"Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шаповалова Ольга Владимировна

Занятие по познавательному развитию для детей среднего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie._vozduh.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить со свойствами воздуха.

Обучающие задачи:

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,

«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование: магнитная доска, полиэтиленовый пакет, фонарик, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кусок легкой ткани, свистки, веера, вазочки с крышкой, апельсины, карточки-символы (для обозначения свойств воздуха)

Ход занятия:

Воспитатель: Все сегодня в сборе, можно начинать,

Но сначала нужно гостям «здравствуйте» сказать.

(дети здороваются с гостями).

Ребята, а теперь давайте поприветствуем друг друга:

Станем все, ребята, в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Мы друг другу улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся!

В нашей группе так светло, будто солнышко сияет!

Здесь ребята дружные – это каждый знает!

Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку. Вот послушайте:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух).

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого наша группа на какое-то время превратиться в  лабораторию. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты.

Воспитатель: Ребята, воздух окружает нашу землю. Воздухом дышит люди, животные и растения. Без воздуха нет жизни. Давайте ребята закроем нос ладошкой, сможем ли мы жить без воздуха. (Ответы детей). Человек может прожить без воздуха всего несколько минут. Видите, как нам необходим воздух. Для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?
Дети: Невидимый.

Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас! А чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.  У меня есть фонарик. Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот другое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. Ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? (ответы детей) Давайте проверим?

Опыт 2. «Воздух внутри и вокруг нас».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!

Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Опыт 3. Чем пахнет воздух?

Воспитатель: А как вы думаете воздух имеет запах? (ответы детей). Сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем почувствовать аромат цветов. У вас на столе стоят вазочки. Закройте глаза, а я открою их. Сможете вы по запаху определить, что там лежит? (нюхают. Дети: Апельсин.

Воспитатель: Правильно. Открывайте глаза.

Физкультминутка (игра с «парашютом»)

Воспитатель: Вы знаете, кто такие парашютисты? (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.

Воспитатель: Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края ткани)

Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём
(идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут
(опускают на пол).

Воспитатель: Понравилось вам играть с воздухом?

Опыт 4. Движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и т.д.). Ветер – это движение воздуха. Я предлагаю вам, увидеть и почувствовать движение воздуха. Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются. Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?

Дети: Небольшой ветерок, чувствуем как движется воздух.

Воспитатель: Мы можем сделать вывод, что ветер – это движение воздуха.

Опыт 5. Можно ли услышать воздух?

Воспитатель:  Интересно, а можем ли мы услышать воздух? Как вы думаете? (Ответы детей)На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха. Давайте с вами возьмем свистки и подуем в них. Что же происходит?

Дети: Мы слышим звук – это воздух выходит из свистка

Воспитатель: Значит, звук возникает при быстром движении воздуха.

Ребята, а когда ветер сильно дует, мы его слышим? (Да) Давайте послушаем звук ветра (Включить звук ветра).

Воспитатель: Ребята, вы отличные воздухоисследователи! В результате наших исследований и проведенных опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).

Воспитатель: Воздух вокруг нас, но мы его не видим. Значит,  он какой?

Дети: Невидимый

Воспитатель: Если свет фонарика проходит через пакт с воздухом, значит воздух?

Дети: Прозрачный.

Воспитатель: Воздух есть внутри нас?

Дети: Да

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: А мы можем услышать воздух?

Дети: Да. Воздух можно услышать, когда он движется очень быстро.

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно играть!  В этом нам помогут мыльные пузыри. Хотите поиграть? (дети играют с мыльными пузырями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....