Экологическая тропа в ДОУ
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Беляева Анна Ивановна

Организация экологической тропы в дошкольном образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_v_dou.docx16.17 КБ
Файл pasport_ekologicheskoy_tropy.docx23.69 КБ
Файл karta-shema.docx38.59 КБ
Файл prilozheniya.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Заворонежский детский сад

Экологическая тропа

в дошкольном образовательном учреждении

Подготовил:

воспитатель Беляева А.И.

2019г

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нѐм  живѐт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всѐ это он может увидеть в природе, и всѐ это для него впервые, всѐ удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем учреждении ведется работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред.

Актуальность работы:

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребѐнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

 Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.



Предварительный просмотр:

Паспорт экологической тропы

1.Название тропы «Тропами Робинзона»

2. Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребёнка-дошкольника.

Задачи:

- развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребёнком себя как части природы, чувства ответственности за её сохранность;

- развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы;

- повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Этапы создания и оформления экологической тропы:

1)     детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2)     Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.

3)     Выбор, совместно с детьми, хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4)     Составление паспорта всех точек экологической тропы

5)     Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждую точку.

    Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

1)     экологические беседы;

2)     наблюдения  в природе;

3)     экскурсии в природе;

4)     целевые прогулки;

5)    викторины,

6)     экологические конкурсы;

7)     решение экологических ситуативных задач;

8)     чтение художественной литературы;

9)     обсуждение и проигрывание  ситуаций;

10)              трудовой десант;

11)              труд в природе;

12)              «Красная книга природы»;

13)              коллекционирование;

14)              экологические развлечения, досуги, праздники;

15)              экологические игры (дидактические, имитационные, игры-  путешествия, сюжетно-ролевые, подвижные, соревновательные);

16)              инсценировки, театрализации.

17)               экологические акции

     Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

1)     взросло-детские проекты;

2)     изготовление поделок, рисунков;

3)     субботники по облагораживанию территории детского сада;

4)     участие в конкурсах;

5)     участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;

6)     фотовыставки;

7)     изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);

3. Местонахождение тропы: тропа находится на территории МБДОУ Заворонежский детский сад ул. Строителей д.24

4. Маршрут строится на территории ДОУ

Начинается с групповых помещений, где оборудованы уголки природы, размещены папки-передвижки, календари погоды, настольно-печатные игры экологической направленности.

Далее маршрут продолжается на улице со стоянками. Дети следуют «тропами Робинзона», ориентируясь на записки- послания, которые им «оставил» Робинзон. В этих записках содержатся вопросы, загадки, задания, интересные сведения о деревьях, травах, кустарниках, насекомых и птицах, которые имеются на участке ДОУ; о правилах безопасного поведения в природе, о необходимости охранять природу.

Стоянки:

-«Огородная»-стоянка разделяется на этапы: групповой, где ребята с воспитателями знакомятся с овощами, узнают об их пользе, истории  открытия, высаживают семена на рассаду, и непосредственно на участке огорода, где дети помогают весной сажать овощи, летом-ухаживать за ними, а осенью собирать урожай. Знакомятся с агротехникой возделывания различных культур.

-«Зеленая аптека» -стоянка на аптечном огороде, где растут целебные травы. На этой стоянке дети также узнают об особенностях тех и или иных трав и растений, сфере применения, пользе для человека.

-«Лесная»-стоянка, посвященная деревьям и кустарникам, произрастающим на территории участка. Акцент на стоянке делается, на знание названий деревьев и кустарников на участке,  их внешнего вида, особенностей кроны ;сфере применения в жизни человека, пользе, которую они приносят для людей и живых существ;

-«Плодовая»-стоянка у плодовых деревьев и кустарников на территории детского сада.  Формируются, закрепляются и проверяются знания детей об этих деревьях, способности узнавать их по листьям и плодам; способы ухода за плодовыми деревьями, защиты от вредителей, времени сбора урожая.

-«Луговая»-знакомство с травами и растениями на лужайке ДОУ.

-«Подвижная»-стоянка, направленная на повышение двигательной активности, где Робинзон рекомендует быть ловкими , сильными и умелыми.

5.Режим использования тропы-в течение всего года

6. Допустимая нагрузка на экологическую тропу: варьируется в зависимости от тематики  тропы и времени года

7. Описание экскурсионных объектов

-Старые деревья: березы, тополя, рябина, каштан, белая акация, тополя.

-Плодовые деревья: яблони, груши, вишни

-Участок «зеленой аптеки»: одуванчик, чистотел, мята, лопух, полынь, крапива, мать-и-мачеха, подорожник, клевер, пастушья сумка, цикорий.

-Хвойные деревья-ель, сосна

-Альпийская горка

-Кустарники: жасмин, крыжовник, малина, смородина

-Установлены щиты с плакатами о правилах поведения в лесу и охраны природы

-участок труда-специально оборудованный участок: столы и скамейки под навесом для изготовления сувениров из природного материала

8. Список оборудования тропы:

Папки-передвижки, информационные стенды, указатели, оборудование для работы на огороде (лопатки, леечки, ведерки);кормушки, выносной инвентарь для подвижных игр, настольно-печатные игры

9. Правила для посетителей тропы

Обращение к посетителям экологической тропы

Дорогие друзья!

Мы приветствуем вас на нашей тропе!

Вас ждут множество открытий больших и маленьких!

Природа щедро дарит нам свою красоту и богатства! Бережно относитесь ко всему, что вас окружает! Познавая окружающую вас природу, соблюдайте несколько необходимых правил:

-не засоряйте маршрут! Постарайтесь весь мусор (свой и даже чужой вынести с тропы).  За это природа вам будет очень благодарна.

-не ломайте деревья и кустарники, даже если вам кажется, что они уже отжили свой век.

-не разводите костры, этим вы можете нанести рану земле и причинить боль ее обитателям.

-не делайте надписей на деревьях, не оставляйте после себя такую плохую память на долгие времена.

-с уважением относитесь ко всем животным! Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это их заповедная территория, а не ваша.

Не делайте попыток кормить диких животных. Это может быть опасно, как для вас так и для них

-не рвите растения и цветы, даже самые невзрачные.  Они необходимы другим обитателям. И пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после вас.

-берите на память о природе тех мест, которые посетили только фотографии, видеозаписи и приятные воспоминания.

10. Необходимые мероприятия по уходу за экологической тропой:

своевременный полив цветов и растений на клумбе и на огороде,  посадка, прополка, удаление сухих веток, уборка мусора; своевременное обновление информационных стендов и указателей.

11. Карта-схема маршрута (см. приложение)



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Загадки про фрукты для детей

В атласных синих платьицах

В траву под кроной скатятся.

Пойдут на джем и на компот

Или — помыть и сразу в рот.

(Сливы)

 

В золотистой шкурке бок,

А под шкуркой сладкий сок.

В каждой дольке по глоточку

И для сына, и для дочки.

(Апельсин)

 

Пригрев на солнышке бока,

Висит на дереве пока,

Душистым соком налилось,

И видно семечки насквозь.

(Яблоко)

 

Как в шкатулке у царевны

Горсть рубинов красных древних.

Сладкий сок в рубинах спелых.

Ты не раз, наверно, ел их.

(Гранат)

 

Полумесяц золотой,

Будто медом налитой.

Он душистый, мягкий, сладкий,

А на ощупь — очень гладкий.

(Банан)

 

Фрукт сей любят обезьянки,

С ним компот я видел в банке.

Это фрукт на букву «м»,

Я его сегодня съем.

(Манго)

 

Вот румяный толстячок,

Бархатистый сюртучок,

В пузе косточка резная.

Как зовут его? Я знаю!

(Персик)

 

Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти

И от нас укрылись в листьях.

(Виноград)

 

Ты на лампочку похожа

И на Ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь — брызнет сок.

(Груша)

 

Фрукт на свете всем известный,

Хоть и кислый, но полезный.

Ты его нарежь — и в чай.

Как зовется? Отвечай!

(Лимон)

 

Он похож на апельсин,

Ну точь-в-точь, один в один.

Только больше и кислее,

И немного зеленее.

Как же этот фрукт зовут?

Догадались вы?

(Грейпфрут)

 

Золотой волшебный плод

Так и просится к нам в рот.

Спрятал косточки внутри.

Их четыре, посмотри.

Если же не спелый плод —

Как веревкой свяжет рот.

(Хурма)

 

Апельсину он братишка,

Но поменьше, фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки,

Но они поменьше только.

(Мандарин)

 

Привлекает стаи ос,

Если спел он. (Абрикос)

Загадки о деревьях

За окошком, на виду,

Книга выросла в саду.

Зазвенели со страниц

Голоса веселых птиц.

Ветер мимо пролетал,

Книгу всю перелистал.

Солнышко с утра как встало,

Так до вечера читало.

А потом немало дней

Тучи плакали над ней.

(Дерево весной, летом, осенью)

 

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

 

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина)

 

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

 

Белые овечки

Бегают по свечке.

(Верба)

 

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

 

На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны.

(Березы)

 

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза)

 

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

 

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(Березы)

 

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)

 

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

(Береза)

 

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В "белом сарафане.

(Береза)

 

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

(Береза)

 

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

 

Зимой и летом -

Одним цветом.

(Ель)

 

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(Елка)

 

Кого раз в году наряжают?

(Елка)

 

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом.

(Елка)

 

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот:

Готовят ей наряды.

(Елка)

 

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

 

Красавица какая

Стоит, светло сверкая?

Как пышно убрана...

Скажите, кто она?

(Новогодняя елка)

 

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

 

Весной одевается,

Осенью раздевается.

(Лес)

 

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

 

В шубе - летом,

А зимой - раздетый.

(Лес)

 

Что не сеяно родится?

(Трава)

 

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же ... (крапива)

 

Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня.

(Крапива)

 

Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит.

(Крапива)

 

Только тронь -

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.

(Крапива)

 

Не шмель,

Не пчела,

А жалит.

(Крапива)

 

Какую траву

И слепой знает?

(Крапиву)

 

Не огонь,

а жжется.

(Крапива)

 

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

 

На лугу среди букашек

Поднялся переполох.

Оттеснил семью ромашек

Великан ... (чертополох)

 

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

(Мох)

 

Летом вырастают,

А осенью опадают.

(Листья)

 

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Осенние листья)

Приложение 2

Игры для тропы «Подвижная»

Подвижные игры по экологии.

«Воробьи зимой».

Прыг да скок, ну что за птица,

Все на месте не сидится.

С виду нет его храбрей,

Шустро скачет воробей.

1. Все игроки «воробьи» летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение, после слова «воробей» называет имя водящего. То кого назвали громко «чирикает», все воробьи должны быстро собраться в стайку вокруг него. Кто опоздал, «остался голодным» и выбывает из игры.

2. Все игроки «воробьи» делятся на группы. У каждой группы свой вожак. Воробьи летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение. После слова «воробей», вожаки громко «чирикают», все воробьи должны слететься к своему вожаку, клевать зерно. Кто замешкался «остаётся голодным» и выбывает из игры.

Перед началом игры необходимо рассказать детям об условиях выживания воробьёв зимой.

«Воробей на часах».

Выбирается «воробей» - часовой, «ястреб». Остальные игроки «воробушки». Водящий пересказывает рассказ Л. Н. Толстого «Воробей на часах». Игроки выполняют действия по тексту.

«В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.

Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает. С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке».

Игра повторяется несколько раз.

Перед началом игры необходимо ознакомить детей с текстом рассказа. Разобрать действия каждого героя.

«Земля, вода, воздух».

Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из четырех слов«земля»«вода»«воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры.

«Птицелов».

Игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят:

В лесу, в лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Птицелов вдруг тут как тут!

Он в неволю нас возьмет.

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.

Перед началом игры необходимо ознакомить детей с различными видами птиц.

«Птичка».

Игроки усаживаются и выбирают водящего. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.

Водящий говорит«Прилетела птичка, птичка-невеличка. Полетала, полетала, села на дуб». Дуб должен ответить«На дубе не была, улетела на елку». Елка называет другое дерево и т. д. Кто замешкается - выполняет задание водящего.

Перед началом игры необходимо познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.

«Раз, два, три! Беги!»

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одни и те же названия не должны повторяться. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Игроки могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Перед началом игрынеобходимо познакомить детей с различными видами цветов, рыб, зверей, птиц.

«Ну-ка, лови».

Выбирается водящий. Остальные игроки выбирают себе название птиц (зверей, рыб, насекомых, становятся в круг. Водящий становится в центр круга с мячом в руках. Он подбрасывает мяч вверх и называет какую-нибудь птицу, например ястреб. Все разбегаются, а ястреб ловит мяч и догоняет. Тот кого он поймал, становиться водящим. Выигрывает тот кто ни разу не попался.

«Ловля рыб».

Выбираются два игрока - «рыболовы». Остальные дети - «рыбы», разделены на несколько групп. Каждая группа имеет своё название рыб. В начале игры между «рыболовами» и «рыбами» происходит разговор:

- Что вы вяжете? — спрашивают рыбы.

- Невод, — отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

- Что вы будете ловить?

- Рыбу.

- Какую?

- Щуку.

- Ловите!

«Рыбы» - щуки бегут до установленной черты. «Рыболовы» стараются поймать их. Пойманные игроки выбывают из игры. Игра повторяется, но называется другая рыба.

Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами речных и морских рыб.

«Лягушки в кадушке».

На старой кадушке

Плясали лягушки,

Зеленые ушки,

Глаза на макушке.

Я к ним подошла —

Они в воду бултых!

На полу раскладываются обручи, по количеству участников игры. Каждый играющий — рядом с обручем. Ведущий ходит между ними и произносит стихотворение. Дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Со словом «бултых!», дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка. Оставшийся без обруча пропускает ход или встает на место ведущего.

Ведущий словами«Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки», дает сигнал для новой игры.

Приложение 3

Материалы для стендов и бесед с детьми  на тропе «Аптечная»

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива)

Ромашка

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко. Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного  масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)


Мать-и мачеха

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На  пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой  полоскают горло при стоматитах и ангине.

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду.  Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Памятка «Как правильно собирать лекарственные травы?»

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

Запоминалочка о пользе растений.

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинамбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай  сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....