"Обыкновенные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Толстихина Нина Сергеевна

"Обыкновенные камни" - конспект занятия в старшей группе. Целью занятия является познакомить детей с различными видами камней, их свойствами. На занятии дети проводят опыты, делают выводы, наблюдают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyknovennye_kamni_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная  деятельность в старшей группе

Тема: Эти обыкновенные необыкновенные камни.

Образовательная область «Познание».

Интеграция «Здоровье», «Музыка», «Коммуникация»

Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.

Задачи:

  • научить различать виды камней по их внешним признакам;
  • доказать свойства камней экспериментальным путем;
  • развивать исследовательские навыки;
  • совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;
  • развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах;
  • содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
  •  проводить профилактику утомления детей на занятии;
  • обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Оборудование: кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, таблички с названиями «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория», 2 коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень. Все материалы раскладываются на столы заранее

  1. Сообщение темы занятия.

 Дети стоят полукругом.

Воспитатель. Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы — в ученых. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем делать.

Слушайте внимательно:

В серёжках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

0и  может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой — одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень.)

Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях.

  1. Актуализация знаний с опорой на воображение и  индивидуальный жизненный опыт.     Воспитатель. Но сначала пройдите, пожалуйста, на  ковер, ложитесь, закройте глаза и расслабьтесь. Сейчас я включу музыку. Вы будете ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка.

Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Какой там был берег: покрытый песком или камнями? Вы рассматривали камешки? Дети отвечают.

Сегодня мы вместе внимательно рассмотрим разные камни, и, думаю, узнаем о них кое-что интересное

3. Поисково – исследовательская деятельность. Виды камней

Воспитатель. Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию, садитесь за столы.

(Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подкосы с камнями, салфетки.)

- Ребята, эта исследовательская лаборатория, а вы — ученые-исследователи. Исследовать вы будете разные камни. Начнем с морских. Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.

Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями, При необходимости корректирую ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами.

- Какие они? Какой формы?

Дети отвечают.

- А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?

(Камни гладкие, разной формы — овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета).

Воспитатель. Почему они такие?

- Да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими — без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

(Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).

Воспитатель. Так чем же морские камни отличаются от речных?

4. Оздоровительный момент

Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни».

Воспитатель. Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру. Мы разделимся на две команды: «Морские камни» и «Речные камни». Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные — в одинаковом количестве. По моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камешки и кладет их в свою коробочку, а команда «Речные камни» выбирает речные камешки и несет их в свою коробочку. Игра продолжится до тех пор, пока все камни не окажутся в коробочках..

Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием.

5. Экспериментирование: Свойства камней.

Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него.

- Теперь мы — ученые-экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму?

- Верно, нет. Почему?

( Он твердый).

Воспитатель. Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим.

Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?

(Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень.

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень?

Дети отвечают.

- Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Воспитатель. А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами емкость с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет?

Дети. Дерево плавает.

Воспитатель. А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?

Дети. Камень тонет.

Воспитатель. Почему?

Д е т и. Он тяжелее воды.

Воспитатель. А почему плавает дерево?

Дети. Оно легче воды.

Воспитатель. Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он?

 Дети. Мокрый.

Воспитатель. Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?

Дети. Цветом, мокрый камень темнее.

Воспитатель. Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней.

6. Закрепление знаний

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно — неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя — он твердый». Я буду играть роль «стрелки» — с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать: Камень тонет в воде.

Камень прозрачный как стекло.

Гвоздь нельзя забить в камень.

Камень легкий как вата.

Мокрый камень отличается по цвету. Он темнее.

Камень легко разбить как стекло.

Камень можно растянуть как резинку.

Поверхность морского камня гладкая, а речного — шершавая.

Из камня можно лепить как из пластилина.

Камень не плавает в воде как дерево.

Камень можно порвать как бумагу.

Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы!

7. Итог

Воспитатель. На этом мы не заканчиваем изучать камни, В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в жизни, и своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну а сегодня вам понравилось работать в лабораториях? Вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождениемКонспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопрово...

ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЕ И НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАМНИ

Задачи: Уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине). Познакомить со способами использования камня человеком (в ст...

"Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

Занятие-экспериментирование....

"Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

Познакомить детей со свойствами камней...

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...

Картотека "Эта обыкновенная - не обыкновенная газета"

Нестандартное оборудование  - повышает у детей интерес к занятиям физической культуры,  позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Эти обыкновенные необыкновенные камни".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....