Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Школа волшебников".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Бурова Лариса Анатольевна

Создание условий, способствующих развитию у детей позщнавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Школа волшебников»

 

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Словарная работа: волокна, грифель, белок казеин.

Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, стакан с молоком и подсолнечным маслом, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

 


Ход занятия

Волшебник:

- Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в школу волшебников. А вы хотите стать волшебниками? Ответ детей.

Тогда вам нужно внимательно меня слушать и всё правильно выполнять. Вы готовы?

Волшебник:

  Начнем мы  с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов. Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Загадки:

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

 

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

 

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

 

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

 

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

 

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут...

Андрей Ширшиков.

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

  Опыт № 1 «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками.

Волшебник:

- Спасибо Фее цветов!

Ребята, а кто мне скажет почему цветы распустились?. ( в воде бумага намокает и цветы распускаются)

Что, ж продолжим путешествие.

А сейчас мы пройдем в лабораторию волшебницы воды.

Опыт N 2.  

-Ребята, скажите,  а какая бывает вода? (простая питьевая и газированная)

 Давайте сначала опустим виноградинку в простую питьевую воду и посмотрим, нечего не происходит.

  А вот  перед вами   стакан со свежей газированной водой или лимонадом бросьте туда  виноградинку. Это будут рыбки, которые резвятся на солнышке. Им  так весело: они поднимаются вверх на поверхность воды, а потом опускаются вниз, вверх-вниз, вверх-вниз... Понаблюдали за рыбками? Да.

Ребята, кто ответит   - почему плавают рыбки?   (виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки  газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Скоро их станет так много , что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не « выдохнется».

- Хорошо, молодцы.

- Мы идем дальше.

Опыт № 3.

- Ребята, а вы умеете надувать шарики.  (да)

А сейчас шарики будут надуваться сами. Перед вами  бутылочка с уксусом, мы берем шарик насыпаем в него 3 ст. л. Соды, теперь одеваем шарик на бутылочку и  смотрим. Шарик сам начал надуваться.

Вывод:  почему надувается шарик. ( Эта реакция кислоты и щелочи. Уксус это кислота, а сода щелоч.)

 А сейчас давайте немного отдохнем и продолжим  наше путешествие.

Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок,

Хомка рано встаёт,

Моет щечки, лапки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать.

- Молодцы, ребята.

Теперь отправимся в лабораторию  к Фее рисования.

 Волшебник:

- Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Ведь они, дружок, помогут

Увидать любой предмет,

Форму рассмотреть и цвет,

Круглый он или квадратный,

Весь шершавый или гладкий,

Он кривой или прямой,

Маленький или большой.

Мы с тобою целый мир

На бумаге создадим:

(Маргрет Реттих.)

Волшебник:

- Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

  1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мелом, тушь.)

Опыт № 4.

Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Я вам сейчас  покажу, вы внимательно смотрите. Сначала  нужно взять кусочек свечки и нарисовать ( солнышко, или какую либо геометрическую фигуру: круг, квадрат, овал и т.д.)  вам хорошо видно рисунок. Нет. А    сейчас самое главное , нужно взять кусочек губки и  набрать краску и закрасить лист краской. Только краски нужно брать немного, посмотрите как это буду делать я. ( показ воспитателя). Теперь вы садитесь за стол и начинайте рисовать.

Что же у нас получилось? Молодцы.

Вывод: скажите что же произошло? ( мы рисовали воском , а он отталкивает воду)

 Ну  вот пришла пора заглянуть в гости к волшебнику  Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов

Вот мы и на месте. О, у него здесь самый  настоящий вулкан. Вот громушка разрешил нам устроить небольшое, красивое извержение вулканов. Попробуем сами сделать. Слушайте меня внимательно и все правильно выполняйте.

Опыт № 5
Перед вами бутылочка, мы берем аккуратно  наливаем туда перекись водорода, затем добавляем несколько капель моющего средства перемешиваем. Теперь добавляем краситель – перемешиваем. А сейчас в другой стаканчик добавляем 2 ст. л. теплой воды, 1 ч. л. дрожжей хорошо перемешиваем пока не растворились дрожжи. Затем дрожжи переливаем в бутылочку и наблюдаем. Началось настоящие извержение вулкана.

 А сечас мы оправляемся с вами  в лабораторию,  где  совершим ещё одно волшебство.

Опыт № 6

 Сейчас мы с вами сами сделаем  « волшебную  лампу». А вы знаете,  что это такое, а хотите узнать.

А как ее сделать?

Выполнить это задание не легко, но я вам помогу, если вы позволите.

Лампы мы будем делать в больших стаканах.

А для начала мы возьмем колбочки с красителями, выльем из них в большой стакан, добавим немного соли, хорошенько всё перемешаем. Добавляем ещё немного воды, затем берём стаканчики в которых налито растительное масло, всё выливаем в большой стакан. (масло находится сверху, т.к. оно легче воды)

- что у нас получилось?

-Но наша задача какая ? (сделать волшебную лампу).

-  как можно это сделать? (ответы детей).

- А хотите попробовать оживить лампу при помощи волшебных таблеток?

- тогда берем таблетки и опускаем их в стакан.

Что же происходит. Как красиво.

Вывод:  таблетка начинает растворятся и выталкивать цветную воду, но масло легче воды оно находить сверху, как бы пленкой, поэтому волшебные фонтанчики находятся внутри.

 - молодцы ребята. Вы все справились с заданиями. Теперь вы стали настоящими волшебниками.

Наше путешествие подходит к концу.

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

А теперь я хочу вас наградить вот такими медальками.

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в школу волшебников.

 

 

Опыт «Цветок расцвел»

 

Опыт «волшебная лампа».

 

Опыт «Волшебные рисунки»

 

Разработка и поддержка сайта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект занятия на тему:«Маленькие волшебники».

Задачи:   Создание теплой дружеской обстановки, доверительных отношений;   Развитие детского творчества, фантазии, воображения;   Снятие эмоционального напряжения....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе .Тема : Воздух- волшебник.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми средней группеы и родителями. Тема: Воздух- волшебник....

Конспект занятия по экологии «Воздух волшебник» для детей средней группы

Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах, его значении для людей, животных, растений....

Конспект занятия на тему «Мы волшебники» для детей старшего дошкольного возраста.

: формирование эмоционального отношения к действительности. форммировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве; поощрять стремление ребенка совершать добрые п...