Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бондарева Росанна Альгирдо

Цель:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о свойствах воздуха, значимости его в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе  «Воздух».

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о свойствах воздуха, значимости его в жизни человека.

Задачи:                                                                                                                                                       -  Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;                                                                                                                                                -  Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;                                                                                                  -  Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;  

    -  Активизировать речевую деятельность, расширить словарный запас детей;

    -  Содействовать  физическому развитию и оздоровлению детей путем  включения дыхательной гимнастики  в воспитательно-образовательную работу;

Методы и приемы: 

Проблемная ситуация, беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, разгадывание загадки, сюрпризные моменты.

Используемые образовательные технология:

  • игровая технология,
  • информационно – коммуникационная технология,
  • исследовательская технология,
  • здоровьесберегающие технологии

Материалы и оборудование:

 полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, трубочки для сока, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, чай, кофе), салфетки, повязки для глаз, воздушные шарики.

 Словарная работа:

 лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, грудная клетка, живая природа, неживая природа.

Предварительная работа: 

беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, игры с мыльными пузырями, рисование мыльными пузырями,  изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.

Ход:

1. Воспитатель загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

(Ответы детей) 

Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся с некоторыми свойствами воздуха:

Опыт №1 «Поймай воздух». 

Я предлагаю поймать его с помощью пакетов (дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). 

Воспитатель: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)

Воспитатель: Что в них находится? (Воздух.) Пакеты наполнены воздухом.  Какой он? Опишите его.  (Прозрачный, невидимый, бесцветный)

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете  воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух) Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.

Первая карточка – «Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Опыт № 2. «Воздушные пузырьки»

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) Почему? (Ответы детей) Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? (Ответы детей) Потому что воздух легче воды.  В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) Все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.

Физминутка «Нам пора передохнуть»:

 Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)

Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. 
(наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. 
(дети садятся на места)
Опыт № 3. «Узнай по запаху»

Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. А теперь вдохните ртом воздух, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса) Правильно, чистый воздух — без вкуса и запаха. Ставим карточку-обозначение «Воздух не имеет вкуса и запаха»  (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).  А теперь скажите, как мы можем объяснить, что в столовой пахнет пирожками, а на лугу – цветами (ответы детей). Ребята, это движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем.

Игра «Узнай по запаху».

 Каждому из вас предлагаю узнать знакомые запахи (детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху содержимое тарелок: апельсин, чеснок, лук, чай, кофе).                            Вы замечательно справились.

 Ставим следующую карточку-обозначение: «Воздух переносит запахи» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

Д/и «Кому нужен воздух?».  

Воспитатель: Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы?

Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети и т.д.

Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют): дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу),  называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому» (воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

Воспитатель: Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы думаете, какой воздух чище: в городе или лесу? (В лесу.) Почему вы так думаете? (Ответы детей) Почему воздух становится грязным? (Выхлопные газы машин, едкий дым от свалок, промышленные отходы из заводских труб и др.) Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить воздух? (Ответы детей).

Правильно, чтобы воздух наш был чистым, нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать деревья.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей) 

Что вы сегодня узнали нового о воздухе? (Ответы детей):

Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи, когда движется.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Результат:

Дети на занятии проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющие знания и умения, они были заинтересованы, внимательны, организованы, предлагаемый материал был доступен, подкреплен наглядностью, интерес на занятии поддерживался за счет того, что дети смогли почувствовать свой успех при проведении опыта. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, на занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания, смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость. Цель занятия была достигнута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»

Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»

Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства» Интеграция образовательных областей: социально – комму...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.Цель: Научить детей определять наличие воздуха вокруг нас и показывать способы ег...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...