НОД «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алябьева Светлана Викторовна

Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД в подготовительной к школе группе образовательная область «Познание» по теме: «Птицы»

Педагог: Алябьева Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории

Интеграция видов деятельности: коммуникация, познание, художественное творчество.

Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах.

Обучающие задачи:

  • активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края, сформировать представления детей об их разнообразии;
  • познакомить с техникой рисования резинками на математическом планшете

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, размышлять, обобщать результаты опытов;
  • развивать связную речь: речь-доказательство, речь-аргументация;
  • развивать словарь детей: перелетные, зимующие, водоплавающие, орнитолог;
  • развивать творческую активность детей в процессе изобразительной деятельности;
  • развивать психические процессы – речь, мышление, воображение.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

Оборудование: ноутбук

Материалы к занятию:

Презентация по теме совместной деятельности; схема проведения опыта с перьями птиц, емкость с водой; перья водоплавающих и не водоплавающих птиц; салфетки; лабиринт «Накорми зимующих птиц»; карточки с изображением корма для зимующих птиц: сало, семя подсолнуха, хлебные крошки, ягоды рябины; карточка с изображением зимующих и перелетных птиц, фломастеры, карандаши, мелки, раскраски птиц, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц на каждого ребенка.

Планируемый результат:

Любознательный, активный

активность в процессе экспериментальной деятельности; умение аргументировать свой ответ; активность в продуктивной деятельности, в разговоре.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

умение вступать вдиалог со взрослым по поводуситуативной беседы; умение внимательно слушать и активно обсуждать,

задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта

умение распределять роли в парах, внимательно слушать партнера.

Способный решать

стремление создать выразительный и интересный образ с помощью дорисовывания, раскрашивания,

интеллектуальные и личностные задачи

аппликации; умение самостоятельно делать выводы; умение группировать объекты по заданному признаку;

умение проводить эксперимент с опорой на схему; умение обобщать результаты экспериментирования, делать логический вывод; умение находить общие и отличительные черты объектов природы.

Имеющий первичные представление о природе

знание перелетных и зимующих птиц, их отличительных особенностях, питании, среде обитания.

Овладевший универсальными

предпосылками учебной

деятельности

умение работать по образцу, следовать правилу в экспериментальной и продуктивной деятельности

Этапы

деятельности

Деятельность педагога

Формы и методы.

Деятельность        воспитанника

Организационный момент

Задача этапа: Организация детей, концентрация

внимания.

Задача этапа: Повторение и закрепление в речи названий перелетных

и зимующих птиц.

Приветствие, установление

зрительного контакта, воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Передай другому»

Я карточку беру, на нее я не смотрю и соседу отдаю.

А сосед перевернет и картинку назовет.

Называй картинку и передавай соседу

следующую.

Первым игру начинает

педагог. Каждый из детей, по очереди берет с

середины стола карточку и, не переворачивая ее, отдает соседу справа. Тот, кому дали карточку,

переворачивает ее,

называет картинку, кладет на стол перед собой; затем берет другую с середины стола и отдает соседу

справа. И т.д.

Приветствие, дети встают в полукруг.

Участвуют в игре.

Беседа «Что ты себе представляешь, когда ты слышишь слово

«Птица»

Задача этапа: Определение темы

деятельности.

Актуализация понятия

Ребята, скажите, кто изображен на карточках? Вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Что вы себе

представляете, когда

слышите слово «птица»?

Детям предлагается, определить, кто изображен на карточках, и назвать,

свои ассоциации, связанные с птицами.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы

воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на

имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное.

«птицы», развитие логического

мышления.

Просмотр презентации

Педагог включает презентацию, звучит голос профессора,

который приглашает их в свой «научно-

исследовательский

центр» «Орнитологии» Ребята, вы хотите отправиться в научный центр по изучению птиц? Да! У меня есть знакомый ученый. Его зовут Иван Петрович.

 Просмотр презентации Развитие умения ориентироваться в пространстве группы в

соответствии с указанными символами.

Дети в процессе просмотра

 Задача этапа:

презентации знакомятся с

Поддержание мотивации

познавательной

деятельности детей,

понятием «орнитолог»,

«селекция», с символическим обозначением каждой

лаборатории.

интерес к

предстоящей

деятельности.

Эксперимент с птичьими перьями.

 Задачи этапа. Развитие умений проводить опыт, опираясь на схему, развивать умения

Ребята, птицы улетая на юг, останавливались на отдых в научном центре. Помогите Ивану

Петровичу узнать, прилетали ли к ним водоплавающие птицы. опыт.

Что мы будем сначала делать? Посмотрите на

Педагог предлагает

рассмотреть схему опыта, вместе с детьми проговаривает его этапы.

Дети опускают перья в емкость с водой,

рассматривают

получившийся результат:

Дети переходят к столам,

которые обозначены символом лаборатория –

экспериментирования.

Дети опускают перья в емкость с водой, рассматривают

получившийся результат: одни перья намокли, потеряли свой

делать логический вывод, поддерживать познавательный интерес детей

схему опыта?

Что у вас получилось? Давай сравним перья, чем они отличаются? Как вы думаете, каким птицам необходимо,

чтобы их перья не намокали?

Что мы скажем Ивану Петровичу?

одни перья намокли, потеряли свой внешний вид, с других перьев вода просто стекает, они не

намокают.

внешний вид, с других перьев вода просто стекает, они не

намокают. Дети сравнивают два разных пера, делают выводы.

Словесная игра «Я

начну, а ты продолжи»

 Задача этапа: Развитие умений дошкольников

аргументировать свой ответ, обобщать

представления детей о перелетных и зимующих птицах.

Ребята, ученые

лаборатории научных исследований могут ответить на самые

сложные вопросы. Давайте и мы попробуем им помочь.

Осенью птицы улетают на юг, потому что…..? Мы заготавливаем птицам корм на зиму, потому что…?

Птицы, которые не улетают, на юг

называются…?

Педагог просит детей закончить его фразу.

Детям предлагается разбиться по парам и договориться о

последовательности действий в игре.

Дети делятся на подгруппы.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы

воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на

имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное.

Динамическая пауза.

«Перелетные птицы»

Выполнение упражнения

Выполняют физическое

Задача этапа: Смена вида деятельности.

по тексту.

упражнение.

«Перелетные птицы»

Игра «Перелетные - зимующие птицы»

 Задача этапа:

Закрепление умений детей узнавать птиц по изображению,

называть. Развитие умений проводить группировку птиц по заданному признаку – перелетные и зимующие.

Ребята ученые

получили фотографию из заповедника, помогите им определить зимующих и перелетных птиц.

Обведите зимующих птиц, синим

фломастером, а

перелетных – красным.

Педагог предлагает детям на «фотографии»

обозначить перелетных и зимующих птиц.

Дети выполняют задание.

Игра «Кто, чем питается»

 Задача этапа:

Развитие

представлений детей о питании зимующих птиц, развитие

логического

мышления, внимания.

Птицам зимой не хватает корма, ученые заготавливают корм для птиц на зиму, помогите им, определите какой птице какой корм нужно заготовить.

Педагог предлагает карточки

с изображением корма для зимующих птиц: сало, семя подсолнуха, хлебные

крошки, ягоды рябины; птиц, фломастеры, на

каждого ребенка.

Дети выполняют задание.

Игра «Похожи –

Ребята, мы с вами

На экране проектора

Дети участвуют в диалоге,

непохожи»

 Задача этапа:

Развитие умения

находить сходство и отличие между птицами и другими животными на

примере совы и волка. Развивать логическое мышление, связную речь. Обобщать

представления детей о зверях и птицах.

побывали в разных лабораториях и мне

очень интересно, чем же все-таки птицы

отличаются от других животных, например, чем волк отличается от совы?

А может волк и сова

чем-то похожи? (живут в лесу, хищники и т.д.)

появляются изображения волка и совы. Педагога предлагает их сравнить.

отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на

имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное.

Продуктивная деятельность.

 Задача этапа:

Развитие

изобразительных навыков

дошкольников, фантазии в

придумывании новых образов птиц.

Развитие умений подбирать

необходимые

А теперь давайте заглянем в последнюю лабораторию

селекционирования. И попробуем создать новые виды птиц.

Посмотрите, сколько здесь всего из чего

можно создать свою новую птицу. Вы можете придумать новое оперение

птицы,        можете

составить свою птицу из геометрических фигур,

Детям предлагаются

раскраски с изображением птиц, материалы для изобразительной

деятельности (фломастеры, цветные карандаши,

мелки,). Каждому из детей необходимо выбрать

материал и создать свою птицу.

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и задают вопросы воспитателю.

материалы для работы.

Развитие умений

создавать свой образ.

вы можете воспользоваться карандашами,

фломастерами, мелками.

Придумайте название своей птице на основе

схемы.

Рефлексия.

Ситуативная беседа.

 Задача этапа: подведение итогов деятельности, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы; развитие навыка построения высказывания.

Наша с вами работа в научном центре подошла к концу.

Давайте поблагодарим Ивана Петровича за интересную экскурсию и попрощаемся с ним.

Скажите, в какой из

лабораторий вам больше всего понравилось работать? Что нового и интересного вы сегодня узнали, о чем

расскажите друзьям и родителям?

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы

воспитателя, высказывают свои мнение.