«Овощи чудесные».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Шабанова Елена Петровна

То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети средней группы хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме. Ребенок охотно подбирает и рифмует слова, порою лишая их при этом всякого смысла. Само же это занятие оказывается далеко не бессмысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. В таких дидактических играх как «Чудесный мешочек», «Что растет на огороде» дети упражняются в использовании трудных грамматических форм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе /4-5 лет/ «Овощи чудесные».

Актуальность: То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети средней группы хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме. Ребенок охотно подбирает и рифмует слова, порою лишая их при этом всякого смысла. Само же это занятие оказывается далеко не бессмысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. В таких дидактических играх как «Чудесный мешочек», «Что растет на огороде» дети упражняются в использовании трудных грамматических форм.
Постепенно речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять небольшое повествование, в котором он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи. Ориентируясь на образец воспитателя, дети постепенно отходят от простого подражания и учатся рассказывать, излагать свои мысли более самостоятельно.
Цель: практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование эталонов речи, расширение словарного запаса.
Задачи:
Связная речь: в дидактической игре «Чудесный мешочек» закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества;
словарь: уточнить представления детей об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи;
звуковая культура речи: продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию.
Воспитательные: воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Методы и приемы: сюрпризный момент, рассматривание натуральных предметов , описание предметов, дидактическая игра, дидактическое упражнение, повторение.
Материал: корзина с овощами: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, карто¬фель. Муляжи овощей и 2-3 разных фрукта; куклы – мальчик и девочка, одноразовые стаканчики с соком, костюм Незнайки.
Ход занятия
Организационная часть.
/ЦельОрганизовать детей, положительно настроить./
Воспитатель: Ребята, а какой вы хотели бы меня видеть? Вот такой /добрая/ или вот такой /злая/ ?
И я хочу видеть вас веселыми и счастливыми.Пусть на ваших лицах поселится веселая, добрая улыбка. Давайте своим хорошим настроением поделимся друг с другом
I Сюрпризный момент.
/Цель: способствовать желанию помочь Незнайке; уточнить представления детей об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи /
/раздается стук в дверь и входит Незнайка с корзиной овощей/
Воспитатель: Здравствуй Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, дети! Меня Пончик послал отнести в детский сад корзинку, только я забыл кому ее надо отдать и зачем. 
/Воспитатель и дети рассматривают корзину с овощами, затем дают их описания/
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим что в ней, и подумаем кому это может пригодиться.
- Что это?
Дети: Огурец. 
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Зеленого. 
Воспитатель: Какой он по форме? 
Дети: Продолговатый.
Воспитатель: Какой еще огурец? 
Дети: Сочный. 
Воспитатель: Да, огурец зеленый, продолговатый, сочный.
/Так же рассматриваются морковь, свекла, лук, помидор. /
Ответы детей: Капуста —твердая, белая,мягкая и хрупкая.
Лук — горький, круглый, золотистый, вкусный. 
Морковь - оранжевая, сочная, сладкая, твердая, свежая, когда сварят — мягкая. 
Помидор — красный, круглый, сочный, мягкий, свежий, вкусный. И т.п.
Воспитатель: Каким одним словом можно сказать про то, что у нас лежит на блюде?
Дети: Овощи.
Воспитатель: А кому эти овощи нужны в детском саду?

Дети: повару. Он приготовит нам борщ.
II. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 
/Цель: закреплять умение правильно называть овощи, опи¬сывать их цвет, форму и другие качества ./
Воспитатель: / складывает овощи в мешочек/ Незнайка, я предлагаю поиграть с нами в интересную игру «Чудесный мешочек». Тот, кого я вызову, достанет один из овощей и расскажет, какой он, но называть его не будет. А вы должны догадаться, что это. Например, если вам сказать: зеленый, продолговатый, сочный, вкусный, то вы догадаетесь, что это ... огурец. 
рассказывают 4-5 детей. Воспитатель оценивает детские ответы /
Воспитатель: Для чего нужны овощи? Что из них можно приготовить?
Ответы детей: Винегрет, борщ, щи, рассольник, салат, окрошку.
Воспитатель: Где растут овощи? 
Дети: На огороде.
Воспитатель: Незнайка, ты теперь знаешь для чего и кому нужны овощи и можешь отнести их на кухню. Юля Владимировна покажет тебе дорогу.
Незнайка: Спасибо ребята! До свидания!
Воспитатель: Ребята, посмотрите что у меня есть. Это муляжи. Сейчас мы поиграем в игру «Что растет на огороде». Я буду вам показывать муляжи, и если это то, что растет на огороде, вы скажете слово нужно. Если же будет то, что не растет на огороде, вы скажете не нужно. Итак, начинаем.
Воспитатель: Морковь нужна? 
Дети: нужна
Воспитатель: Капуста нужна?
Дети: нужна.
Воспитатель: Вишня нужна?
Дети: не нужна.
Воспитатель: Картофель нужен?
Дети: нужен.
Воспитатель: Огурец нужен?
Дети: нужен.
Воспитатель: Клубника нужна?
Дети: не нужна
Воспитатель: ребята, давайте еще раз перечислим овощи, которые растут на огороде.
дети перечисляют все овощи/
III. Физкультминутка.
/Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка/
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Всем лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Веселится огород, (помахали руками вверх-вниз)
Ничего там не растет (закрыли руками лицо)
Лук, морковка, помидор, (качание туловища влево - вправо)
Кабачок и свекла, (прыжки на месте)
Все собрали мы давно (хлопки в ладоши)
Ничего не сохнет (наклоны вперед)
Вот собрали урожай (приседаем)
Овощами угощай (встали, руки вперед)
IV. Подбор слов, сходных по звучанию.
/Цель: продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию /
Воспитатель : Посмотрите, к нам пришли куклы. Это брат и сестра. Как их зовут, я знаю, но скажу об этом только дежурным /подзывает дежурных и тихо сообщает имена/. 
- Все остальные будут отгадывать: я назову имя, а вы вспоминайте другие, сходные по звучанию. Если назовете правильно имена брата и сестры, то дежурные скажут: «Стоп! Отгадали!» Итак, начинаем: Ирина 
Дети: Марина, Карина.
Воспитатель: Майя. 
Дети: Рая, Тая.
Воспитатель: Коля. 
Дети: Оля, Толя, Поля.
Воспитатель: Юра. 
Дети: Шура, Нюра. 
Воспитатель: Саша. 
Дети: Маша, Паша. 
Воспитатель: Галя 
Дети: Валя, Аля.
Воспитатель: Митя. 
Дети: Витя. 
Воспитатель: Ваня.
Дети: Аня, Маня, Таня.
Дежурный: Стоп! 
Воспитатель: Сестру зовут Таней, а брата Сережей - к этому имени трудно подобрать другое имя, сходное по звучанию.
Воспитатель: Ребята, а куклы мне говорят, что хотят угостить вас вкусненьким. Только они просят вас не смотреть, а определить на вкус что это. Попробуем?
Дети: Да!
/Воспитатель всем раздает по кусочку яблока на шпажке./
Воспитатель: Ребята, определили что это?
Дети: Яблоко.
Воспитатель: А что это?
Дети: Это фрукт, он растет на дереве.
IV. Итог. Рефлексия.
/Цель: подвести итог занятия /
Воспитатель: Ребята, а что нам приносил Незнайка?
Дети: Овощи. Из них можно сварить суп, сделать салат, есть сырыми.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все знаете. А вот из яблока можно приготовить сок. Хочу предложить вам попробовать его. Угощайтесь!
/Занятие окончено. Дети пьют сок/.
Литература:
О.М.Ельцова, Н.Н.Горбалевская, А.Н.Терехова «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» СПб,: «Детство – Пресс», 2008 г.
Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи» Для детей 3-5 лет. Конспекты занятий. Методические рекомендации – М-Творческий центр Сфера-2010г.
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я – человек»). Кн.1. Младшая и средняя группы. – 2-е изд. Стер. – М.: Школьная Пресса, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по социальному развитию с детьми средней группы Тема: «Осенние подарки, чудесный овощ-морковка»

Цель: Познакомить детей с полезными свойствами моркови.Задачи: продолжать учить детей  обводить карандашом трафарет на заданной плоскости, не нарушая композиции. Учить дополнять изображение нарис...

"Овощи чудесные - для здоровья полезные"

Закрепление знания детей об овощах полезных для здоровья...

Проект «Чудесные овощи» для детей подготовительной группы

Проект предназначен для того, чтобы привить детям любовь к овощам и сформировать навыки здорового образа жизни....

Методическая разработка по теме «Проектирование совместной деятельности воспитателя и детей в старшей группе по теме «Чудесное лукошко (овощи, фрукты) Что нам осень подарила?»

Тема недели: «Чудесное лукошко (овощи, фрукты) Что нам осень подарила?»Итоговое мероприятие: «Викторина: овощи, фрукты»Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)...

Конспект по развитию речи по лексической теме " Чудесный сад, любимый огород.Овощи-фрукты"

Конспек для детей подготовительной группы по  развитию речи...

Конспект НОД в средней группе "Овощи чудесные"

Конспект НОД "Овощи чудесные"...