Взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с Санкт Петербургом
статья

Мартыненко Любовь  Петровна

Статья освещает проблему ознакомления дошкольников с городом в условиях Санкт-Петербурга как мегаполиса. Когда дети проживают в отдалённом районе от культурного центра Санкт-Петербурга и не считают себя петербужцами. В статье автор вскрывает данное противоречие на примере семей воспитанников, проживающих в Кронштадтском районе. Авторлм используются данные константирующего эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 14 Кронштадтского района

 Санкт-Петербурга

Взаимодействие с родителями в ознакомлении дошкольников с Санкт-Петербургом.

Мартыненко Любовь Петровна

Воспитатель  I категории,

ГБДОУ  Детский сад №14

 Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019

          Дошкольное образование включает  различные направления  воспитания. Одним из ключевых направлений важным для  формирования будущего общества является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание на сегодняшний день и на ближайшее будущее не потеряет своей актуальности.  

         Государственная политика в сфере патриотического воспитания  ориентирует педагогов  повышать  эффективность воспитательной деятельности.  Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»   призывает  создать условия для повышения гражданской ответственности за судьбу страны.  «Стратегия развития воспитания   в Российской Федерации до 2025 года»  создать условия  формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.  В качестве одних  из методов  приводятся поисковая  и краеведческая деятельность, детский  познавательный  туризм.

         Своеобразие патриотического воспитания в  дошкольном возрасте предусматривает  формирование  чувства любви к родине через развитие  любви  к  матери, семье, дому, родному городу.  Санкт-Петербург – современный мегаполис, территориально разделенный на 18 районов.   Поэтому важно знакомить детей с Санкт-Петербургом, не зависимо от территориальной отдаленности  района, в котором они проживают.

          Знакомство детей с  городом в условиях Санкт-Петербурга как мегаполиса, немыслимо  без   взаимодействия с родителями дошкольников, тем более  в отдаленных от центра города районах.     Одним из таких отдаленных районов Санкт-Петербурга  является Кронштадтский  район.  

          Анализ результатов анкетирования родителей «Семейный досуг в Санкт-Петербурге»  показал, что 45 %  родителей выезжают в Санкт-Петербург развлекаться с детьми.  30 % родителей  практически  не  выезжают в Санкт-Петербург с детьми. 25 % родителей  2-3 раза в год выезжают погулять с детьми по Санкт-Петербургу.  Таким образом,  выезды в Санкт-Петербург для прогулок с детьми   практически отсутствуют.  Познание города   ограничивается с целью развлечения детей, совершения покупок или  оформления услуг. Торгово-развлекательный комплекс – самый посещаемый родителями и детьми объект  Санкт-Петербурга.

          Дошкольники, жители Кронштадтского района не отождествляют себя с петербуржцами и  не устанавливают  связь  между  Кронштадтом и    Санкт-Петербургом.  

          Оценка педагогических  условий развития патриотического воспитания в дошкольном учреждении вскрывает  противоречие. Возрастающая потребность в воспитании основ патриотизма у дошкольников ХХI века и недостаточная разработка методики педагогического сопровождения для ознакомления детей с Санкт-Петербургом в условиях мегаполиса; когда дети проживают в Санкт-Петербурге, но не считают себя петербуржцами.

          Появляется  потребность  в педагогической   технологии взаимодействия с родителями для организации досуговой деятельности дошкольников по ознакомлению с Санкт-Петербургом в условиях Кронштадтского района. В   дошкольной педагогике представлены   следующие технологии  по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом: технология развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения (К.В. Борчанинова), метод образовательных путешествий по городу (Е.Н. Коробкова), методика освоения культурного наследия на уроках краеведения (У.Я. Бурак), Методика образовательного туризма  (А.Н. Ковалева,  В.Л. Погодина)

            Организация взаимодействия с родителями по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом требует от педагогов:

 -поиска оптимальной  методики краеведения в условиях Кронштадта как района Санкт-Петербурга

-обогащения развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующего материала

-самообразования педагога по истории Санкт-Петербурга  

Современные ученые сходятся во мнении, что невозможно познать  культурное пространство  Санкт-Петербурга  только в стенах дошкольного учреждения. Важно создать условия, чтобы дошкольники общались с «живым городом» в естественной среде, познавали его с помощью всех органов чувств.  

           В условиях Санкт-Петербурга как мегаполиса эффективность воспитания нравственно-патриотических чувств у детей  в процессе знакомства с городом, формирования позиции «Я – петербуржец» можно существенно повысить, если:

- проектировать образовательный процесс, исходя из реального социокультурного опыта детей, а также осуществлять ознакомление детей с культурными памятниками, отражающими сходство Кронштадта с Санкт-Петербургом;

- обеспечить расширение образовательного пространства и накопление непосредственного чувственного опыта детей за счет взаимодействия с родителями и повышения их педагогической культуры.

           Был проведен констатирующий эксперимент с целью  изучить  состояние образовательной работы в детском саду по воспитанию нравственно-патриотических чувств.  В результате эксперимента получилось разрешить три задачи.

С помощью индивидуальных бесед, наблюдений, игровых заданий и рисования «Санкт-Петербург – мой любимый город», был выявлен  социокультурный опыт знакомства детей с Санкт-Петербургом.  

Дети рассказывали о Санкт-Петербурге однообразно и   одним – двумя  предложениями ««Санкт – Петербург большой, красивый город». «Там много красивых домов, больших магазинов, кафе, детских комнат», «много памятников и церквей»,  и т.д. С заданием  «Найди  герб Санкт-Петербурга»  справились только пять детей из 20. Памятники Санкт-Петербурга детям не знакомы. В детских рисунках Санкт-Петербург оказывается   не узнаваем. Дети изображают  памятники Кронштадта либо  предметы,  не связанные с  культурными памятниками  Санкт-Петербурга – магазины, кафе, деревья, домики.

          Почти все педагоги отметили, что испытывают трудности по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом и формированию у них позиции « Я – Петербуржец». 9 педагогов из 10 оценили свою работу в этом направлении на 3 бала из 5. И указали на такие причины как незаинтересованность родителей выезжать в Санкт-Петербург  и рассказывать о нем детям (30 %); отсутствие методического материала в детском саду (30 %); сложность организации экскурсий и прогулок с детьми (40 %).  Эксперимент выявил бедность предметно-пространственной среды,  преобладание на занятиях  словесных  методов,  и отсутствие взаимодействия с родителями.

           На коррекцию выявленных недостатков и установление взаимодействия с родителями  может  быть  направлен педагогический проект «Взаимодействие с родителями в ознакомлении дошкольников с Санкт-Петербургом «

•        Проект осуществляется в три этапа. На первом этапе – повышается  профессиональная компетентность воспитателей.  Совершенствуются знания  о Санкт-Петербурге как культурной столице России, ее особенностях как мегаполиса;

•        Воспитатели изучают современные программами и методики  знакомства с Санкт-Петербургом, педагогическую технологию организации совместной с родителями детской культурно-досуговой деятельности;

•        Обсуждаются проблемы обогащения развивающей предметно-пространственной среды ДОО.

             На втором этапе проводятся консультации и тренинг для родителей, где их знакомят с результатами диагностики, важностью содержательного семейного досуга, его формами и видами. Воспитатели учат родителей, как сделать прогулки выходного дня интересными и познавательными для ребенка.

            На третьем этапе ведется целенаправленная работа с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом. Дети с воспитателями и родителями  устанавливают связи Санкт-Петербурга  с Кронштадтом  и постепенно раскрывают многообразие Санкт-Петербурга как города исторического памятника,  культурной столицы России,   города – промышленного центра и  центра  городской жизни, как центра  образования и науки,   транспортного  центра, как города мегаполиса, как города  героя Великой Отечественной войны.

           Проект позволит  обеспечить эмоционально-чувственное взаимодействие детей с городом Санкт-Петербургом, его различными культурными объектами городской среды, не только развлекательного и потребительского характер.

Список литературных источников

Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 109: научный журнал. СПб., 2009 (июль). С. 78-84

 Борчанинова К.В., Солнцева О.В. Педагогическая диагностика развития интереса к архитектуре Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста / Сборник "Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях). - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008

Бурак У.Я. Разговор с городом. Методика освоения культурного наследия // Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. методический сборник. – СПб., 2006, с. 44 – 48

Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина / Сост. Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. – М.: Просвещение, 1984.

Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель: научно-методический сборник / авт.-сост.: Л. М.Ванюшкина, Л. К. Ермолаева, Е. Н. Коробкова, А. Д. Рапопорт, Н. Г. Шейко.– СПб., 2006

Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. Пособие для учащихся, родителей и учителей – СПБ.: СМИО Пресс», 2003

Данг Лан Фыонг Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб, 2007

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по знакомству детей с Санкт -Петербургом

Анкетирование для родителей. Перспективное планирование работы с родителями в младшем и старшем возрасте. Рекомендации при посещении музея. Маршруты выходного дня....

Ознакомление детей с Санкт - Петербургом.

Конспект для ознакомления детей с достопримечательностями города Санкт - Петербурга....

Ознакомление детей с Санкт - Петербургом.

Конспект для ознакомления детей с достопримечательностями города Санкт - Петербурга....

ознакомление детей с Санкт-Петербургом в старшей группе

Цель : 1 Закрепить знания детей о главной реке Неве, о тех памятных местах, с которыми дети уже знакомы. 2 Продолжать знакомство с водными магистралями Санкт-Петербурга. 3 Активизировать речь детей...

Консультация для родителей "Как знакомить детей с Санкт-Петербургом"

Консультация для родителей "Как знакомить детей с Санкт-Петербургом"...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом.

Цель занятия: 1 Закрепить знания детей о главной реке Неве, о тех памятных местах, с которыми дети уже знакомы. 2 Продолжать знакомство с реками и каналами Санкт-Петербурга. 3 Активизировать речь д...

Польза Лего -конструирования в ознакомлении детей с Санкт-Петербургом

Статья о использовании Лего -Конструктора в Петербурговедении....