Духовно - нравственное воспитание дошкольника
статья по окружающему миру (средняя группа)

Дорофеева Татьяна Егоровна

В статье указано аспекты духовно - нравственного воспитания дошкольника и представлено планирование по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Автор: Дорофеева Татьяна Егоровна

Должность: Воспитатель Учреждение: МБДОУ "Детский сад №79

«Мальчиш - Кибальчиш»" г. Северодвинск

Как говорил А.С. Макаренко : « воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и как вследствие дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».

Согласно ФГОС ДО в центр воспитания поставлен гуманистические принципы образования, направленные на свободное развитие личности, толерантности, приоритет общечеловеческих ценностей. Почему же так важно сегодня обратить внимание именно на духовно-нравственное воспитание наших детей? Потому что самое страшное, что может погубить наше общество – это разрушение человеческой личности. Высокий уровень детской преступности, агрессивность и жестокость, доминирование материальных ценностей над духовными, разрушение института семьи, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия ведёт к тому, что у детей складываются искажённые представления о добре и зле, милосердии, справедливости, патриотизме и гражданственности. Ранняя интеллектуализация также не способствует духовному развитию, т.к. у детей складывается представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально - чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр снижает интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, к нашей культуре.

Как же сделать так, чтобы современные дошкольники не превратились в потерянное поколение, в людей с эмоциональной, волевой и духовной незрелостью? Ответ на этот вопрос прост – всё начинается с детства. Ребёнок не рождается злым или добрым, агрессивным и жестоким. Самое важное в воспитании ребёнка - это питание его души. Как утверждал В. А. Сухомлинский, «любовь к ребенку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя, как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Нельзя познать ребенка, не любя его». В. А. Сухомлинский создал уникальную систему воспитания нравственного, духовного «настоящего человека». Он практически показал путь влияния на самую утонченную сферу духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования через воспитание совести, силы духа, ответственности и долга.

Что значит: Духовно- нравственное? От слова – душа, и нрав. Что мы вложим в его душу, такой нрав и получим. Будем сеять: «разумное, вечное, доброе», получим добронравие. Ничего не вложим в его душу, получим бездуховную личность, посеем зло – и результат не заставит себя ждать. Только объединив усилия общество, семья и педагоги могут выполнить цель: воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Согласно этой цели, мы в нашем ДОУ решаем следующие задачи, направленные на духовно – нравственное воспитание детей.

Тематический план по формированию духовно – нравственных качеств у дошкольников. 

Чтение художественной литературы

Цель: Создать условия для проявления ребёнком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств. Например, слушаем сказки

Мероприятия

Задачи

1)Чтение сказок: Колобок, Морозко, Курочка Ряба, Золушка, сказки Чуковского, Ершова. Русские- народные сказки «Сказка о Иване Церевиче и Сером Волке, «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Кот, петух и лиса», «Петушок – золотой гребешок», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» и др

 Сказка — самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль cказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве. Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень краcочно рисовал борьбу cил зла и добра в cказках. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, cказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло. Благодаря сказке дети cпособны познавать мир не только умом, но и всем cердцем выражать свое отношение происходящему. Они узнают, что такое хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Герои cтановятся образцами поведения, отождествления. После прочтения сказок мы беседуем с детьми, даём нравственную оценку поступков героев, ставим себя на их место и предполагаем, как бы мы себя

2) Беседы на нравственные темы Цель: углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений

повели в данной ситуации. Сказки помогают формировать чувство отзывчивости, доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать чувство коллективизма, формируют у детей представления о добрых и плохих поступках, заботе, взаимопомощи, взаимовыручки, Сказка также раскрывает ценность послушания, верности, порядочности, находчивости, смелости в отношениях между близкими людьми.

Беседа «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем»

формировать чувство отзывчивости, доброжелательное отношение друг к другу. Учить разрешать конфликты без драки

Беседа «Давай помиримся»

Побуждать детей не держать зла друг на друга, а уметь находить компромисс и мириться.

Беседа «Старших слушай, младшим помогай»

Формировать чувство отзывчивости, доброжелательное отношение друг к другу. учить детей употреблять слова благодарности в отношениях на заботу окружающих или при обращении с просьбой

Беседа «Доброжелательность»

Продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

Беседа «Урок дружбы»

познакомить детей с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам

Беседы «Взаимопомощь»

Формировать чувство отзывчивости, доброжелательное отношение друг к другу. учить детей употреблять слова благодарности в отношениях на заботу окружающих или при обращении с просьбой

Обсуждение пословиц: «Сам погибай, а товарища выручай»

Воспитывать чувство коллективизма, взаимоотношений, продолжать формировать у детей представления о добрых делах, которые им самим пришлось совершать

3) Оптимальным для формирования представлений об исторической, культурной традиции народа является также, на мой взгляд, проведение сезонных музыкально – игровых праздников. 

Цель: Формируем познавательный интерес к традиция своего народа.

Осенью - «Капустница», «мама – солнышко моё», Зимой — «Новый год», «Масленица»; Весной— «Наши любимые», «Масленица», «Праздник птиц», «Пасха», военно - патриотическая игра: «Зарничка», мероприятие ко Дню защитника отечества, посвящённое 9 Мая.

Праздники выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой сотрудничества педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием. Воспитывают в детях чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину

Воспитания патриотических чувств.

Цель: Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания любви к своей малой Родине, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

Знакомство с историей своего города мы начали с виртуальной экскурсии по улицам и достопримечательностям Северодвинска. В группе создали проект,  где дети познакомились с жизнью людей в городе, увидели старинные предметы, которые использовали в прошлых веках и тд.

Воспитываем любовь и уважение к Отчизне, её народу, культуре, истории, святыням, фольклору, к своей малой Родине,. Эту задачу мы решаем, опираясь на энто – культурный компонент основной образовательной программы. Так, например, воспитывая толерантное отношение ко всем народам, проживающих в нашей республике, мы воплотили в жизнь проект: «Край родной свой знай, люби и уважай». Основной упор мы делали на воспитании уважения и любви к самобытной культуре народа коми, его языку, костюмам, музыке. Воспитанники знакомятся с традиционным укладом жизни предков, чувствуют сопричастность к традициям нашего народа.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение

- консультации - «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»; - беседы - «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»; -родительские собрания - «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»; -использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки». Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс: - ко дню Защитника Отечества проводим культурный досуг «А ну-ка Папы!» - Ко дню матери проводили утренник «Мама – солнышко мое!» - участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.

Организация практических ситуаций Цель: побуждать детей следовать нравственным нормам в своем поведении развивать доброжелательность во взаимоотношениях детей, учить согласовывать свои интересы с желанием других

Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада

Ситуация «Новенькая» (обсуждается проблема как отнестись к новенькой девочке, разыгрывается сценка « к нам новая девочка в садик пришла, дети предлагают решения

Учить устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять внимание и сочувствие

Ситуация «Ледянка» (на прогулку выносят одна ледянка на всех. Как поступить по справедливости? Дети вносят предложения)

Учить находить правильное решение, разрешить конфликт, устанавливать дружеские взаимоотношения и приходить к общему решению

Ситуация «Автобус» (несколько детей претендуют на роль водителя, назревает конфликт, вместе с воспитателем идет поиск проблемы с позиции «правил дружных ребят»)

Закреплять правила принятия справедливого решения, устанавливать дружеские взаимоотношения и приходить к общему

Ситуация «Карандаш» (на занятии по рисованию обнаруживается, что у двух детей не оказалось карандаша определенного цвета, без которых невозможно выполнить рисунок по заданной теме. Возникает проблема как поступить?)

Побуждать детей проявлять заботу о сверстниках, активно искать способы оказания помощи, находить конструктивное решение

Ситуация «Мой друг» (дети по очереди описывают своего друга, внешность, характер, его увлечения и достижения, любимые совместные дела. Остальные дети должны догадаться о ком идет речь)

Уметь видеть и рассказывать о положительных качествах и поступках своих друзей,

Самостоятельные сюжетно ролевые игры по предложению воспитателя на выбор

 Цель: развивать умение: оценивать свои поступки и поступки товарищей, побуждать детей к проявлению внимания к трудностям сверстника, учитывать не только свои интересы, но и интересы других детей. Развивать умения сотрудничества, дружеского взаимодействия и взаимопонимания со сверстником в совместной деятельности. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Учить вживаться в исполняемые роли во время игры.

Сюжетно ролевая игра «Больница»- воспитывается отзывчивость, доброжелательность к сверстникам, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, формируются способы содействия, умение предложить свою помощь другим людям. В работе с детьми по формированию внимательного отношения к другому человеку, оказанию ему помощи,

Вызвать у детей интерес к профессии врача, воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения между сверстниками

Правила дорожного движения

Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации,

Сюжетно ролевые игры: «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Библиотека», «Магазин супермаркет», и т.д

Развивать умение: оценивать свои поступки и поступки товарищей, побуждать детей к проявлению внимания к трудностям сверстника, учитывать не только свои интересы, но и интересы других детей. Развивать умения сотрудничества, дружеского взаимодействия и взаимопонимания со сверстником в совместной деятельности. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Игры

Конструирование: Строительная игра «Набережная», «Параход», «Улица», «Магазины»,

Развивать умения работать коллективно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую работу будет выполнять; помогать друг другу при необходимости. Развивать коллективные взаимоотношения между детьми посредством создания общего замысла постройки. Формировать дружеские взаимоотношения.

Строительная игра : «Гараж для машины»

Умение договариваться между собой, поддерживать доброжелательные взаимоотношения и достигать взаимопонимания в условиях совместной строительной игры, принимать общую цель

Игра драматизация: «В гости к друзьям», «на дне рождения друга/подруги»,

Формировать дружеские взаимоотношения, способность понимать эмоциональное состояние другого

Игры подвижные: «Вместе», «Вспомним имена своих друзей» и др.

Вовлекать в игровое общение и взаимодействие со сверстником, устанавливать дружеские взаимоотношения

Какие же планируемые результаты мы будем ожидать? Несомненно, работа по духовно – нравственному воспитанию – это работа на перспективу. Очень сложно оценить результаты сразу. Мы только закладываем зёрнышки добра и любви, а всходы появятся через несколько лет. Но всё же целенаправленная работа видна в следующих результатах: дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.

 И в заключение хочется сказать о том, что воспитание духовно – нравственных качеств личности должно проходить во всех образовательных областях, оно немыслимо без интеграции, без сотрудничества всех взрослых, педагогов, которые находятся с ребёнком. Воспитание ребёнка происходит ежеминутно, ежечасно. Каждое наше слово, поведение, поступок воспитывает, приносит или пользу, или же непоправимый вред. Об этом надо помнить всегда, надо не просто говорить о духовности и нравственности, а быть такими на самом деле.

 Список литературы:

1. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Издво МГУ, 1982. - С. 161-165

2. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общ. ред. Г. А. Дубровский. Изд. 3-е. - М.: Дет. лит., 1989. - 238 с

3. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника.– М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.

4. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Пед. соч.:В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. – С. 27-58.

5. Янушкявичене О. Л. Духовное воспитание: история и современность. - М.: «ПРОПРЕСС», 2009. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...