Открытое занятие Тема: "Юные следопыты"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Коваленко Оксана Викторовна

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию

в процессе экспериментирования

Приоритетная образовательная область « Познание»

В интеграции: «Социально-коммуникативным», «Художественно-эстетическим», «Речевым», «Физическим».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект27.54 КБ
Файл Буклеты1.93 МБ
Файл Карта338.7 КБ
Файл Призентация1.99 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: « Юные следопыты»

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию

в процессе экспериментирования

Приоритетная образовательная область « Познание»

В интеграции: «Социально-коммуникативным», «Художественно-эстетическим», «Речевым», «Физическим».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Цель НОД: Расширение знаний детей о мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки, посредством игры-путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами материалов и их взаимодействия.

Формировать представления о вулканах.

Подводить детей к ответу полными предложениями.

Формировать умение делать открытия и устанавливать причинно следственные выводы.

Обогащать словарный запас новыми понятиями: кислота, йодовая вода,

реакция взаимодействия материалов

Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории и проводить опыты Формировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, используя воображение.

            Развивающие:

Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

Развивать познавательные способности: мыслительные операции: анализ, обобщение;

Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование:

колокольчик, тайное письмо, лампа, йодовая вода, кисточки, салфетки, макет горы, картина «вулкан», окрашенная вода, сода и лимонная кислота в мерных стаканчиках, пруд с лилиями, бумажные закрытые лилии, картинка поля с одуванчиками, стаканчики с желтой окрашенной водой по количеству детей, жидкое мыло, коктейльные трубочки, фломастеры, альбомного листа тонированная зеленым цветом, звукозаписи: звуки леса, звук вулкана, у пруда.

Методы и примы:

наглядный (показ картинок, слайдов)).

словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).

практический (экспериментирование - элементарные опыты).

сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие) Организационный момент, начало занятия.

(установка эмоционального контакта)

Воспитатель стоит и звенит колокольчиком:

Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

-Здравствуйте, ребята! Вы любите волшебство, фокусы и чудеса? А хотите сами научиться творить чудеса?

-Тогда закрывайте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3-волшебство скорей приди!

-Ребята, посмотрите какое то письмо. (достаю письмо, написанное лимонным соком)

(Удивляюсь)

-Ух ты, что за послание?

-Давайте посмотрим (верчу письмо) это какой то чистый лист

Я ничего не вижу.

А вы? Ну и что это может быть? А может это не просто чистый лист, а тайное письмо?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:Эксперимент 1

-Ребята, вы случайно не знаете, какими секретными чернилами могут быть написаны тайные письма?

-Сейчас я вам расскажу. Тайное письмо можно написать молоком или лимонным соком.

-А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы прочитать письмо написанное молоком?

-Его нужно подержать над лампой.

-Давайте попробуем? (держим над лампой). Ничего не видно.

-Может быть, тогда письмо, написано лимонным соком? А как же нам проверить, вы случайно не знаете?

-Я вам открою секрет, нужно развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. Вот есть у нас такая водичка, проверим? (ребенок смачивает письмо йодной водичкой)

-Проявляется рисунок (тропинка, ведущая в горы, к пруду и цветочной поляне) Воспитатель выражает восторг.-Посмотрите, проявляется что-то ( ответы детей)

-Оказывается ребята это не письмо, а приглашение в путешествие.

-Это карта, чтобы отправиться в путешествие ее нужно тщательно изучить.

-Вот тропинка, по которой мы пойдем и подойдем к горе, затем от гор по тропинке мы попадем к озеру, отправляясь дальше по тропе мы попадаем на поляну.

-Итак, карту изучили, теперь можно отправляться в путь.

- Идем?

(Дети идут, звучит музыка леса)

-Ребята, а вы знаете, что такое горы?

-Правильно, там где много каменной породы, образуются горы.

-Вот мы и подошли к горам.( Слайд №2 горы)

                -Ребята, посмотрите на эту гору . Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее угадать.

Я плююсь огнем и лавой ,

Я опасный великан !

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (ВУЛКАН). (Слайд №3 вулкан)

-Вулкан - это гора, внутри которой горные породы еще не остыли, и поэтому они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Такое название эти горы получили в честь римского бога огня и металла Вулкана. Послушайте, я расскажу вам одну легенду. (Слайд №4 Легенда о Вулкане)

Художественное слово: «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель. Вот такая интересная легенда

-Давайте подойдем к  вулкану поближе (дети подходят к столу с вулканом)

-Рассмотрите его, какой вулкан?

- Вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку-это кратер вулкана, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

.-Ребята, вы хотите запустить настоящий вулкан.

-Для того, чтобы запустить наш вулкан, нам понадобятся: вода, сода и лимонная кислота.(в вулкане находится средство для мытья посуды, налито заранее)

-Сода-это щелочь, лимонная кислота-кислота, с этими компонентами работать нужно аккуратно, на вкус пробовать нельзя. Чтобы провести опыт, надо строго  соблюдать правила безопасности.

Опыт «Вулкан»

Кладем в кратер вулкана  немного соды и лимонной кислоты, наливаем воду (начинается извержение вулкана)

-Что мы с вами сейчас наблюдаем? (извержение вулкана) (Слайд №5 извержение вулкана)

-Как вы думаете, почему произошло извержение вулкана?

Вывод: При соединении щелочи (соды) с кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который вырывается наружу в виде раскаленной лавы.

Какие вы молодцы, внимательные, настоящие ученые.

Но нам пора в путь.

-Рассмотрим карту, чтобы знать, куда мы отправляемся дальше. (Рассматриваем)

(Дети идут дальше, сопровождение звуки пруда)

- Ребята мы шли, шли и к озеру пришли, (Слайд №6 озеро с кувшинками)

В прозрачной дымке качаются кувшинки

Посмотрите, какая красота,

Ой, а эти кувшинки не раскрылись, давайте потихоньку их опустим в воду и посмотрим, что с ними произойдет.

Опыт 3. Дети опускают кувшинки в озеро. Посмотрите, что происходит? (ответы детей)

А как вы думаете, почему они раскрылись?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Ну что, отправляемся дальше?

-Обратимся к карту, куда мы должны идти дальше. (Рассматриваем карту)

(Подходим к полянке с цветами)   (Слайд №7 одуванчиковое поле)

-Сколько много цветов.

Художественное слово:

Капли солнца спозаранку появились на полянке.

Это в желтый сарафанчик нарядился…(одуванчик)

-Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.

-Ребята, скажите, а цветы можно рвать? (ответы детей)

-Правильно, если все станут рвать цветы, то на земле не останется такой красоты!-Посмотрите, на что похожи цветы одуванчика? (на маленькие солнышки)

-А красивые цветочки любят красивые бабочки.

-Давайте превратимся в бабочек и полетаем над цветочками.

Физкульминутка

              «БАБОЧКА»

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз

Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз.

-Ребята, я предлагаю вам нарисовать много одуванчиков.

-Но занятие у нас с вами необычное, чудесное, и я хочу предложить вам один необычный и интересный способ –рисование пеной.

-Хотите попробовать?

-Ребята, а кто знает, как приготовить мыльную пену?

-Правильно, чтобы пена получилась наверняка. В сосуд с окрашенной водой добавим несколько капель жидкого мыла, затем взобьем раствор палочкой, до образования пены. А чтобы мыльной пены стало много, надо подуть в нее через трубочку, а потом приложить к пене лист бумаги, получается изображение, которое напоминает одуванчик.(Показ воспитателя)

-Ну что, будем рисовать одуванчики. Тогда приступим, только не забывайте о правилах безопасности: воду через трубочку пить нельзя, а потихоньку дуть в воду. А чтобы не ошибиться вам поможет схема последовательности выполнения рисунка. (Дети рисуют одуванчики, звучит музыка.)

-Ребята, оформите нашу поляну своими красивыми рисунками.

-Смотрите, как здорово у вас получилась, наша поляна преобразилась, стала яркой, нарядной.

-Ну а, нам пора с вами возвращаться в детский сад.(звучит музыка, идем в сад)

Итог:

-Вам понравилось наше путешествие?

-Что нового вы узнали?

-Да ребята, сколько на нашей матушке земле всего таинственного неизведанного.

-а вы хотите узнать еще больше?

-У меня для вас подарок-картотека опытов. Эти эксперименты и опыты, которые вы можете провести дома с родителями и узнаете  много интересного. (вручаю буклеты)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=da29115a9035a88ceba1d2554e823dd8-l&n=13                                     

http://900igr.net/datai/geografija/Uralskie-gory/0001-001-Uralskie-gory.jpg                                                                                                          https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=781cf5012cb2797155f00f9cf7a33e92-l&n=13

                                                                                                                                                                                                                                     

                   

                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Юные следопыты»

Слайд 2

Горы

Слайд 3

Вулкан

Слайд 4

Легенда о Вулкане

Слайд 5

Извержение вулкана

Слайд 6

Озеро

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе "Мы - следопыты"

Материал взят и обработан (редактирован)  с источника: https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-v-sredney-gruppe-mi-sledopiti-po-leksicheskoy-teme-dikie-zhivotnie-vesnoy-1630852.html...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе на тему: «Юные космонавты».

Цель занятия: формирование элементарных математических представлений. Занятие посвящено Дню Космонавтики....

Конспект открытого занятия на метеоплощадке ДОУ на тему: «Юные метеорологи ».

Знакомство детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять напр...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Юные химики»

Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования, через профессию Химик-лаборант....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Юные математики»

Область: Познавательное развитие. ФЭМП.Цель: обобщать у детей полученные знания, используя блоки Дьенеша.Задачи:Образовательные:Формировать умение различать геометрические фигуры по форме, величи...

Проектная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Юные следопыты»

Актуальность проекта: Мотивация детей на новые интересные открытия, улучшение их отношения к учебно-познавательному процессу, заразить их потребностью исследовать окружающий мир постоян...