительность: среднесрочный (1 месяц).Учас...

Проект: «Взлетают в небо птичьи стаи»

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность этого, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Оздоровительное и воспитател...