Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Как звери к зиме готовятся»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Камалова Екатерина Георгиевна

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе                                                                                                                      «Как звери к зиме готовятся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 57 «Белочка» г. Улан – Удэ комбинированного вида

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе                                                                     «Как звери к зиме готовятся»

Подготовила: воспитатель Камалова Е. Г.

Первая квалификационная категория

Улан- Удэ

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Развивать у детей логическое мышление, познавательную, речевую активность, творческое воображение, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе. Познавательный интерес ко всем временам года.

Материалы и оборудование: картинки – иллюстрации осеннего леса. Диск с музыкальным оформлением, картинки – иллюстрации диких животных, маски медведя и зайца.

Предварительная работа: 1. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся»; В. Сутеев «Палочка – выручалочка»;  И. Соколов – Микитов «Листопадничек», «В берлоге» и т. д.

2. Разгадывание загадок о животных;

3.Рассматривание картин из серии «Дикие животные»;

4.беседа «Где живет медведь?»;

5.Дидактические игры: «Кто с кем?», «Рассели животных правильно»,  «Чей силуэт?», «Экологическое лото» и т. д.

6. Внесение макета «Времена года», «Обитатели леса».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Пусты поля, мокнет земля

День убывает, когда это бывает? (осень)

Дети: Осень

Воспитатель: Осень – это время подготовки к зиме. К зиме готовимся не только мы, но и вся природа: деревья, насекомые, птицы и животные. Сейчас мы заглянем лес, посмотрим, что там происходит.

Послушайте. Как тихо в нашем лесу, не летают жуки, не жужжат пчелы, не поют птицы. Почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживают до зимы. Многие из них, отложив яйца, сразу же погибают. Майские жуки зарываются глубоко в землю.. в глубокий сон впадают личинки и куколки комаров и мух. Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок на полутораметровой глубине земли. Так глубоко земля не промерзает. Красивые бабочки, превратившись в куколок, будут спать до теплой весны.

Воспитатель: Ребята, а почему в нашем лесу не слышно птичье пение?

Ответы детей

Воспитатель: Какие птицы улетают в  теплые края?

Ответы детей

Воспитатель: Как называются птицы, которые  покидают родные края, улетают?

Ответы детей

Воспитатель: Почему они не смогут перезимовать у нас?

Ответы детей

Воспитатель: Животные тоже готовятся к зиме. Ребята, а каких диких животных вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое нелегко пережить. У диких животных это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках. Какие животные зимой впадают в спячку?

Ответы детей

Воспитатель: Сколько месяцев они будут спать?

Ответы детей

Воспитатель: Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать эти животные?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, они сейчас должны как следует есть,  накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои жилища. Ребята, где будет спать медведь?

Ответы детей

Воспитатель: Где спрячется ежик?

Ответы детей

Воспитатель: Еж еле- еле передвигается, спит на ходу.  Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою норку и засыпает на всю зиму.

   Но есть животные, у которых нет домика,  и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные?

Ответы детей

Воспитатель: Кто это:

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку?

Ответы детей

Воспитатель: Как же он готовится к зиме?

Ответы детей

Воспитатель: Почему заяц меняет серую шубку на белую?

Ответы детей

Воспитатель: От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка?

Ответы детей

Воспитатель: Если зайца поймают хищные звери, ему не поздоровится. Поэтому, зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.               А теперь, давайте  посмотрим, что же осенью делает  медведь?

Драматизация: «Заяц и медведь»

- Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

- Я – то? Да ем.

- А днем?

- И днем ем.

- А утром?

- Тоже ем.

- Ну, а вечером?

- И вечером ем.

- А когда же ты не ешь?

- Да когда сыт бываю.

- А когда ты сыт бываешь?

- Да никогда!

Воспитатель: Почему медведь ест так много?

Ответы детей

Воспитатель: Отгадайте загадку  и узнаете еще одного лесного жителя, который готовится к зиме:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей

Воспитатель: Белочка не боится зимы.  Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыжая, а зимой стала серенькой. Где же живет белка?

Ответы детей

Воспитатель: Как она подготовилась к зиме?

Ответы детей

Воспитатель: Зимой белка ищет свои запасы, которые спрятала. Но, к сожалению. Не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денек, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

 

   - Ребята, а как называется дом лисы?

Ответы детей

Воспитатель: Как называется жилище волка?

Ответы детей

Воспитатель: А нужно ли  менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Ответы детей

Воспитатель: Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую. Вот и животные, так  же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые. Просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они на мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв лапы и нос хвостом.

А делают ли волк и лиса запасы на зиму?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки?

Ответы детей

Воспитатель: Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

Отгадайте следующую  загадку:

Травы копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Кто это?

Ответы детей

Воспитатель: Чем питается лось?

Ответы детей

Воспитатель: А много ли растений можно найти зимой в лесу?

Ответы детей

Воспитатель: В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест большой зверь. Много ли ему надо пропитания?

Ответы детей

Воспитатель: Поэтому лесничие  и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – это человек, который следит за сохранностью леса.

Дели сегодня в лесу?

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами гуляли по – осеннему лесу и говорили о разных животных, которые живут в лесу, и о том, как они готовятся к зиме.

   Каких животных мы видели сегодня в лесу?

Ответы детей

Воспитатель: А как можно назвать их одним словом?

Ответы детей

Воспитатель: Где они живут?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы. Ребята! Вы сегодня хорошо позанимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».

Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).    Закреп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Помощники Мойдодыра»

Задачи:Формировать знания детей о том, как можно укрепить своё здоровье, закреплять правила личной гигиены, формировать привычку соблюдать их.Учить рассказывать выразительно загадки, стихотворения.Раз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Как звери к зиме готовятся"

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. «Как звери к зиме готовятся»Доминирующая область: "Познавательное развитие"Интегра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир растений»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире .Образовательные задачи: дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, уточнить и расширить представления детей о растениях,...