"Весна" ООД для детей 6 - 7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кулясова Елена Евгеньевна

Уточнение знаний детей о весне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 г. Туймазы  муниципального  района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

 образовательная область «Познавательное развитие»

раздел «Ознакомление с окружающим»

Тема: «Весна»

возрастная группа: дети 6 – 7 лет

                  Выполнил:

              воспитатель

                                           Кулясова Е.Е.

                                           

                                       

                                     г. Туймазы - 2019 г.

Цель: расширять и уточнять знания детей о весне, о взаимосвязи между объектами природы.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, явлениях;

- активизировать и обогащать словарь по теме «Весна»;

-познакомить  с весенним явлением «ледоход»;

- закреплять умение замечать изменения в природе и видеть характерные особенности весны;

- стимулировать умение видеть и представлять образ природы;

- формировать умение отвечать полным предложением на вопросы, согласовывать существительное с прилагательными в словосочетаниях.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес и любознательность;

-развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость;

-развивать моторику рук;

-способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического    

 мышления, памяти, целостного восприятия, творческого воображения.

 Воспитательные:

 -воспитывать у детей интерес к природе;

 -воспитывать интерес к познанию;

 -воспитывать у детей чувство прекрасного, желание наблюдать за красотой природных явлений;

 -воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других;

 -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, показ слайдов, использование художественного слова, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра, релаксация под музыку, указание, стимулирование, похвала.

 Словарная работа: существительные (слова - предметы): ледоход, весна, капель, сосульки, проталины, почки, заморозки, пахарь;

прилагательные (слова - признаки): теплое, ласковое, голубое, высокое, чистое, белые, большие, легкие, грязный, темный, серый, звонкие, веселые, перелетные, радостные;

глаголы (слова- действия): трещит, лопается, ломается, свисают.  

 Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Оборудование: слайдовый демонстрационный материал «Ледоход»,  «Небылицы», аудиозапись фрагмента произведения П.И. Чайковского «Времена года», конверты с разрезными картинками по количеству детей, мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук).

Ход ООД.

 I. Организационный момент. приветствие в кругу)

Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе « Привет!»

Улыбнись скорей в ответ

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель. Дети, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского  сада». Я решила дождаться вас и посмотреть что же в конверте. Здесь книга, посмотрите. Хотите узнать, что за сказка там спряталась?

Дети. Да.

Воспитатель.  Садитесь на свои места. Давайте  посмотрим!

 «Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они

дружно и по очереди правили всем миром: три месяца Зима, три месяца

Весна, три месяца Лето и три месяца Осень. Но однажды Зима решила,

что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под

снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от

холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: »Не печальтесь! У

меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не

справиться».

Дети, а дальше ничего нет. Листок оборван, но здесь что- то еще лежит.

(Воспитатель достает желтый круг, разрезанный на части).

Здесь в конверте еще лежат, какие - то части фигуры, а на них вопросы.

Может быть - это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.

(На деталях желтого цвета вопросы; сколько времен года, сколько месяцев в

году, сколько месяцев в каждом времени года, сколько дней в неделе,

сколько частей в сутках, назовите время суток).

Воспитатель. Сколько времен года?

Дети. 4 времени года.

Воспитатель. Сколько месяцев в каждом времени года?

Дети. По 3 месяца.

Воспитатель. Сколько дней в неделе?

Дети. 7 дней.

Воспитатель. Сколько частей в сутках?

Дети. 4 части суток.

Воспитатель. Назовите части суток.

Дети. Утро, день, вечер, ночь.

 Воспитатель. А если нам сложить все детали, какая фигура получится?

Дети.  Круг.

Воспитатель.  Какого цвета?

Дети. Желтого.

Воспитатель.  На что же похож желтый круг?

Дети: На солнце.

Воспитатель:  А чего не хватает у нашего солнца?

Дети. Лучей.

Воспитатель. А давайте соберем все лучики вместе и поможем весне согреть землю?

Дети. Да.

Воспитатель. Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания.

(на лучиках задания)

Воспитатель. Вот  первое задание. 

Отгадайте загадки.

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …(Весна)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц …(Март)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Чёрный, проворный,                                                                                                                   Кричит "Крак",                                                                                                                     Червякам враг.  (Грач)

Воспитатель. Вы справились с заданием. Вот у солнышка появился первый лучик (прикрепляем  один лучик).

Воспитатель. Переходим ко второму заданию. Дети, вам надо проявить себя и показать свои знания о птицах. Сможете?

Дети. Да.

Воспитатель: Назовите  перелетных  птиц?

Дети. Ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка.

Воспитатель.  Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за  пахарем?

Дети.  Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они ходят по земле

и собирают  семена, плоды, оттаявшие из - под снега, первых червяков.

Воспитатель.  Молодцы, справились с заданием. Вот еще  один лучик появился у солнышка (прикрепляем еще один лучик). 

Воспитатель. Дети, а сейчас мы отдохнем.

Физминутка «Весенняя»

Утром солнышко встает,

Теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет,

Без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями

изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки

поднимают вверх).

Воспитатель. Дети, а вы знаете, что такое ледоход и  когда-нибудь видели, как начинается ледоход?

Дети. Нет.

Воспитатель. Тогда послушайте меня.

 Рассказ о  ледоходе с сопровождением слайдов. (Слайд №1)

Весной на реке трещит лед, потому что и про него солнышко не забыло, тоже своим лучиком коснулось. Значит, лед трещит, лопается, ломается. Вот это время называется ледоход. А говорят так, потому что от слова лед ходит. Ледоход – это движение льдин на реках и озерах под действием течения или ветра.

А В. Бианки  в рассказе «Весной на реке», вот как описывает ледоход (чтение).

Когда идет ледоход, нельзя близко подходить к реке. Возле берега становится опасно, лед рыхлый. Весной он ломается без треска, можно не услышать и провалиться.

Воспитатель. Теперь мы с вами знаем, что такое ледоход.

Воспитатель. Следующее третье задание, игра «Небылицы».

Каких  из этих примет  не бывает весной?

Воспитатель. Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Слайд №2)

Дети. Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга.

Воспитатель: Набухают почки, созревают яблоки, появляются подснежники, грачи начинают строить гнезда.(Слайд №3)

Дети. Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.

Воспитатель. С крыш свисают сосульки, снег темнеет, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Слайд №4)

Дети. Листья желтеют и опадают осенью, а не весной.

Воспитатель. Хорошо, справились с заданием. Вот еще лучик появился у солнышка (прикрепляем еще один лучик).

Прежде чем выполнить следующее  задание, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Весна идет»

(На каждую строчку загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев).

Раз – весна.

Два – капель.

Три – сосульки тают.

Март пришел.

Идет апрель.

Птицы прилетают (скрестить ладони, пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички).

Воспитатель. Следующее четвертое задание «Собери картинку». Откройте конвертики и соберите картинки.

(Звучит музыка, дети выполняют задание «Собери картинку». Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям).

Воспитатель. Молодцы, дети. Что изображено на ваших картинках?

Дети: Эти картинки о весне.

Воспитатель. Хорошо, справились с заданием. Вот еще лучик появился у солнышка (прикрепляем еще один лучик).

Воспитатель. Следующее пятое задание  называется  «Догадайтесь, о чем я говорю» (с  мячом).

Воспитатель называет прилагательные, а дети отгадывают, о чем можно сказать.

Воспитатель: Теплое, ласковое.

Дети: Солнце.

Воспитатель: Голубое, высокое, чистое.

Дети: Небо.

Воспитатель: Белые, большие, легкие.

Дети: Облака.

Воспитатель: Грязный, темный, серый.

Дети: Снег.

Воспитатель: Звонкие, веселые.

Дети: Ручьи.

Воспитатель: Теплый, ласковый.

Дети: Ветер.

Воспитатель: Перелетные, радостные.

Дети: Птицы.

Воспитатель: Замечательно,  справились с заданием. Вот еще один лучик появился у солнышка (прикрепляем еще один лучик).

Воспитатель.  Давайте встанем, пройдем на ковер, расположимся по - удобнее: кто-то может лечь, кто-то – присесть. Закройте глаза и представьте, что вы попали  на весеннюю лесную полянку.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь на весенней поляне. Воздух свеж, чист, и прозрачен, дышите глубже. Вдох – выдох.
Дышится легко, ровно, глубоко. Ах, какой свежий весенний воздух! Травка мягкая, нежная, шелковистая. Солнце светит ярко, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучики согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы неподвижны, это как тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.
Хорошо понежиться, полежать на травке. Но пора вставать. А теперь откройте глаза, мы с вами хорошо отдохнули.

Дети встают.

Воспитатель. Ну что, мы выполнили все задания. Восстановили солнцу лучики, чтобы наступила весна, а зима закончилась и отступила.

Итог.

Воспитатель. Дети, давайте вспомним, о  чем мы сегодня говорили? Чем

занимались? Что нового  узнали? Что было трудно? Что интересно?  

Дети. (отвечают)

Воспитатель.  Вы молодцы! Спасибо вам большое!

Кто этот клубок в руки возьмет – тот слово красивое о весне назовет (теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...