Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тренева Елена Львовна

Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах. Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimuyushchie_ptitsy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимующие птицы»

Средняя группа

Воспитатель Тренева Е.Л.

МБДОУ Д/С №2 «РАДУГА»

« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не                          

                  обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова

Тип проекта: информационно – творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Возраст: дети 4 – 5 лет

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта


         В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
 Раньше в каждом дворе зимой висели кормушки, люди заботились о птицах, вместе с детьми выходили на улицу и подкармливали пернатых. Сейчас не в каждом дворе можно увидеть эти маленькие домики для птиц. Считается, что именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах. Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. 

Задачи:

  • Закрепить представления детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
  • Изготовить кормушки для птиц.

Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.

                                               Этапы проекта

I этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

  • Оформление презентации «Зимующие птицы»
  • Организация и участие родителей в акции  

        «Мы кормушку смастерили»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц.

 Заинтересовать детей в заботе о птицах, вызвать желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, доброты, отзывчивости, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое, речевое, физическое развитие.

                                    Реализация проекта

Работа воспитателей с детьми
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях 
в книгах и журналах.

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.

Знакомство с художественной литературой

Оформление уголка книги.
М.Горький «Воробьишко»

Ю.Никонова «Зимние гости», «Снегирь»

С Егоров «Воробьи»

Т.Евдошенко «Берегите птиц»

Ю.Беляков «На дворе белым бело…»

В.Звягина «Воробей»

И.Купич «Птичке холодно…»

М.Зощенко «Умная птичка»

С Есенин «Поет зима, аукает»

Дидактические игры

«Кто где зимует»

Цель: закрепить умение классифицировать зимующих и перелетных птиц.

«Узнай птицу по описанию»

Цель: развивать мышление, связную речь, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

«Сравни птиц»

Цель: обобщить знания о зимующих птицах, их повадках, образе жизни.

«Четвертый лишний»

Цель: закрепить умение классифицировать, развивать логическое мышление.

«Сложи картинку»

Цель: учить составлять птицу из частей, развивать творческое воображение.

«Накорми птичку»

Цель: дать представления о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

«Чье? Чья? Чьи?»

Цель: учить узнавать и называть птицу по ее фрагменту, развивать воображение, логическое мышление.

Речевые  игры

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (антонимы)

«Назови  ласково»

Цель:  развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

«Летает,  не  летает»

Цель: развитие мышления, внимания, быстроты реакции.

Пальчиковые игры

«Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Дятел»,

 «Сел на ветку снегирек» и др.

Наблюдения

Книга «Организация деятельности на прогулке. Средняя группа».

Авт.-сост. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова – Изд. 2-е – Волгоград. Учитель, 2015-330с.

Развешивание кормушек С.85 №9

Наблюдение за воробьями с.89 №12; с.145 №6; с.177 №16

Наблюдение за вороной с.94 №15; с.130 №18

Наблюдение за птицами у кормушки с.96 №16; с.115 №9; с.121 №13; с.165 №6

Наблюдение за снегирями с.148 №11

Наблюдение за синицами с.163 №4

Сравнение следов воробья и вороны с.151 №14

Наблюдение за сороками с.156 №17

Подвижные игры

«Воробушки и кот»

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях. Бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

 «Птички в гнездышках»

Цель: учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

 «Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

 «Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

 «Зимующие и перелетные птицы» (русская народная игра)

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

 «Воробушки»

Цель: развивать ловкость, внимание.

 «Птицы и автомобиль»

Цель: развивать двигательные умения и навыки; развивать слуховое внимание; умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

«Голубь»

Цель: развивать координацию движений, ориентацию в пространстве; упражнять в произношении звуков.

НОД

Ознакомление с окружающим миром «Зимующие птицы»

Продуктивная деятельность

  • Лепка сюжетная коллективная «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке) с.90 №37 И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа».
  • Рисование сюжетное «Как розовые яблоки на ветках снегири»

С.92 №38 37 И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа».

  • «Рисование воробья»
  • Аппликация «Птицы на ветках»   (коллективная)
  • Конструирование из бумаги (оригами) «Птица»

Работа с родителями

  1. Рассматривание с детьми зимующих птиц на иллюстрациях.
  2. Чтение и заучивание стихов.
  3. Рекомендации на совместные прогулки, подкормка птиц.
  4. Участие в акции детского сада «Мы кормушку смастерили…»

Результаты реализации проекта.

  • Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
  • Пополнилась  предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....