Главные вкладки

    Игры по экологии
    картотека по окружающему миру

    Цудзевич Нелли Гургеновна

    Картотека экологических игор

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx22.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

    № 1

    Кто чем питается?

    Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

    Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

    № 2

    Что сначала - что потом?

    Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

    Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

    № 3

    Игры словесные. Игра «Кто в домике живет?»

    Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

    Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

    № 5

    Игры с предметами. Игра «Детки на ветке»

    Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

    Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

    № 4

    Игра «Отгадай кто это?»

    Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

    Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.

    № 6

    Игра «Найди, что покажу»

    Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

    Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

    Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

    № 7

    Игры с предметами. Игра «Когда это бывает?»

    Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

    Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

    № 9

    Игры словесные. Игра «Когда это бывает?»

    Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

    Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

    II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

    В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

    № 8

    Игры настольно-печатные. Игра «Это когда?»

    Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

    Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

    № 10

    «Ухаживаем за растениями»

    Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

    Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

    Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

    № 11

    Дидактические игры: "Кто где зимует? ", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

    Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

    № 12

    Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей? ".

    Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

    № 13

    Дидактическая игра «Один – много»

    Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление

    Цыпленок – цыплята

    Курица - ….

    Индюк - ….

    Гусь - ….

    Утенок - ….

    Гусенок - …

    № 14

    Дидактическая игра «Кто как разговаривает»

    Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

    Утка (кря-кря) – крякает;

    Гусь … .) - … .

    Петух …. ) - ….

    Курица) - … .        

    № 15

    Игра с мячом «Я знаю…»

    Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

    Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

    № 16

    «Угадай, что в руке»

    Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

    Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

    № 17

    «Сад - огород»

    Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание.

    Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

    - Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

    № 18

    «Кто где живёт?»

    Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

    У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

    № 20

    «Времена года»

    Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

    Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

    Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны  объяснять содержание картинки.

    № 21

    Игра «Хорошо – плохо»

    Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

    Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальная игра по экологии "Самый умный"

    В разработке описывается личная находка автора для проведения итоговых занятий по экологии в подготовительной к школе группе....

    Подготовительная группа. Занятие-игра по экологии для педагогических работников города. Тема: "Полезный или вредный"

    Занятие-игра по экологии(для педагогических работников города)Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».Задачи:  закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью иг...

    Подготовительная группа. Занятие-игра по экологии для педагогических работников города. Тема "Полезный или вредный".

    Занятие-игра по экологии(для педагогических работников города)Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».Задачи:  закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью иг...

    Квест - игра "Юный эколог" (игра для детей подготовительной группы, на участке детского сада)

    Квест - игра "Юный эколог" проводится с детьми старшего дошкольного возраста на участке детского сада. Игра предусматривает 2 ведущих (педагога) и 2 команды детей. В начале игры дети  делятся на ...

    Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

    Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

    Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

    Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...