Сценарий дидактической игры по познавательному развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-РТВ. «Придумай и расскажи»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Чайковская Нина Степановна

Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления метафор. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор.Упражнять детей в составлении сравнений и загадок. Дать возможность детям самостоятельно сравнивать объекты и составлять про них загадки.Побуждать детей объяснять как и каким образом было составлено сравнение или загадка. Формировать чувствительность к красоте образных сравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа  ДОУ:  

«Детство», автор В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Гогоберидзе А.Г.

Возрастная группа : подготовительная

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

Сценарий  дидактической игры по познавательному развитию с элементами  ТРИЗ-ОТСМ-РТВ.  «Придумай и расскажи»

ОО « Познавательное развитие», Исследование объектов живой и неживой природы.

Цель:

        Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления метафор. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор.

  При обучении составлению метафоры, главной целью является усвоение МОДЕЛИ образного сравнения.

Задачи:  

Упражнять детей в составлении сравнений и загадок. При рассматривании изображений дать возможность детям самостоятельно сравнивать объекты и составлять про них загадки. Побуждать детей объяснять, как, каким образом было составлено сравнение или загадка.Побуждатьдетей6-7лет самостоятельно составлять метафоры и объяснять иносказательные фразы. Формировать чувствительность к красоте образных сравнений.

Виды деятельности:  коммуникативная, игровая

Формы организации: фронтальная ( общегрупповая), индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности:

Игровые ситуации , обучающие ситуации , с использованием литературного произведения, ситуативный разговор , игры, обсуждение, рассказывание, самостоятельная  художественная речевая деятельность.

Оборудование:

Пособие « Загадочные домики»

Демонстрационный материал 

  • Иллюстрации картин , объекты живой и неживой природы в картинках

Предварительная работа:

беседы, чтение художественной литературы , пословиц и поговорок, рассматривание альбомов с сюжетными  картинками.

Составление описательных рассказов .

                                                              Ход игры

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)-

Познавательная, мотивация общения ,информационная

1.Ребята мы с вами недавно отправлялись в путешествие по осеннему лесу. А сейчас я хочу вам предложить отправиться в зимний лес. Встанем в круг и произнесем слова…

2.Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа. Как изменился лес с приходом зимы.

3.Как изменилась жизнь животных зимой. Игра на сравнение.

Основная часть:

Ребята, а давайте, сейчас будем придумывать красивые фразы для животных и птиц. А составлять мы их будем при помощи метафор. Что нам для этого понадобится?

 На столе разложены картинки различных объектов и признаки. Ребенок выбирает любую картинку и признак по которому будет сравнивать с другим объектом. Например,

В:По какому признаку мы будем его сравнивать?

А что еще бывает пушистым или мягким?

А где сидит заяц ?

А теперь давайте соединим все ответы по схеме.

В:По какому признаку мы будем его сравнивать?

А кто еще спит в зимний период или вообще любит поспать?

А где спит медведь ?

А теперь давайте соединим все ответы по схеме.

Таким образом дети составляют метафоры про белку, снегиря, синичку.

Заключительная часть (рефлексия)- итог

А теперь дети давайте составим рассказ « Прогулка по зимнему лесу»

Вправо, влево повернись, в зимнем лесу очутись.

Дети по признакам описывают изменения в природе в зимний период.

Дети видят на картине лису, мышь, барсука, зайца и лося проводят сравнения их образа жизни в зимний период

Пособие« Загадочные домики»

На столе дети раскладывают пособие - домики  по схеме:     « Объект №1» -           « Признак» - « Объект №2»-  « Место» .

1.Дети выбрали зайца и вставили в домик с названием « Объект №1»,

Дети выбрали название признака по которому будут сравнивать- это рельеф и вставили в домик с названием      « Признак»,по признаку рельефа заяц- мягкий,

пушистый.

Ком ваты, пух, облака

На снегу

Заяц как снежный ком.

2.Дети выбрали медведя и вставили в домик с названием      « Объект №1»,

Дети выбрали название признака по которому будут сравнивать- это действие и вставили в домик с названием      « Признак»,по признаку действие медведь что делает- спит

Насекомые, человек ,который много спит его называют зовут соней, ежики т.д.

Под сугробом

Медведь как  сугробный  соня.

Дети придумывают рассказ о прогулке в зимнем лесу на основании составленных метафор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Самоанализ Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).

Возраст: старшая группаТема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

Дидактическая игра по познавательному развитию «Колесо обозрения» «О животном расскажи на картинке покажи»

Здравствуйте уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется многофункциональная дидактическая игра по познавательному развитию «Колесо обозрения» «О животном расскажи на картинке ...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию

   Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных опер...

Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Расскажем о весне Маше и Мише»

Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группыТема: «Расскажем о весне Маше и Мише» Цель: Развитие познавательной ак...