«Этот воздух – невидимка»(Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет )
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбунова Алла Гайнитдиновна

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_etot_volshebnik_nevidimka.doc448.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Этот воздух – невидимка»

(Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет )

                                               

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова А.Г.

г. Покачи  2019 г

Цель:   

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

  Задачи:

обучающие:

-  закрепить знания детей об использовании воздуха человеком;

-  сформировать знания о нахождении воздуха в природе; 

-  познакомить со свойствами воздуха: расширение-сжатие.

развивающие: 

-  развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять

   и делать выводы;

-  развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

воспитывающие: 

- прививать бережное отношение к окружающей среде.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

Предварительная работа:   наблюдение за воздухом во время прогулок, загадывание загадок, беседы о воздухе, опыты с воздухом.

Материалы и оборудование:  банки с водой, пустые стаканы, пластиковая бутылка, воздушный шарик, сумка-холодильник, стаканы с обычной и газированной водой.

Ход НОД:

   Воспитатель:  Ребята, вы любите сказки? Я хочу вам рассказать  сказку о воздушном шарике.  Жил-был в Небе Воздушный Шарик. Он любил путешествовать с тучками и облаками,  летал рядом с  птицами и самолётами.   Иногда он смотрел вниз и видел, как под ним меняются картины –  непроходимые джунгли и горячие пустыни, горы, полные снега, города и деревни…        

      Однажды он пролетал мимо детского садика. Ему  захотелось поиграть с ребятами и задать им очень важные вопросы.  

      И вот он у нас в гостях  (в руке воспитателя воздушный шарик).

      Шарик  хочет спросить у вас:  «Что такое воздух?»

                                                           «Что умеет делать воздух?»

                                                           «Где он живёт?»

                                                               

    Шарику очень повезло. Ведь мы с вами, ребята, уже очень много знаем о воздухе. Рассмотрите картинки на вашем столе и расскажите нашему гостю, что умеет делать воздух.

(на столе у детей лежат картинки с изображением пылесоса, вентилятора, фена, парусного корабля, воздушного шара…)

(дети берут по одной картинке и сообщают, что умеет делать воздух)

H:\Рисунки\Игры для дома\13.jpg                     

     

       Дети: (ответы)   Вентилятор -  воздух превращается в ветер;

                                    фен – воздух сушит что- либо;

                                    пылесос – воздух собирает пыль и соринки;

                                    парусный корабль – воздух помогает движению корабля;

                                    воздушный шар – воздух      

              (дети кладут картинки в корзину и отдают В. Шарику).

Воспитатель:  Оказывается это не всё,  на что способен воздух. Он как настоящий волшебник умеет делать чудеса. Какие? А вот сейчас посмотрим.

 

Опыт с надуванием шарика.  

(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой).

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Шар не надувается.

Делают вывод:   При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Чудеса да и только!

Воспитатель:  Ребята, что такое воздух?

Дети: (ответы) 

Воздух – это прозрачный газ, которым мы дышим.

Без воздуха мы не можем прожить и несколько минут.

Все живое на земле дышит: животные, насекомые и растения.

Вывод:  значит воздух находится рядом, иначе мы не могли бы дышать.  

Воспитатель:  Кто из вас видел воздух?  Какой он? Почему мы не видим воздух?

Дети: (ответы) 

Воздух прозрачный, а значит невидимый.

Воспитатель:  Воздух прозрачный, значит, через него все видно. Посмотрите. А что еще прозрачное? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.  ( аквариум, окна, стаканчики)

     ( подходят к окну )

- Посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно - и другие дома, машины на улице, и деревья. А теперь давайте пройдем вместе в нашу лабораторию, я хочу показать вам еще один опыт.

Опыт со стаканами.  

 (На столах у детей банки с водой и пустые стаканчики)

Воспитатель:  (показывает стакан)  Как вы думаете, этот стакан пустой?

Дети: (ответы)

Воспитатель:  Давайте проверим.  Для этого нужно перевернуть стаканчик вверх дном и очень ровно и медленно опустить его в банку с водой.  Что получилось?  Попала ли вода в стакан?  Почему?

Делают вывод:   в стакане есть воздух. Он не пропускает туда воду.

Воспитатель:  А теперь нужно снова опустить стакан в банку с водой, только немного его наклонив. Что получилось? Мы видим пузырьки воздуха.

Делают вывод:   воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Вывод:  воздух находится  повсюду, вокруг нас. Воздух-невидимка,  потому что он прозрачный.

Воспитатель:  А где ещё может жить воздух? Проведём ещё один опыт.

Опыт с простой и газированной водой.  

(На столах у детей по 2 стакана: один с простой водой, другой с газированной, по 2 ягодки)

Опустите ягодку в стакан с обычной водой. Что происходит? 

Дети: (ответы)

Опустите ягодку в стакан с газированной  водой. Что мы видим?

Дети: (ответы)

Воспитатель:  Вода во втором стакане выталкивает ягодку на поверхность. Ягодка не тонет. Она будто в спасательном жилете окружена капельками воздуха.

Вывод:  воздух может жить в воде. Вот какой он волшебник!

Воспитатель:  Ну вот, В. Шарик,  мы и ответили на все твои вопросы. Тебе пора улетать. Но прежде чем отправиться в путь, послушай наши советы. Ребята расскажут тебе, какие опасности ждут тебя в твоих путешествиях. Помни о них.

(дети берут по одной картинке и сообщают, какие опасности ждут В.Шарика в  воздухе).

                 (Ответы)                    

                                               Дым из трубы завода;

                                               газы  из автомобилей;

                                               дым от лесных пожаров;

                                               вырубленный лес…

    Воспитатель привязывает корзину с картинками к В.Шарику.  Дети                                      прощаются с В.Шариком.

Физминутка

Шарик, шарик мой воздушный!

Непоседа непослушный!

Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий.  

Вправо – шарик, влево – шарик,

Мой светящийся фонарик!

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму

Ты меня не покидай,

Будь со мной, не улетай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»

Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Цирковое представление"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы«Цирковое представление»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебный город мастеров"

Роль декоратвно-прикладного творчества в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его трад...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему:"Большое путешествие по Африке".

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков....

Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»

Примерный план-конспект  непосредственно - образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Изучаем свойства воздуха»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Изучаем свойства воздуха»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Этот загадочный Невский проспект».

В этом конспекте содержится материал, который расширяет знания детей о своем городе. Воспитывает интерес к дальнейшему познанию города....