Проект по экологии "Сохраним природу вместе"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Королькевич Валентина Николаевна

“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.

 Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. При становлении мировоззрения личности существенную роль играет окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день.

В данный период закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Сохраним природу вместе!"28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский  проект

«Сохраним природу вместе»

“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.

 Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. При становлении мировоззрения личности существенную роль играет окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день.

В данный период закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.

Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни». Это отмечает С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру складывается и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать вырабатывать как можно раньше. Ведь известно, что настоящая красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются обширные возможности для нравственного воспитания.

Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Тема проекта нами выбрана не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Проблема: снижение интереса и равнодушное отношение к природе, отсутствие у детей активно - действенного отношения к природе.

Цель проекта: формирование  начал  экологической культуры дошкольников, предполагающих их активную и действенную позицию по отношению к природе.

Задачи проекта:

1. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.

2. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.

 4. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.

Ожидаемые  результаты проекта:

-формирование у детей начал экологической культуры. Дети будут осознавать значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

-развитие у детей  потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды;

- воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту природы;
- развитие у детей мотивации познавательно- исследовательской деятельности;

- повышение уровня экологической культуры  родителей  воспитанников;

Тип проекта: познавательно - исследовательский, долгосрочный.

Продолжительность проекта:  с сентября 2017 г. по апрель 2018 г.

Участники проекта: педагоги, дети  подготовительной к школе группы, родители.

Ресурсное обеспечение проекта.

Информационные и учебно – методические ресурсы:  учебно – методическая литература, художественная литература, дидактические, настольно – печатные игры, плакаты, иллюстрированные альбомы, записи музыкальных произведений.

Материально – технические ресурсы: компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, игровое оборудование, информационные стенды.

Риски и пути преодоления рисков.

Риски: отсутствие интереса у детей темой проекта.

Пути преодоления риска: заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя различные

средства, методы и приёмы.

Риски: малая активность родителей в проведении совместных мероприятий в ходе реализации проекта.

Пути преодоления риска: провести с родителями беседу о том, только совместными усилиями мы сможем получить положительный результат в повышении уровня экологической культуры у детей.

Педагогические принципы:

-Принцип системности: работа проводится систематически. Систематическая и последовательная деятельность развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

-Принцип возрастной адресности: планирование работы происходит с учетом возрастных особенностей детей.

-Принцип интеграции: для более успешного усвоения материала используется интеграция областей: чтение книг, просмотр слайдов,  дидактические игры и т.д.

-Принцип преемственности взаимодействия дошкольных учреждений с семьей: вовлечение родителей в работу по данному вопросу, тесная связь со своими детьми, активное поддерживание формы  работы педагога с детьми.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.

Создание творческой группы по разработке проекта, выделение приоритетной проблемы , определение цели и задач проекта, составление плана работы,  изучение  и анализ   методической литературы по тематике проекта, обогащение  предметно-развивающей  среды :  игры и задания экспериментального характера,  картотека опытов,  материалы и коллекции в уголках природы и лаборатории,  дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания, разработка перспективного планирования проекта.

II этап – основной.

Работа по проекту осуществлялась по следующим темам: «Земля – наш общий дом», «Уроки  природолюбия», «Птицы – наши друзья», «Елочка – колючая иголочка», «Выбор за нами», «Сохраним первоцветы»,  «Зеленый май».

Работа по этим темам проводилась  с использованием разнообразных форм:

познавательные занятия и беседы с детьми,

чтение художественной литературы о природе,

 наблюдения,

опытно-экспериментальная деятельность,

природоохранные акции,

художественно – продуктивная деятельность,

тематические праздники и досуги.

                                Перспективное планирование проекта.

Тема

Мероприятия

Сроки

«Земля – наш общий дом»

Дидактические игры: «Где, что растет?» «Кто, где живет?», «Угадай, что за растение?», «С какого дерева листок?».

Настольно – печатные игры: «Зоологическое лото», «Живая и неживая природа», «Знаешь ли ты?», «Морское дно», лото «На лесной тропинке», «Зеленый друг»

Познавательные занятия: «Красная книга. В мире редких растений», «Правила поведения в природе», «Живые цепочки»

Выставка «Зеленая аптека природы» Папка– раскладушка «В мире лекарственных растений»

Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»

Разучивание песен «Не рвите цветы, не рвите», «Эко –экология», «Пусть будет мир на всей Земле»

Театрализованная деятельность: инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом»

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесная газета», В. Танасийчук «Кислый дождь», «Взрыв без шума»,            В. Песков «Лоси», Т. А. Шорыгина «Родник»

Тематический досуг «Берегите Землю»

Сентябрь 2017 г.

«Уроки природолюбия»

Тематическая неделя «Уроки природолюбия»:

тематические беседы:, «Что на планете важнее всего?», «Боль сломанной ветки»; познавательные занятия: «Планета Земля в опасности», «Человек – природе друг»; организация игр экологического содержания (дидактические, настольно-печатные); изготовление экологических листовок, памяток, плакатов,  рисование экологических знаков.

Октябрь 2017 г.

«Птицы – наши друзья»

Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Трудно птицам зимовать»

Дидактические игры: «Кто как голос подает?», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Сосчитай птиц», «большой – маленький».

Подвижные игры: «Собачка и воробьи», «Совушка», «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль», «Перелет птиц», «Птички и кошка»

Заучивание стихотворений «Воробьишко» В. Мирясова,  «Синица» А. Барто, «Снегири», А. Прокофьев, «Покормите птиц», А. Яшин.

Чтение художественной литературы:                        В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», А. Чепуров «Птичкина столовая»

Наблюдения за птицами на участке детского сада.

Продуктивная деятельность: рисование «Дятел», «Зимующие птицы»; лепка «Прилетели воробьи»; аппликация «Птицы на кормушке», «Снегири на ветке»

Опытно – исследовательская деятельность: «Рассматривание птичьих следов». «Исследование птичьего пера»

Оформление книжного уголка «Пернатые друзья»

Оформление альбома «Зимующие птицы»

Создание картотеки стихов, загадок о птицах

Экологическая акция «Покормите птиц зимой!»: изготовление листовок «Помогите птицам», заготовка корма для птиц, изготовление кормушек для птиц, выставка кормушек, развешивание кормушек на территории участка детского сада и открытие «Птичьей столовой», наблюдение за прилетом птиц к кормушке.

Тематический досуг: «Зимующие птицы», «Птицы –наши друзья»

Выставка рисунков «Зимующие птицы»

Работа в творческой мастерской: изготовление поделок из бросового материала, кормушек для птиц.

Ноябрь – декабрь

2017 г.

«Елочка – колючая иголочка»

Сбор еловых шишек (совместно с родителями), рассматривание шишек ели, семян.

Чтение художественной литературы :                          А. Сожан «Сказка о елочке, которую не срубили», М. Шкурина «Сказка про елочку»

Заучивание стихотворений «И. Токмакова «Живи, елочка!», Т. Волгина «Лесная красавица»

Познавательное занятие «Елочка, елка – лесной аромат».

 Разучивание песни « Маленькой елочке не холодно зимой»

Экологическая акция «Елочка – живи!»: тематические беседы, занятия «Ель – красавица наших лесов», просмотр обучающих видеофильмов и электронных презентаций; изготовление листовок и эмблем, призывающих беречь хвойные деревья, рисование плакатов «Сохраним елочку – красавицу наших лесов!», «Берегите ель, не рубите ель!»; выставка альтернативных елочек «Такие разные елочки», интервьюирование родителей  «С какой елью вы встретите Новый год?»

Декабрь - январь2018г.

«Волшебница-вода, невидимка-воздух»

Беседа  «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло»

 Конкурс рисунков «Вода добрая и злая»

 февраль 2018 г.

«Выбор за нами»

Беседа с детьми «Помогите природе!»

Д/и «Мусор Земле не к лицу»

Зеленый патруль «Чистый уголок детского сада»

Экологическая акция «Мой чистый двор», «Мусор превращается…»

Создание экологической папки – передвижки для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Выпуск экологических плакатов, агитационных листов «Выбор за нами»

Экспериментальная деятельность «Если закопать в землю мусор, что произойдет?

Экологическая викторина. «Знатоки природы»

 март 2018 г.

«Зеленый май»

Акция «Сохраним первоцветы!»

Субботник «Что бы мир был чище и наряднее»

Озеленение территории детского сада. Посадка деревьев, кустарников, цветов.

Апрель -май 2018 г.

III этап – итоговый.

Экологический праздник «Мы – защитники природы»»

 Выставка совместных творческих работ педагогов, детей и родителей                     «Мы с природою друзья»

Экологический флешмоб «Сохраним природу вместе!»

Презентация проекта.

          В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний по экологии. Дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе,  имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях. У детей начала развиваться потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды.
Совместная деятельность еще более сплотила родителей и детей. Повысился уровень экологической  культуры родителей воспитанников.

Список литературы:                                                                                                            

И. Белавина, Н. Найденская  «Планета – наш дом», М. : ЛАЙДА, 1995г.       О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», «Детство – Пресс»,                                           С-Петербург, 2001 г.

С.Н. Николаева «Юный эколог» парциальная программа «Мозаика – Синтез», Москва, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект-навигатор «Сохраним природу вместе»

Определение перечня новшеств.№Элементы ООПИзменения1.Содержательный разделПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитиеСоциально-коммуникативное развити...

Проект по экологии "Сохраним природу вместе"

Данный проект поможет  понять детям взаимосвязь природы и человека; поможет вовлечь детей в разнообразные виды деятельности в природе и ее охране; поможет сформировать навыки экологически грамотн...

Проект по экологии «Сохраним природу вместе».

Проект по экологии «Сохраним природу вместе» старшая группа....

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Наша планета- наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен бережно к нему относиться, сохраняя все его ценности и богатства.Экологоориентированное направление работы детского сада можно выдели...

экологический проект "Сохраним природу вместе"

экологический проект "Сохраним природу вместе"...

Экологический проект: "Сохраним природу вместе!"

Проект позволяет уже с раннего возраста формировать у детей навыки экологически грамотного поведения и сосуществованию человека и природы в условиях большого города....

Проект "Речь и природа. Мы вместе или врозь?"

В презентации проекта "Речь и природа. Мы вместе или врозь?" - подробно представлена эффективная коррекционная  технология синквейн экологической направленности через организацию предме...