Конспект НОД Морковь - королева овощей
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Ольга Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Морковь – королева овощей» (подготовительная к школе группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 240 Волжского района г. Саратова

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Морковь – королева овощей»

 (подготовительная к школе группа)

                                                             Подготовила: воспитатель первой                                квалификационной категории                                                                             Кузнецова Ольга Александровна

Саратов – 2019 г.

Основная образовательная программа МДОУ Детский сад № 240 «Ручеек»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: расширение знаний детей о моркови: истории распространения овощной культуры по странам и континентам, значении моркови для жизнедеятельности человека.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с полезными для здоровья овощами, с их свойствами и способами выращивания.

Развивающие: развивать речь, память, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: воспитывать осознанное отношение к здоровому образу. жизни. 

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, ситуативный разговор, опытно-экспериментальная, хозяйственно-бытовой труд.

Оборудование: морковь разных сортов, карточки плана роста моркови, иллюстрации, выставка поделок детского творчества, фильм «Путешествие растений», ТСО, терка, морковь, тарелки, ложечки, вода, салфетки, сахар, марля, фартуки, клеёнки, грабельки, лопатки для рыхления, лейки, тряпочки, ящики для посадки, стаканы с водой, стаканы с соком.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением моркови; беседы: «Как вырастить морковь?», «Полезные свойства моркови»; чтение статьи из энциклопедии растений «Как растет и формируется растение»; подбор и систематизация дидактического материала, подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок; проведение конкурса детского рисунка «Мисс Морковина», детских поделок «Это забавная морковка»; создание книги рецептов блюд из моркови, полезных советов по приготовлению блюд с использованием  моркови; изготовление блюд из моркови с родителями дома, создание презентации по результатам работы с использованием фотографий; посадка моркови, наблюдение за ростом моркови, изготовление карточек–схем роста моркови. 

 Словарная работа: Активизировать и обогащать словарный запас детей: экскурсовод, экспонат, каротин, селекция, корнеплод, лаборатория, лаборант, эксперимент.

Этапы организации НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Мотивационный этап

Звучит 1 куплет песни «Дорогою добра»

  Ребята, сегодня мы с вами побываем в необычном месте.

Я хочу вас пригласить в музей. Ребята, а кто проводит экскурсии в музее? (Экскурсовод). Правильно, сегодня я ваш экскурсовод.

Музеев в мире нам не счесть!

Музеев в мире много есть

И удивительных, и странных…

Музей Московского метро,

Алмазный фонд, Музей Тюссо –

Тех восковых фигур прекрасных.

А мы создали свой музей,

Музей чудеснейших вещей.

 

А пойдем мы в этот музей по Дороге Загадок:

1. Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая (Морковь)

2. Над землёй зелёный хвост,

Под землёю красный нос.

Зайчик уплетает ловко.

Как зовут её?. (Морковка).

3. В зелененьких носочках,

Оранжевом платочке,

Сударыня сидит,

До осени молчит (Морковь).

В зал входят дети, их встречает

экскурсовод

Ответы детей

Дети идут по Дороге Загадок, поднимают листочки с загадками

Ответы детей

Ориентировочный этап

Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о…  (моркови) 

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила моркошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришла морковка в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать.

- Я вас приглашаю в волшебный музей - в Музей моркови.  

- В каких странах есть музеи и памятники моркови? (Музеи моркови есть: в Британии, Великобритании, Бельгии. Памятники: Турции, Новая Зеландия, Канада).

Ответы детей

Ответы детей

Исполнительский этап

-  Ребята, чтобы попасть в музей, нужно вспомнить пословицы и поговорки о моркови.

(Например:

  1. Съешь и морковку, коли яблочка нет.
  2. Морковь прибавляет кровь.
  3. У морковки не ботва, а сплошные кружева.
  4. Сей морковку в срок, будет и прок.
  5. Любовь - что морковь: полежит и завянет.
  6. Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.)

- Вот мы и в музее. Ребята, давайте вспомним правила поведения в музее.  (не кричать, разговаривать шепотом, не бегать, не трогать экспонаты руками, внимательно слушать экскурсовода).                                                                  

(В первом зале музея стоит коробка.)

Смотрите, ребята, что это за экспонат? Вроде обычная коробка снаружи…Интересно, а что там внутри?!

(Слышится чихание и кашель)

- Давайте откроем коробку, а вместе с ней и тайну.

(Воспитатель достает из коробки муляж моркови)

Морковь: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встречи с вами. Я – Морковь, вы меня конечно же узнали, ведь мы с вами встречаемся каждый день. А было время… (задумывается, вспоминает). Мне рассказывала моя прабабушка, а ей ее бабушка, что давным-давно о нашем существовании вообще не знали в России. А дело было так…

Экскурсовод: Подожди, не торопись, Морковь, давай пригласим ребят в Исторический зал, для того, чтобы узнать твою историю. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Путешествие растений».

   Экскурсовод: Ребята, что вы нового узнали про морковь?

• Как выглядит дикая морковь?

• Почему морковь относится к корнеплодам?

• Откуда родом морковь?

• Как называют ученого, который создал новый сорт моркови?

• Какие полезные вещества содержатся в моркови?

Экскурсовод: показали отличные знания, молодцы! А теперь немного разомнемся!

Физкультминутка:

Спрятались на грядке ловко

Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)

За ботву потянем,

Из земли достанем. (встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку»)

Будет малышам обед:

Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)

Экскурсовод:  Ребята, а вы знаете, что существует около 100 разновидностей моркови. Некоторые из них довольно крупные, другие мелкие. Также они могут отличаться по цвету, размеру, форме. Я приглашаю вас в Выставочный зал.

Здесь представлена выставка необычных корнеплодов “Забавные Морковинки”.  Тут есть морковки двойняшки и морковки тройняшки, морковки в виде лисичек, зайчиков……и т.д….. Эти морковки годятся не только для приготовления блюд, но и для необыкновенных выставок. Поэтому они размещены в

музее (рассматривание поделок из моркови на столе). Морковь:Все работы интересные и красивые, но мне понравилась вот эта поделка…..

Экскурсовод:   - Ребята, чья это поделка? (моя.) Расскажи нам, как ты ее сделал?

Ребята, а теперь возьмите каждый по одной морковке, обследуйте и опишите ее. Обратите внимание на форму, размер, цвет (оранжевая, фиолетовая, белая, желтая и красная)

Экскурсовод: Морковь бывает разных сортов, поэтому она имеет разный цвет и отличается по форме.

Экскурсовод: Приглашаю вас в следующий зал Музея – зал Научных открытий. В этом зале находится лаборатория, ребята, что такое лаборатория? (Лаборатория –это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов)

Кто работает в лаборатории? (лаборанты). Мы будем лаборантами. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • (не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания, ничего не трогают руками без разрешения, соблюдать правила безопасности)

Ребята, я вам предлагаю занять рабочие места, мы как настоящие лаборанты сейчас будем проводить опыты. Что вы видите на столе? (тертая морковь, тарелки, ложечки, пипетки, вода, салфетки, стаканы, сахар, бумага, марля)

1. Опыт с морковью.

«Изготовление соков из моркови, и использования его в качестве красителя»

Ход работы.
1. Воспитатель ложечкой накладывает натертую морковь на марлевую салфетку, отжимает сок и разливает в стаканчики каждому ребенку.
2. Дети берут стакан с соком, наливают немного воды, затем пипеткой набирают сок и вливают в воду. Что случилось? (Вода подкрасилась).
3. Берем кусочек сахара на блюдце, также набираем сок в пипетку и капаем на сахар. Что произошло с сахаром? (Сахар окрасился)

Ребята, какой вывод можно сделать?

Вывод:
 Сок, приготовленный из моркови, можно использовать в качестве красителей (вода и сахар – жидкое и твердое), так как после проведения опытов мы увидели, что соки окрасили воду и сахар в оранжевый цвет.

Экскурсовод: Ребята, давайте немного отдохнем, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Морковка на грядке» (под музыку)

Дети делятся на две команды. Два ребенка растягивают коврик-грядку.

Первая команда: из корзины достают морковки и втыкают в отверстие на грядке. (кто больше и быстрее)

Вторая команда: выдергивают морковки из отверстий (кто больше и быстрее).

Молодцы, ребята, вы и посадили морковь и собрали урожай, а теперь давайте вспомним основные этапы роста моркови, опираясь на картинки.                                                                                                                                                                  Предлагаются карточки-схемы.

Итак, за работу.

Экскурсовод:  Сравните результаты своей работы с образцом. Раскроем каждый этап роста моркови.

У вас, что происходит на первом этапе? (обращается к 1 группе)

На втором этапе? (обращается ко 2 группе) и т. д.

2. Опыт с посадкой моркови

«Посадка моркови семенами, цельным корнеплодом и морковными верхушками»

Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, что морковь можно сажать не только семенами, но есть и другие способы. Какие?

 Для проведения этого опыта нужно поделиться на три команды. Выбирайте картинки.  У кого попались картинки с семенами, тот встаёт за первый стол, у кого с цельной морковью – за 2-ой, у кого с морковной верхушкой – за 3-й стол. Обратите внимание, у вас на столах лежат алгоритмы посадки моркови. Какова цель? (Посадить семена моркови, цельный корнеплод моркови и морковные верхушки)

Какое оборудование понадобится? (Лопатки, фартуки, клеёнки, грабельки, лопатки для рыхления, лейки, тряпочки, ящик для посадки)

(На каждом столе или на доске представлена схема посадки моркови)

Ребята, давайте посмотрим: какова должна быть последовательность действий при посадке?

(1. положить почву;2. сделать ямку; 3. посадить морковь; 4. полить)

Экскурсовод: Обсудите в команде: кто что будет выполнять. Выбирайте оборудование и приступайте к посадке.

Самостоятельная работа.

Педагог во время посадки моркови консультирует детей, помогает им определить глубину посадки, количество почвы…

Итог

Экскурсовод: Итак, ребята, вы закончили посадку моркови. Все справились, молодцы. Теперь мы будем вести наблюдение, и заносить в дневник изменения, которые будут происходить с нашими растениями.

3. Опыт. Морковный сок.

 «Свойства морковного сока»

Экскурсовод: Ребята, а сейчас узнаем какими же свойствами обладает морковь. Что нам понадобится для проведения этого опыта? Что вы видите на столе? (стаканы с водой, стаканы с морковным соком, ложечки)

Ход работы.

  1. Предложить опустить сначала в стакан чайную ложку с водой, а затем в стакан с соком

Вывод: вода прозрачная, а сок нет.

  1. Предложить понюхать воду, а затем сок

Вывод: вода не имеет запаха, а сок имеет морковный запах

  1. Предложить попробовать на вкус.
  2. Вывод: вода не имеет вкуса, сок имеет вкус моркови

Экскурсовод: Может, ты от взрослых слышал,

Ты читать об этом мог:

Если хочешь стать повыше —

Пей с утра морковный сок!

Он и вкусный и полезный,

Есть в нем сахар и железо,

Он содержит каротин.

Детям сок необходим!

Морковный сок называют «королем» овощных соков. Он очень хорошо сочетается со всеми другими соками и очень полезен как поливитаминное средство. Морковный сок рекомендуют больным во время сильного кашля, длительных хрипов, для этого его смешивают с медом или сахаром или варят тертую морковь в молоке. Содержит витамин А, который необходим для улучшения зрения. Медики всегда славили морковь, ведь морковь в любом виде – свежем, пареном, вареном – полезна для всех! Как ни странно, варёная морковь полезнее сырой. В варёной моркови полезных веществ в два раза больше, чем в сырой. Ребята, а какие блюда из моркови вы знаете?

Игра “Назови морковные блюда” – тертая морковь, шаньги с морковью, морковные котлеты, пудинг с морковью, пирожки с морковью, морковный сок и т.д.

Морковь: Ребята, очень жаль с вами расставаться, но мне пора возвращаться в свою семью. Я хочу вам предложить памятки с полезными советами по приготовлению блюд из моркови. Эти советы помогут вам сохранить при приготовлении витамины в моркови. Желаю вам всем здоровья и помните мой совет “Ребенок, помни это – лучше маленькая морковка, чем большая конфета!” (морковь уходит)

Ответы детей

Дети идут в музей

Ответы детей

звучит аудиозапись

Просмотр видео

Ответы детей

Дети выполняют упражнения

Ответы детей

звучит аудиозапись

рассказ ребенка

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют действия

Ответы детей

Дети делятся на 2 команды для участия в игре

Дети раскладывают по порядку карточки со схематичным изображением стадий развития моркови

Ответы детей

Ответы детей

Дети выбирают картинки по желанию

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют действия согласно схеме по посадке моркови

Ответы детей

Дети выполняют действия под руководством воспитателя, делают выводы

Ответы детей

звучит аудиозапись

Рефлексивный этап

Экскурсовод: К сожалению, музей закрывается. Но мы должны оставить в книге отзывов свои впечатления. (вопросы по залам музея – подведение итога занятия)

- Какой зал музея, вам больше понравился? Почему?

- Что нового, вы узнали в этом зале? Что мы делали в зале Научных открытий?   С чем ещё вы сегодня познакомились?   Молодцы!

Ответы детей

Перспективный этап

Экскурсовод: Ребята, теперь вы знаете свойства моркови и какие блюда из нее можно приготовить, и даже теперь можете самостоятельно посадить морковь!   Вы знаете, что есть музей моркови и вы можете о нем рассказать. Как хорошо, что есть такие интересные музеи. Мы обязательно здесь ещё побываем и посетим другие необычные музеи. А сейчас нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с гостями и пройдём в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско - родительский творческий проект "С королевой овощей подружитесь поскорей"

"Любовь к Родине начинается с любви к природе" В душе ребенка природа оставляет неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на их чувства. Природа дарит много красив...

Конспект НОД на тему «Овощи». Аппликация «Поможем маме заготовить овощи»

Конспект НОД восредней группе на тему «Овощи». Аппликация «Поможем маме заготовить овощи»...

Презентация проекта "Капуста - королева овощей!"

Согласно легенде, русское слово «капуста» произошло от латинского caput, что в переводе означает «голова». И если главу стола хлеб вы поменяете на кочан капусты, то польза для ...

Паспорт проекта "Капуста - королева овощей"

Любовь к Родине зарождается в детстве. Что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Именно родная культура должна лежать в основе личности. Огромную роль в воспитательно-образовательном...

"Капуста - королева овощей"- презентация

quot;Капуста - королева овощей"- презентация для детей....

Презентация "С королевой овощей подружитесь поскорей! На столе не будет пусто, если вырастет... – Капуста"

Презентация составлена для просмотра детьми 5-6 лет в ходе реализации проекта "Народная культура и традиции России" по теме "Капустные посиделки"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Морковь - королева овощей".

Расширение знаний детей о моркови: истории распространения овощной культуры по странам и континентам, значение моркови для жизнедеятельности человека....